Дело №а- 269 /2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
21 июля 2020 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Магомедовой А.К., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «ОТП БАНК» к начальнику ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м, УФССП по РД о признании незаконными бездействий пристава
У С Т А Н О В И Л :
АО «ОТП БАНК» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными бездействия начальника ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м, выразившееся в не вынесении и не направлении постановления о возбуждении исполнительного производства, в не направлении в адрес взыскателя АО «ОТП БАНК» процессуальных документов по исполнительному производству.
Свое заявление мотивируют тем, что в ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м ДД.ММ.ГГГГ предъявлялся исполнительный документ за 2-140/2019 г., выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> РД Республики Дагестан о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО2.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Бездействие старшего судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа, в установленный законом срок, возлагается на судебного пристава-исполнителя. В соответствии с абз. 2 п. 7 ч.1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии со ст. ст. 30, 36, 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 38, 218, 360 КАС РФ, п.п. 15, 20, 40, 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административный истец просит суд признать незаконными бездействия старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м, выразившиеся в не вынесении постановления об обращении взыскания на заработную плату должника, в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ, в непроведении проверки имущественного положения по месту жительства, в несвоевременном направлении в адрес взыскателя АО «ОТП БАНК» процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства.
На судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От административного истца, ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м, УФССП по РД поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Должник-третье лицо по настоящему делу ФИО2 была извещена надлежаще о начале процесса, но в суд не явилась.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела и исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания незаконными постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Федеральный закон "Об исполнительном производстве") постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей, что следует из ст. 5, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах". Часть 1 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи. Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, а также мер принудительного исполнения, применяемых судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства, установлен ст. 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Из материалов дела следует, что в ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м ДД.ММ.ГГГГ предъявлялся исполнительный документ за 2-140/2019 г., выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> РД Республики Дагестан о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО2.
Судебным приставом-исполнителем УФССП по <адрес> ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м ФИО5 возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО2 в пользу взыскателя АО «ОТП БАНК» задолженности по кредитным платежам в размере 130 057, 40 рубля.
Из анализа правовых норм следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что по исполнительному производству на систематической основе в рамках исполнительного производства совершались необходимые действия, направленные на исполнение исполнительного документа, что усматривается из сводки по исполнительному производству.
Сводка по исполнительному производству содержит 87 действий, постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено, имущественное положение проверено, процессуальные документы направлены, вынесено постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ, проведена проверка имущественного положения по месту жительства направлены в адрес взыскателя АО «ОТП БАНК» процессуальные документы, вынесенные в рамках исполнительного производства.
Таким образом, учитывая, что судебным приставом-исполнителем на систематической основе в рамках исполнительного производства совершались необходимые действия, направленные на исполнение исполнительного документа, то требования истца подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных Акционерным обществом «ОТП Банк» к начальнику ОСП по Хунзахскому, Тляратинскому и <адрес>м, УФССП по РД о признании незаконными (бездействия) должностного лица службы судебных приставов по взысканию задолженности по исполнительному документу, выданному ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> РД Республики с должника ФИО2 в пользу АО «ОТП БАНК» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хунзахский районный суд РД.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья