Дело № 33-1565/2021
Судья Дробышева Е.В. (№2-1482/2020, УИД 68RS0004-01-2020-001842-97)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 26 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,
судей: Александровой Н.А., Коломниковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стрельниковой О.Ю. и секретарем Ивановой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эрдмана С.Г. к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района о возложении обязанности по устранению нарушенных прав,
по апелляционной жалобе администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области на заочное решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Коломниковой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
В обоснование вышеназванных исковых требований Эрдман С.Г. указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом ***. Между ним и МУП "Цнинский хозяйственный центр» 15 марта 2019 года был заключен договор водоотведения, согласно которого МУП обязалось осуществлять прием сточных вод истца в централизованную систему водоотведения. Срок действия договора был определен до 31 декабря 2019 года. В соответствии с извещением от 07 апреля 2020 года договор расторгнут с 15 апреля 2020 года. С момента расторжения договора прием сточных вод и канализации не осуществляется. Части канализационного сооружения выведены из строя и не функционируют, в связи с этим сточные воды периодически стекают вниз по улице, что нарушает его права на благоприятную окружающую среду. Он неоднократно обращался в контролирующие органы, однако, до настоящего времени нарушение не устранено.
Просил обязать ответчика восстановить работу центральной канализации, предназначенной для приема и стоков канализационных отходов от жилых домов, расположенных по улицам Широкая, Трудовая, Зеленая с.Бокино Тамбовского района Тамбовской области.
Заочным решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02 ноября 2020 года исковые требования Эрдмана С.Г. удовлетворены. На администрацию Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность восстановить работу центральной канализации, расположенной в границах участка с КН ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Бокино, мкр.Новый, по ул.Широкой, ул.Зеленой, ул.Трудовой, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 января 2021 года администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области отказано в удовлетворении заявления об отмене заочного решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02 ноября 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области просит отменить вышеназванное заочное решение и отказать Эрдману С.Г. в удовлетворении иска, указав, что судом не исследован вопрос о принадлежности спорной канализационной системы и канализационной насосной станции (далее по тексту - КНС), а также о том входит ли данная КНС в систему очистных сооружений, которую построили и ввели в эксплуатацию за счет бюджетных денежных средств Цнинского сельсовета в рамках концессионного соглашения. О том, что система очистных сооружений в с.Бокино Тамбовского района была построена на основании данного соглашения, заключенного между Цнинским сельсоветом Тамбовского района Тамбовской области и ООО «УК Строитель- Ресурс» за счет софинансирования бюджетов и то, что право собственности по результату строительства должно принадлежать Цнинскому сельскому совету нашло свое отражение в решении Арбитражного суда Тамбовской области от 25 сентября 2018 года по делу ***. Также в указанном решении отражено, что объект по концессионному соглашению построен, введен в эксплуатацию. Право собственности на построенный объект зарегистрировано за администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, что подтверждается свидетельством о праве собственности от *** серия ***. Судом не дана правовая оценка указанным обстоятельствам.
Кроме того, обращает внимание на то, что плату за водоотведение взимал МУП «Цнинский хозяйственный центр», которому администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области была передана система водоотведения (канализационные сети).
Считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, судом не изучен вопрос о вводе в эксплуатацию существующей системы канализации, возможности ее эксплуатирования, не определен круг мероприятий, которые необходимо произвести с целью приведения системы канализации в надлежащее состояние, а также целесообразность проведения таких работ. Указывает, что канализационная система не является бесхозяйной, поскольку строительство производилось по программе с использованием бюджетных средств и использовалась МУП «Цнинский хозяйственный центр», что подтверждается материалами дела
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Эрдман С.Г. просит оставить ее без удовлетворения.
В судебной заседании апелляционной инстанции представитель администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области поддержала доводы апелляционной жалобы, истец, его представитель, представители третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обсудив данные доводы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что правовых оснований, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьями 225, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 г. N 86-З "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установив факт нарушения прав истца на благоприятную окружающую среду, поскольку канализационно-насосная станция, предусматривающая сбор сточных и канализационных вод домов, по ***, на которой расположен дом истца, а также с других улиц, вышла из строя и длительное время не восстанавливается, водоотведение прекращено, исходя из вышеперечисленных норм, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно возложил обязанность по устранению нарушения на ответчика. Согласно положениям статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (с пунктом 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Как установлено и следует из материалов дела, что, истец проживает по адресу: *** Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 3983 кв.м, расположен на землях населенного пункта с.Бокино, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Тамбовская область, Тамбовский район, с.Бокино, мкр.Новый, по ул.Широкой, ул.Зеленой, ул.Трудовой, сформирован под строительство очистных сооружений в с.Бокино мкр.Новый. На этом участке расположены самовольно построенные КНС, колодец, канализационная сеть. Водоотведение из домов, расположенных на ул.Широкой мкр.Новый с.Бокино Тамбовского района ранее осуществлялось через указанные объекты, присоединенные к централизованной системе водоотведения.
Между истцом и МУП "Цнинский хозяйственный центр» 15.03.2019 был заключен договор водоотведения, согласно которому МУП осуществлялся прием сточных вод истца в централизованную систему водоотведения сточных вод. В соответствии с извещением от 07.04.2020 договор расторгнут с 15.04.2020 в связи с отсутствием оснований и технической возможности осуществлять прием и транспортировку стоков от жилых домов по ул.Широкой, ул.Трудовой, ул.Зеленой мкр.Новый с.Бокино на очистные сооружения (л.д.10).
После расторжения договора прием сточных вод в централизованную систему водоотведения прекратился.
Управлением Роспотребнадзора рассматривалось обращение жителей с.Бокино по вопросу загрязнения хозяйственно-фикальными стоками территории, прилегающей к жилым домам мкр.Новый с.Бокино. В рамках рассмотрения данного обращения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» было проведено обследование территории по ул.Широкая мкр.Новый с.Бокино и установлено, что резервуар КНС заполнен полностью сточными водами, КНС не работает, канализационные колодцы в районе жилых домов также заполнены полностью, органолептически ощущается запах канализации.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о подтверждении факта нарушения прав истца на благоприятную окружающую среду.
Также судом установлено, что на КНС, через которую ранее осуществлялось водоотведение, колодец и сеть канализация, проходящую по земельному участку с кадастровым номером ***, право собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке, данные объекты не передавались гарантирующей организации и МУП "Цнинский хозяйственный центр», на учет в качестве бесхозяйных не поставлены.
Вместе с тем, исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и передавать данные сети для осуществления содержания и обслуживания указанных бесхозяйных сетей, тем самым обеспечив непрерывную работу канализационной сети.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что, ответчик обязан был организовать мероприятия, направленные на содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, судебная коллегия признает правильными. В связи с невыполнением обязанности по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных канализационных сетей, расположенных на территории Бокинского сельского совета и имеющих признаки бесхозяйной недвижимой вещи, по передаче их гарантирующей организации, именно на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды путем возложения обязанность провести мероприятия по восстановлению работы центральной канализации, расположенной в границах земельного участка муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что КНС входит в систему очистных сооружений, принадлежащих Цнинскому сельсовету Тамбовского района Тамбовской области на основании концессионного соглашения от 19.03.2012 не нашли своего подтверждения. Из материалов дела, в том числе постановления № 236 от 19.10.2018 администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, схемы сооружения -канализационной сети, совместного акта представителей лиц, участвующих в деле от 19 мая 2021 г., пояснений специалиста Милосердова А.Б. в суде апелляционной инстанции, следует, что спорные КНС, колодец и сети канализации не входят в состав канализационной сети, сооруженной на основании концессионного соглашения от 19.03.2012, являются самовольной постройкой.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции исследовался вопрос о возможности эксплуатации спорной КНС и канализационной сети. При этом доказательств того, что эксплуатация этих объектов невозможна ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции ответчик не представил. Напротив, из материалов дела, в том числе, представленного истцом договора с МУП «Цнинский хозяйственный центр», следует, что водоотведение через КНС и канализационную сеть до недавнего времени осуществлялась надлежащим образом. Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности прекративших работу объектов, входящих в систему водоотведения, должен определять ответчик, с учетом состояния данных объектов и на основании положений действующего законодательства, регулирующего порядок выявления, учета, передачи гарантирующей организации бесхозяйных объектом водоотведения.
Доводы автора жалобы о необоснованном возложении на ответчика него затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных сетей являлись предметом исследования судов и мотивированно отклонены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, с чем не может не согласиться судебная коллегия, отвергая, при этом, иные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, которые не могут повлиять на существо принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 02 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бокинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи