Дело № 2а-465/2019
88а-4125/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 17 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Гарикова С.Р. на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края к Гаврикову С.Р. о досрочном прекращении полномочий главы Кавалеровского муниципального района Приморского края.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя Губернатора Приморского края Макаренко В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Губернатор Приморского края обратился в Кавалеровский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий главы Кавалеровского муниципального района Приморского края Гаврикова С.Р.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Думы Кавалеровского муниципального района Приморского края от 8 июня 2016 года № 553 Гавриков С.Р. избран главой Кавалеровского муниципального района Приморского края. На основании приказа Губернатора Приморского края от 6 июня 2019 года № 67мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в отношении Гаврикова С.Р. проведена проверка соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных законом.
В ходе проверки выявлены факты предоставления Гавриковым С.Р. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги за отчетные периоды 2017 и 2018 годов, а именно: в разделе 6 соответствующей справки «Сведения об обязательствах имущественного характера» не отражены сведения о наличии у Гаврикова С.Р. прав аренды с 10 ноября 2010 года по 9 ноября 2035 года в отношении земельного участка площадью 4 500 000 кв.м. с кадастровым номером №; в справке на супругу недостоверно отражены сведения о площади принадлежащего ей нежилого здания, указана площадь 366,1 кв.м., тогда как площадь объекта составляет 656,3 кв.м. При этом уточняющие справки о доходах Гаврикова С.Р. и его супруги за 2017 и 2018 годы в департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края не поступали. Согласно данным ООО «Электронный муниципалитет» уточненные сведения о доходах Гаврикова С.Р. и его супруги за 2017 и 2018 годы были размещены на официальном интернет-сайте администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края 29 мая 2019 года после получения Гавриковым С.Р. соответствующего письма о несоблюдении им антикоррупционного законодательства. Таким образом, глава Кавалеровского муниципального района Приморского края Гавриков С.Р. не исполнил обязанность, установленную частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что является основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 22 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года, административное исковое заявление Губернатора Приморского края удовлетворено, постановлено считать полномочия главы Кавалеровского муниципального района Приморского края Гаврикова С.Р. досрочно прекращенными на основании частей 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20 марта 2020 года административным ответчиком Гавриковым С.Р. через Кавалеровский районный суд Приморского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 апреля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением и неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что у Губернатора Приморского края отсутствовали предусмотренные законом основания для проведения в отношении него проверки достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Решение о проведении проверки принято на основании информации депутата Думы Кавалеровского муниципального района, однако в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ депутат Думы не входит в перечень лиц, информация которых является основанием для проведения такой проверки. При принятии решения о досрочном прекращении полномочий главы Кавалеровского муниципального района Приморского края не был рассмотрен и не учтен характер нарушений для применения альтернативных мер ответственности. Решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального права, поскольку о допущенном нарушении и.о. губернатора ФИО1 стало известно 3 июня 2019 года, следовательно, административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения с настоящим исковым заявлением, что судом не учтено. В судебных актах отсутствуют выводы по оценке представленных в материалы дела доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций подобные нарушения не допущены.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Губернатора Приморского края от 6 июня 2019 года № 67-мк в отношении главы Кавалеровского муниципального района – главы администрации Кавалеровского муниципального района Гаврикова С.Р. проведена проверка соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Приморского края.
По результатам проведенной проверки установлено, что на основании договора от 10 ноября 2010 года № 39/10-578 Гаврикову С.Р. в аренду из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен земельный участок площадью 4 500 000 кв.м. с кадастровым номером №, срок аренды установлен с 10 ноября 2010 года по 9 ноября 2035 года. Супруге Гаврикова С.Р. – ФИО2 с 29 августа 2013 года принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 656,3 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
Между тем, Гавриков С.Р., декларируя свое имущество за 2017 и 2018 годы, в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не отразил сведения о нахождении в его пользовании земельного участка площадью 4 500 000 кв.м. с кадастровым номером №, а в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на свою супругу ФИО2 за 2017 и 2018 годы неверно указал площадь принадлежащего супруге нежилого здания с кадастровым номером № в размере 366,1 кв.м., тогда как площадь объекта составляет 656,3 кв.м.
Разрешая настоящее дело, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частей 7.1 - 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 2, 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения» и установив факт предоставления Гавриковым С.Р. неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу за отчетные периоды 2017 и 2018 годов, объем которых нельзя признать несущественными, ошибочными или незначительными, пришли к выводу о наличии оснований для применения к главе Кавалеровского муниципального района Приморского края Гаврикову С.Р. юридической ответственности за допущенные нарушения в виде досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Данные выводы судов мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для признания их неправильными и необоснованными не имеется.
В соответствии с частью 4.1 статьи 36, частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, в том числе соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, регулируется Законом Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения» (далее – Закон Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ).
Согласно части 17 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Губернатор Приморского края обращается с заявлением: 1) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд; 2) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Частью 17(1) статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ, введенной Законом Приморского края от 4 декабря 2019 года № 642-КЗ, установлено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные частью 7.3(1) статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ такими мерами ответственности являются: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Судами дана оценка объему и характеру представленных Гавриковым С.Р. недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги на предмет их существенности. С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии признака незначительности допущенного Гавриковым С.Р. нарушения при соблюдении им установленных законом обязанностей и, соответственно, об отсутствии оснований для применения иной меры ответственности, кроме как досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу части 7.2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 4.4 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, части 3 и пункта 1 части 4 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ докладная записка департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 3 июня 2019 года, составленная по результатам рассмотрения обращения депутата Думы Кавалеровского муниципального района ФИО3, явилась достаточным основанием для проведения проверки соблюдения установленных законом обязанностей, ограничений и запретов главой Кавалеровского муниципального района Приморского края Гавриковым С.Р.
Судебная коллегия кассационного суда также соглашается с выводами судебных инстанций о соблюдении административным истцом трехмесячного срока обращения с настоящим административным иском, который подлежит исчислению с даты окончания в отношении Гаврикова С.Р. проверки и представления Губернатору Приморского края соответствующего доклада от 29 июля 2019 года.
Ссылка административного ответчика о необходимости исчисления процессуального срока обращения в суд с даты направления исполняющему обязанности Губернатора Приморского края докладной департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 3 июня 2019 года несостоятельна, поскольку вышеприведенные положения законодательства связывают право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на обращение в суд с требованием о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, при неисполнении установленных законом обязанностей, запретов и ограничений с фактом выявления данных нарушений по результатам проведенной проверки.
Доводы заявителя в остальной части, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, в целом сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятые по делу решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гаврикова С.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи