УИД 78RS0016-01-2020-004464-75
Дело № 2-364/21 25 января 2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Немченко А.С.,
при секретаре Зуевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения комиссии, восстановлении на учете для получения социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному Управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС по Санкт-Петербургу, оформленное в виде выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты; восстановить истца на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является сотрудником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и замещает должность старшего дознавателя группы дознания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Красногвардейскому району в звании майора. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № истец снята с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. б п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" – в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника - отказ от участия в приватизации квартиры. Отказ ответчика является незаконным и ограничил право истца на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья за счет средств федерального бюджета.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направила в суд своего представителя ФИО7, действующего на основании доверенности, который в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в иске просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Изучив представленные материалы, суд на основании оценки имеющихся доказательств полагает требования иска не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец проходит службу в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и замещает должность старшего дознавателя группы дознания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Красногвардейскому району в звании майора.
Решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № истец на основании п.2, п.5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ принята на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ
Решением заседания единой жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилых помещений (социальных выплат) № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в учетные данные истца: основанием для принятия на учет установлен п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ.
Согласно выписке из протокола заседания территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию пп. б п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" – в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника - отказ от участия в приватизации квартиры.
Согласно выписке из протокола заседания территориальной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ решение территориальной комиссии Главного управления, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № оставлено без изменения.
Из указанных выписок из протоколов следует, что на момент постановки на учет истец (ДД.ММ.ГГГГ г.) была зарегистрирована с родителями по адресу: <адрес>, одна комната в двухкомнатной коммунальной квартире общей/жилой площадью 46,32/19 кв.м; общая долевая собственность <адрес> долей в праве у ФИО2 (мать) согласно договору передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № №
При постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты истец и ее мать, ФИО3 занимали указанную комнату в коммунальной квартире на основании ордера администрации Невского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
По запросу единой жилищной комиссии Главного управления (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) у истца запрошена копия договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № № До этого момента указанный документ в комиссию представлен не был.
Согласно договору передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Договор) комната по адресу: <адрес> передана в собственность ФИО2 (мать истца). Согласно представленному истцом согласию от ДД.ММ.ГГГГ серия № №8 в договор передачи доли квартиры в собственность граждан просила ее не включать, истец отказалась от участия в приватизации жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Согласно пункту 4 Договора право собственности на безвозмездное передаваемую долю площади жилых помещений и пропорциональную ей долю в праве собственности, на общее имущество коммунальной квартиры возникает с момента государственной регистрации настоящего договора.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ. номер регистрации №, что также подтверждается справкой о регистрации истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец отказалась от права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ
ФИО4 (супруг) и ФИО5 (сын) зарегистрированы по адресу: <адрес> в праве у ФИО4 и его родителей). Документов, подтверждающих совместное проживание истца с супругом и сыном, в материалы дела не представлено.
Установлено, что истец имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ.
Согласно п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ) (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
Между тем в силу требований ч. 8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Данное нормативное регулирование основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления сотрудникам (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом (определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2655-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2893-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 117-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1223-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1977-О и др.).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу 20 раздела III "Определение размера единовременной социальной выплаты" Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником или членом его семьи намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как видно из материалов дела, до отказа от участия в приватизации истец была зарегистрирована по адресу: <адрес>, имеющей общую площадь 46,32 кв.м, как член семьи нанимателя жилого помещения и имела бы право, с учетом п. 20 Правил N 369, на получение единовременной социальной выплаты в предусмотренном законом размере за вычетом указанной площади.
Отказавшись от участия в приватизации жилого помещения в пользу других членов семьи, истец тем самым имела намерение на получение единовременной социальной выплаты без вычета приходящейся на ее долю жилплощади в жилом помещении, от приобретения которой в собственность она отказалась.
Указанные обстоятельства обоснованно расценены комиссией ответчика как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере. Кроме того, ответчиком обоснованно принято во внимание, что истцом каких-либо доказательств, подтверждающих совместное проживание с супругом и сыном, не представлено. Не представлено их и суду.
Таким образом, указанные действия истца в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ и пп. "б" п. 15 Правил дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения сотрудником указанных намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, отказ истца от участия в приватизации квартиры является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, в связи с чем истец правомерно была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Ссылка истца на то, что отказ от участия в приватизации спорной комнаты был оформлен ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно на момент принятия оспариваемого решения прошло более 5 лет, не может быть принята во внимание, поскольку при установленном факте намеренного ухудшения истцом жилищных условий, основания для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца пояснил, что для ФИО1 имеет значение дата постановки на учет, поскольку при восстановлении на учете ФИО1 уже в ближайшее время вправе рассчитывать на получение выплаты с учетом очередности, определенной с даты постановки на учет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, поскольку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был оформлен отказ от участия в приватизации спорной комнаты, которая перешла в собственность ее матери ФИО2 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение ее жилищных условий, и с учетом той очередности, которая была установлена на ДД.ММ.ГГГГ, а не на ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи, оснований для восстановления ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, как и отсутствуют основания для признания незаконным решения комиссии ГУ МЧС по Санкт-Петербургу от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО1 с учета для получения указанной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения комиссии, восстановлении на учете для получения социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в полном объеме посредством подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ