ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года <адрес>
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.
при секретаре Спирковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Т.П., Анисимова А.А. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Анисимова Т.П., Анисимов А.А. обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия к администрации Петрозаводского городского округа с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, указывая на то, что истцы являются нанимателями по договору социального найма двухкомнатной благоустроенной <адрес> в
<адрес>. В настоящее время <адрес>, в котором истцы являлись нанимателями <адрес>, снесен. Ранее в связи с повреждением указанной квартиры вследствие пожара истцам на основании постановления Главы самоуправления
<адрес> «О перераспределении жилой площади в маневренном жилом фонде»
№ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено помещение в маневренном фонде, состоящее из комнат в двухкомнатной квартире площадью 28,5 кв.м, расположенное по адресу:
<адрес>. В последствии с истцами был заключен договор найма указанного специализированного жилого помещения маневренного фонда, который неоднократно пролонгировался вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Истцы состоят на учете нуждающихся в жилом помещении граждан с ДД.ММ.ГГГГ и на протяжении 25 лет проживают в маневренном жилом помещении. Ссылаясь на нарушение ответчиком конституционных прав на жилище, истцы, уточнив требования просят возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью 45,7 кв.м по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Истцы Анисимова Т.П., Анисимов А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. До начала судебного заседания истцом Анисимовой Т.П. представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования с учетом их уточнения просила удовлетворить.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежаще извещен. В ранее представленном суду письменном отзыве и дополнительных пояснениях ответчик исковые требования не признал (№), указывая на то, что в материалах учетного дела отсутствуют документы, свидетельствующие о признании в установленном порядке жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания или признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцы правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладают, просил в удовлетворении иска отказать.
Поскольку судом были предприняты предусмотренные ГПК РФ меры уведомления о рассмотрении дела и возможности его разбирательства в присутствии представителя ответчика, а последним не было принято должных мер к реализации процессуальных прав, предусмотренных статьей 35 ГПК РФ, суд, принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие, и считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также копии из материалов административного дела №, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Так, в силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях. Положения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Конституционный Суд РФ, проверяя конституционность положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке по и. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Таким образом, для предоставления жилого помещения вне очереди в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ необходимо соблюдение таких условий, как признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и нуждаемость гражданина в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом положений ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что Анисимова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее сын Анисимов А.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выступают на стороне нанимателя по договору социального найма в отношении жилого помещения – квартиры по адресу:
<адрес>,
Указанное жилое помещение является муниципальным, находится в собственности Петрозаводского городского округа, представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 45,7 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №.
По сведениям МКП «Петрозаводская паспортная служба» в указанной квартире имеют постоянную регистрацию по месту жительства Анисимова Т.П. (с ДД.ММ.ГГГГ) и Анисимов А.А. (с ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> в <адрес> произошел пожар, что подтверждается справкой старшего дознавателя № УГПС МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ В результате пожара значительные повреждения причинены в том числе <адрес> указанного многоквартирного дома.
Постановлением Главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семье Анисимовой Т.П. из 3-х человек, как пострадавшей от пожара в <адрес>, временно выделена двухкомнатная квартира <адрес> по
<адрес> в <адрес> - специализированное жилое помещение маневренного фонда, находящееся в муниципальной собственности. В указанном жилом помещении истцы проживают по настоящее время.
Согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам на период - до получения ими другого жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Судом также установлено, что истцы в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете в администрации Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи из 2-х человек.
Материалами административного дела № подтверждается, что в соответствии с заключением постоянно действующей комиссии по списанию основных средств с баланса МУ «Служба единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ комиссия провела обследование жилого <адрес> на предмет его списания с баланса МУ «Служба единого заказчика» в связи с нецелесообразностью его восстановления после пожаров, происшедших в 1995 и 1996 г.г. Установлено, что указанный дом 1958 г. постройки, брусчатый, двухэтажный, 8-квартирный, с печным отоплением и холодным водоснабжением, расположен в санитарной зоне Петрозаводского станкостроительного завода. По состоянию 1994 г. технический износ дома составляет 57%. Вследствие пожаров в доме выгорели полностью 4 квартиры, чердачное перекрытие и кровля 50%, значительно пострадали оставшиеся 4 квартиры, внутренняя отделка и ограждающие конструкции мест общего использования. Учитывая вышеизложенное, комиссия пришла к выводу, что вышеуказанный жилой дом восстановлению не подлежит; МУП № следует разобрать строение, пригодный от разборки материал оприходовать и использовать для производства текущего ремонта жилого фонда.
Согласно распоряжению Комитета на управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о списании и осуществлении сноса жилого <адрес>, находящегося на балансе МУ «Служба единого заказчика», в связи с нецелесообразностью его восстановления после пожара.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя ответчика и МКУ «Служба заказчика» обследования территории, на которой ранее располагался многоквартирный <адрес>, выявлено, что на территории имеются остатки конструкции фундамента, обследовать в полном объеме участок не представилось возможным ввиду наличия на нем густой поросли кустарников и деревьев, а также завалов грунта и мусора.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в данным Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п. 42). На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании обращений истца Анисимовой Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, проведена оценка соответствия жилого помещения по адресу:
<адрес>, требованиям Положения, по результатам которого составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанному заключению межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания вышеуказанного помещения непригодным для проживания, которое, в свою очередь, является основанием для принятия администрацией Петрозаводского городского округа постановления о признании жилого помещения (квартиры) № в многоквартирном <адрес> по Кооперативной улице в <адрес> непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, установив фактическое состояние многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, а также то, что жилое помещение № в указанном жилом доме в установленном порядке признано непригодным для проживания, приняв во внимание факт нахождения истцов на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что истцы относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом факт проживания в настоящее время истцов в жилом помещении маневренного фонда с учетом правовой природы таких помещений не является обстоятельством, препятствующим реализации их права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам по основаниям ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление другого жилого помещения в данном споре носит компенсационный характер.
Соответственно, жилое помещение в замен признанного непригодным для проживания подлежит предоставлению истцам исходя из принципа равнозначности ранее занимаемому, то есть общей площадью не менее 45,7 кв.м.
Таким образом, исковые требования Анисимовой Т.П., Анисимова А.А. подлежат удовлетворению. На ответчика надлежит возложить обязанность предоставить истцам вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Петрозаводского городского округа, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Петрозаводского городского округа, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 45,7 кв.м.
Согласно ст. 98 ГПК РФ в пользу истцов с ответчика также подлежат взысканию документально подтвержденные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. – по 150 руб. в пользу каждого из истцов.
Излишне уплаченная каждым из истцов государственная пошлина в размере
150 руб. (общая сумма – 300 руб.) может быть возвращена истцам по правилам ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 233, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Анисимовой Т.П., Анисимова А.А. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа
(ИНН 1001040505) обязанность предоставить Анисимовой Т.П.
(ИНН №) и члену ее семьи Анисимову А.А.
(ИНН №) вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Петрозаводского городского округа, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Петрозаводского городского округа, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 45,7 кв.м.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) в пользу Анисимовой Т.П. (ИНН №) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) в пользу Анисимова А.А. (ИНН №) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Величко
ДД.ММ.ГГГГ