Судья Виноградова О.Ю. Дело № 33а-8270/2022
УИД 24RS0017-01-2021-007208-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2022 годаг. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи – Мирончика И.С.
судей – Штея Н.А., Жихарева Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.
рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.
административное дело по административному исковому заявлению Мазая Дмитрия Александровича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю либо ФКУ СИЗО-1), Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 24 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России) о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, возложении обязанности направить на медицинское освидетельствование
по апелляционной жалобе Мазая Дмитрия Александровича
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13.04.2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Мазая Дмитрия Александровича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, возложении обязанности направить на медицинское освидетельствование, отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мазай Д.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения начальника ФКУ СИЗО-1 Какоулина И.Н. от 12.10.2021 г. об отказе в направлении истца на медицинское освидетельствование; о возложении обязанности его на медицинское освидетельствование в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. № 3.
Требования мотивированы тем, что постановлением Центрального районного суда г. Красноярска от 26.10.2021 г. в отношении административного истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В настоящее время он содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Истец страдает сахарным диабетом 1 типа с тяжелым течением, со множественными осложнениями и сопутствующими заболеваниями. 11.10.2021 г. он обратился к начальнику ФКУ СИЗО-1 с заявлением о проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию его под стражей. Постановлением начальника учреждения от 12.10.2021 г. в направлении на медицинское освидетельствование ему было отказано, в связи с тем, что тяжелыми заболеваниями он не страдает. С постановлением истец не согласен, поскольку полагает, что начальник изолятора не уполномочен делать выводы о наличии либо отсутствии у лица, содержащегося под стражей заболеваний, включенных в соответствующий перечень. Разрешение данных вопросов возможно только в ходе медицинского освидетельствования уполномоченным учреждением здравоохранения, к которым не относится МЧ-21, на основании протоколов врачебной подкомиссии которого вынесено оспариваемое постановление.
Определениями Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 01.12.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, от 03.03.2022 г. – ГУФСИН России по Красноярскому краю в качестве заинтересованного лица.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мазай Д.А. выражает несогласие с данным судебным актом как незаконным, необоснованным, ссылается на те же доводы, что изложены в иске. Также полагает, что результаты проведенных ему анализов сфальсифицированы, запись об отказе от лечения ложная, ходатайствовал перед судом об ознакомлении со всеми медицинскими документами, но суд отказал. Полагает, что административный ответчик обязан направить его на медицинское освидетельствование.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011г. №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила), Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Перечень) и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:
- письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;
- ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.
Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает такое заявление или ходатайство с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов. Лицо (орган) и начальник места содержания под стражей при принятии одним из них соответствующего решения незамедлительно уведомляют друг друга об этом решении (п. 3 Правил).
Постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование вручается под роспись подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику (п.4).
Отказ в направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Мазай Д.А. с 28.01.2020 г. содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, находится на диспансерном учете филиала МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России по поводу имеющихся заболеваний: сахарный диабет I типа, стадия клинической субкомпенсации (целевой уровень гликированного гемоглобина <7%); непролиферативная диабетическая ретинопатия обоих глаз; диабетическая полинейропатия по смешанному типу, по типу перчаток, носок; дорсопатия поясничного отдела позвоночника; атеросклероз нижних конечностей; хроническая артериальная ишемия 0-1 степени; гипертоническая болезнь – III стадии, сердечная недостаточность 0 функциональный класс по NYHA.
В период с 23.08.2021 г. по 08.09.2021 г. истец проходил лечение в филиале «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России в терапевтическом отделении. В отношении него проводились лабораторные и инструментальные методы исследования, выписан с рекомендациями по дальнейшему амбулаторному наблюдению (л.д. 21). Ходатайств по результатам лечения от руководителя лечебного учреждения к начальнику ФКУ СИЗО-1 о направлении Мазая Д.А. на медицинское освидетельствование не поступало. Лечение по поводу имеющихся заболеваний истец получал соответствующее.
11.10.2021 г. истец самостоятельно обратился к начальнику ФКУ СИЗО-1 с заявлением о направлении его в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. №3 на медицинское освидетельствование на предмет выявления у него тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, приложив к указанному заявлению медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья.
12.10.2021 г. по результатам рассмотрения вышеназванного ходатайства, начальником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю вынесено постановление об отказе в направлении Мазая Д.А. на медицинское освидетельствование по причине отсутствия у него какого-либо тяжелого заболевания, включенного в Перечень постановления Правительства № 3 от 14.01.2011 г.
С данным постановлением административный истец ознакомлен в день его вынесения. При его вынесении начальник ФКУ СИЗО-1 руководствовался протоколом врачебной подкомиссии Медицинской части № 21 (далее - МЧ-21) ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России №22 от 12.10.2021 г., согласно которому, Мазай Д.А. не имеет заболеваний, входящих в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. №3.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что осмотр врачебной подкомиссией МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России не являлся медицинским освидетельствованием по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. №3. Данным осмотром, оформленным протоколом № 22 от 12.10.2021 г. (л.д. 22), лишь установлено отсутствие оснований для направления на медицинское освидетельствование, поскольку медицинских документов, содержащих данные стационарного медицинского обследования, которые бы достоверно подтверждали наличие у Мазая Д.А. тяжелого заболевания, включенного в Перечень, не было. Сведений об ухудшении состояния здоровья истца также не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом о том, что у администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю не было законных оснований для направления административного истца на медицинское освидетельствование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Медицинская часть № 21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, как и само учреждение здравоохранения, не включены в перечень медицинских организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 21.04.2014 г. № 21-н, подлежат отклонению, поскольку по обстоятельствам дела проводилось не само освидетельствование на предмет возможности содержания под стражей, а давалось заключение о наличии оснований для направления на него.
Перечнем тяжелых заболеваний, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011г. №3, установлено, что препятствует содержанию под стражей заболевание в виде тяжелых форм сахарного диабета при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.
Доказательств того, что перечисленные и установленные в ходе стационарного лечения заболевания в анамнезе истца являются стойкими нарушениями, требующими именно длительного стационарного лечения, в материалах дела не имеется. Напротив, по завершении стационарного лечения в филиале «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России Мазаю Д.А. даны рекомендации лишь по дальнейшему амбулаторному наблюдению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований сомневаться в правильности представленного медицинского документа у начальника СИЗО-1 не имелось. В представленном протоколе перечислены все заболевания Мазая Д.А. и констатировано, что ни одно из них под Перечень тяжелых не подпадает. Сам апеллянт также не ссылается на то, что какое-либо имеющееся у него заболевание не указано в протоколе.
Кроме того, в силу приведенного выше правового регулирования административный истец не лишен права повторно обратиться с соответствующим письменным заявлением с приложением документального обоснования наличия у него той степени развития имеющегося заболевания, которая дает основание для направления на медицинское освидетельствование.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, однако, их не опровергают. Указание на иные данные, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 13.04.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово).
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 15.07.2022 г.