Дело № 2-583/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Заволжск 10 декабря 2014 года
Заволжский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Мамаева В.В.
при секретаре Смирновой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Киселева Д.А.,
представителей МП ЗР «<данные изъяты>» ФИО4, ФИО5,
представителя <данные изъяты> Заволжского муниципального района Ивановской области по доверенности ФИО3,
представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального предприятия Заволжского района «<данные изъяты>» о признании недействующим решения Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие Заволжского района «<данные изъяты>» (далее <данные изъяты>) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим решения Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58.
Заявленное требование обосновано тем, что решением Заволжского районного суда Ивановской области от 04 августа 2014 года на <данные изъяты> возложена обязанность до момента установления новых нормативов потребления тепловой энергии применять нормативы, утвержденные решением Заволжского районного <данные изъяты> депутатов от 01 февраля 2005 года № 166. Однако, по мнению заявителя, указанный в решении норматив не может быть применен, так как принят без учета положений действующего законодательства. Кроме того, решение от 01 февраля 2005 года № 166 отменено решением от 17 ноября 2006 года № 109. Принятый в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года норматив потребления тепловой энергии был утвержден решением Заволжского районного <данные изъяты> от 17 ноября 2006 года № 109. Но данное решение было отменено решением Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58, что нарушает законные права и интересы заявителя. В связи с этим <данные изъяты> просит признать решение Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 «Об отмене решения Заволжского районного <данные изъяты> от 17 ноября 2006 года № 109» недействующим.
При подготовке дела к судебному разбирательству заявитель представил в суд сведения о том, что оспариваемое решение не было опубликовано в установленном порядке.
В судебном заседании представители МП ЗР «<данные изъяты>» ФИО4 и ФИО5 поддержали заявление о признании решения Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 недействующим, поскольку оно отменяет принятый в соответствии с действующим законодательством норматив потребления тепловой энергии и не устанавливает новый норматив. Передача полномочий городским и сельским поселениям установления норматива не является основанием для отмены норматива утвержденного решением <данные изъяты> от 17 ноября 2006 года № 109. Ранее <данные изъяты> не имела возможности обжаловать оспариваемое решение в Заволжском районном суде и вынуждено было обратиться с заявлением в Арбитражный суд, что привело к принятию решения обязывающее <данные изъяты> применять норматив потребления более раннего нормативного акта. Кроме того, несмотря на представление суду сборника нормативных актов в котором опубликован оспариваемый нормативный акт у жителей г. Заволжска и <данные изъяты> не было возможности ознакомиться с ним, т. к. решение не было опубликовано в газете «Авангард», она не размещено в информационных системах, а также при его вынесении не были соблюдены форма и правила введения. Решение Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 нарушает права <данные изъяты> в сфере предпринимательской деятельности, так как применяемый тариф занижен, что приводит к увеличению невозмещенных затрат предприятия.
Представитель <данные изъяты> Заволжского муниципального района ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, объяснив, что оспариваемое решение не противоречит законодательству, так как действующее законодательство возлагает обязанность по установлению норматива потребления городскими и сельскими поселениями. Кроме того, оспариваемое решение вынесено органом, имеющим право на его вынесения и опубликовано в соответствии с Уставом района в Сборнике нормативных актов Заволжского района Ивановской области № 5 в декабре 2009 года.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО6 полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято Заволжским районным <данные изъяты> в рамках предоставленных ему полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством. Оспариваемый акт не нарушает права заявителя, так как отменный им норматив потребления тепловой энергии никогда не применялся на территории поселения, а начисление платы за потребленную теплоэнергию производилось на основании норматива, утвержденного решением от 01 февраля 2005 года № 166. Кроме того, обязанность по применению МП ЗР «<данные изъяты>» норматива потребления тепловой энергии, утвержденного решением от 01 февраля 2005 года № 166, возложена на заявителя вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда Ивановской области от 04 августа 2014 года, которое является обязательным для исполнения. В настоящее время администрацией <данные изъяты> сельского поселения ведутся работы по утверждению норматива.
Старший помощник прокурора Заволжского района Ивановской области Киселев Д.А. полагал, что решение Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 является законным, не противоречит действующему законодательству, порядок принятия и опубликования решения соблюден, следовательно, отсутствуют основания для признания оспариваемого решения недействующим. Доводы <данные изъяты> о нарушении их прав противоречат вступившим в законную силу решению Заволжского районного суда Ивановской области от 04 августа 2014 года и направлены на переоценку доводов изложенных в решении с целью применения при расчетах с потребителями выгодного для предприятия норматива потребления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования (п. 17).
При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (п. 26).
<данные изъяты> оспаривает законность принятого 25 декабря 2009 года Заволжским районным <данные изъяты> четвертого созыва решения № 58, которым с 01 января 2010 года отменено решение Заволжского районного <данные изъяты> от 17 ноября 2006 года № 109 «Об утверждении норматива потребления теплоэнергии на территории Заволжского муниципального района».
Согласно Уставу муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области» <данные изъяты> Заволжского муниципального района Ивановской области является представительным органом, который в рамках государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, принимает муниципальные правовые акты.
В силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии с п.п. 2, 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, в редакции, действовавшей в спорный период, органу местного самоуправления предоставлено право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг.
По смыслу приведенных правовых норм полномочия по отмене установленных ранее нормативов потребления тепловой энергии также делегированы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 9 Устава Заволжского муниципального района Ивановской области муниципальные правовые акты, подлежат официальному опубликованию в Информационном бюллетене «Сборник нормативных актов Заволжского района Ивановской области» и/или газете «Авангард» и вступают в силу после их официального опубликования.
В оспариваемом решении от 25 декабря 2009 года № 58 установлено, что оно подлежит опубликованию в информационном бюллетене «Сборник нормативных актов Заволжского района Ивановской области».
Из представленного и обозренного в судебном заседании Сборника нормативных актов Заволжского района № 5 за декабрь 2009 года усматривается, что оспариваемое решение было опубликовано в информационном бюллетене в декабре 2009 года тиражом 20 экземпляров. Сторонами не оспаривается, что оспариваемое постановление размещено и в информационных системах. При таких обстоятельствах доводы <данные изъяты> относительно того, что у жителей г. Заволжска и <данные изъяты> не было возможности ознакомиться с решением, т. к. оно не было опубликовано в газете «Авангард», не размещено в информационных системах, а также при его вынесении не были соблюдены форма и правила введения являются несостоятельными.
Таким образом, указанное решение от 25 декабря 2009 года № 58 является нормативным правовым актом, принято представительным органом местного самоуправления в рамках делегированных полномочий, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, порядок опубликования вышеуказанного решения представительным органом местного самоуправления соблюден.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт от 25 декабря 2009 года № 58 не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом суд исходит из того, что решением Заволжского районного суда Ивановской области от 04 августа 2014 года на <данные изъяты> возложена обязанность до момента установления новых нормативов потребления тепловой энергии для отопления жилых зданий применять нормативы потребления тепловой энергии, установленные решением Заволжского районного <данные изъяты> депутатов от 01 февраля 2005 года № 166 при начислении жителям <данные изъяты> сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области платы за потребленную тепловую энергию. Данное решение обжаловано не было и вступило в законную силу 10 сентября 2014 года.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, должностные лица и граждане не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку доказательств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
В связи с этим доводы представителей МП ЗР «<данные изъяты>» о том, что норматив потребления тепловой энергии, утвержденный решением Заволжского районного <данные изъяты> от 01 февраля 2005 года № 166, в настоящее время не применим как противоречащий закону, а утративший силу норматив, утвержденный решением от 17 ноября 2006 года № 109, отменен незаконно и необоснованно, хотя рассчитан в полном соответствии с требованиями ст. 157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года, не могут быть приняты во внимание судом.
Изложенные в заявлении доводы МП ЗР «<данные изъяты>» фактически сводятся к переоценке установленных вступившим в законную силу решением от 04 августа 2014 года обстоятельств и направлены на обход действующего в настоящее время порядка расчетов размера платы за коммунальные услуги по отоплению и использования нормативов потребления тепловой энергии. В настоящее время нормативы потребления тепловой энергии устанавливаются Региональной службой по тарифам Ивановской области и работа по установлению нормативов потребления тепловой энергии ведется.
При установленных по делу обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления МП ЗР «<данные изъяты>» и признания решения Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 недействующим.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления муниципального предприятия Заволжского района «<данные изъяты>» о признании недействующим решения Заволжского районного <данные изъяты> от 25 декабря 2009 года № 58 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца через Заволжский районный суд Ивановской области.
Судья В.В. Мамаев
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2014 года