РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 24 августа 2015г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1728/2015 по иску Ашихминой М.А. к МОУ «Новоигирменская СОШ №3» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ашихмина М.А. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Новоигирменская СОШ №3» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что она Ашихмина М.А. работает *** в МОУ «Новоигирменская СОШ№3» с ***.
С 1 января 2015г. установлен минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации в размере 5965 рублей, что с учетом районного коэффициента и северной надбавки должно составлять 12526,50 рублей.
Как следует из его расчета за период с ***. ей не доплатили *** рублей, тем самым, согласно ст. 237 ТК Российской Федерации, своими неправомерными действиями ответчик причинил ей моральный вред, размер которого она оценивает в *** рублей.
Просит суд взыскать с ответчика МОУ «Новоигирменская СОШ №3» в свою пользу недополученную заработную плату за ***. в размере *** руб., в счет компенсации морального вреда *** рублей.
Истец Ашихмина М.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще была извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика МОУ «Новоигирменская СОШ №3» надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального учреждения «Департамент образования администрации Нижнеилимского района» в судебное заседание не явился, надлежаще были извещены, о причинах не явки суд не уведомил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно исследованной судом трудовой книжки Ашихминой М.А., копия которой находится на л.д.10, истица ***. была принята на работу в МОУ «Новоигирменская СОШ №3» на должность *** переведена на должность ***
В соответствии с дополнительным соглашением от ***. к трудовому договору ***, заключенному между МОУ «Новоигирменская СОШ №3» и Ашихминой М.А. ***., истица обязуется выполнять обязанности по должности *** и ей установлена заработная плата: должностной оклад в размере *** рублей, северная надбавка 50%, районный коэффициент 60%, доплата за вредные условия труда ***.
Период, учитываемый истицей при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, ограничен месяцами: ***
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ), с 1 января 2015г. установлен минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации в размере 5965 рублей.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. №413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст.129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в т.ч. требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего в спорный период минимального размера оплаты труда - 5965 рублей с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 1,6 и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истицы в указанный период не может быть менее 12526,50 руб. за ***
Следовательно, доводы истицы о том, что ответчик заработную плату ему выплачивает не в полном объеме, поскольку в размер минимального размера оплаты труда включает северную надбавку и районный коэффициент, обоснованы.
Разрешая вопрос о размере подлежащих удовлетворению исковых требований в части взыскания недоначисленной заработной платы, проверив расчеты, представленные истицей, учитывая вышеизложенное, а также фактически отработанное истицей в спорный период время, суд исходит из следующего.
В ***. норма рабочего времени составляет 26 дней, фактически отработанно *** дней;
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 12526,50 рублей, с учетом фактически отработанных дней *** рублей;
фактически начислено *** рублей (за вычетом больничного листа);
недоначислено *** рубля (***);
в ***. норма рабочего времени составляет 23 дня, фактически отработанно *** дня;
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 12526,50 рублей, с учетом фактически отработанных дней *** рублей;
фактически начислено *** рублей (за вычетом больничного листа, недоначисленной заработной платы);
недоначислено *** рубля (***);
в ***. норма рабочего времени составляет 25 дней, фактически отработанно *** дней;
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее 12526,50 рублей, с учетом фактически отработанных дней *** рублей;
фактически начислено *** рублей;
недоначислено *** рубля (***);
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата за ***. составляет *** рублей.
Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления истице заработной платы суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
Разрешая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда в связи с выплатой истцу заработной платы в размере, не отвечающем требованиям закона, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ руководствуется требованиями разумности и справедливости, учитывает обстоятельства дела, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца *** рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом подлежащей удовлетворению части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию госпошлина в размере *** рублей за удовлетворенную часть исковых требований истицы, освобожденной от уплаты госпошлины (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ашихминой М.А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Новоигирменская СОШ №3» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Новоигирменская СОШ №3» в пользу Ашихминой М.А. недополученную заработную плату за ***. в размере *** руб., в счет компенсации морального вреда *** рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Новоигирменская СОШ №3» недополученной заработной платы в размере *** руб., компенсации морального вреда в размере *** руб., Ашихминой М.А. отказать.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Новоигирменская СОШ №3» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 31.08.2015г.
Судья Т.А. Родионова