Решение по делу № 8Г-18564/2023 [88-19065/2023] от 26.09.2023

УИД 74RS0012-01-2023-000098-50

        Дело №88-19065/2023

        мотивированное определение

        составлено 20 ноября 2023 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                            8 ноября 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Гречкань Н.И.

    судей    Гончаренко Ю.Ю., Митрофановой О.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-260/2023 по иску Иващенко Сергея Владимировича, Иващенко Риммы Шаймухаметовны к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и о перерасчете коммунальных платежей.

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на решение Варненского районного суда Челябинской области от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Гончаренко Ю.Ю. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Иващенко С.В., Иващенко Р.Ш. обратились с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса (далее - ООО «ЦКС») о возложении обязанности направить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <данные изъяты> и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с 2018 года по 3 августа 2021 года, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов на сумму 7 400 руб.

В обоснование заявленных исковых требований указывала, что истцы являются собственниками квартиры по адресу: <данные изъяты>. 05 августа 2021 года ООО «ЦКС» выставлена квитанция об оплате задолженности в размере 7 400 руб., между тем, договор на вывоз твердых коммунальных отходов с истцами не заключался, в период с 2018 года по 3 августа 2021 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывалась, поскольку контейнерная площадка, баки, иные емкости для сбора твердых коммунальных отходов отсутствовали, ближайшая площадка с контейнерами была расположена на расстоянии около 800 м от дома, мешки для сбора мусора не выдавались, бесконтейнерный сбор не осуществлялся. Полагает, что начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов является незаконным.

Решением Варненского районного суда Челябинской области от 12 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года, исковые требования удовлетворены частично.

На ООО «ЦКС» возложена обязанность произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг в квартире по адресу: <данные изъяты> за период с 2018 года по 05 августа 2021 года, исключив из расчета задолженность в размере 7 400 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Центр коммунального сервиса» просит об отмене вышеуказанных судебных актов, считая их незаконными, ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Выражает свое несогласие в части указания периода, подлежащего перерасчету. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что с 2021 года ближайшая к потребителю контейнерная площадка, в соответствии с территориальной схемой, расположена по адресу: <данные изъяты>. Считает, что обстоятельства удаленности расположения названной контейнерной площадки от рассматриваемого жилого дома не имеют значения для рассмотрения настоящего дела. Указывает на то, что региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок. Несоблюдение предусмотренных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилыми домами не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО. По мнению заявителя, истцами не представлено доказательств самостоятельного вывоза ТКО за период с 17 мая 2017 года по 28 октября 2019 года.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Судом по материалам дела установлено, что Иващенко С.В., Иващенко Р.Ш. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>

ООО «ЦКС» начислена Иващенко С.В., Иващенко Р.Ш. оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами и пени за квартиру №<данные изъяты> в общем размере 9 414,98 руб., являющиеся задолженностью за период с 2018 года по 3 августа 2021 года.

Также из материалов дела следует, что предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы на официальном сайте cksl74.ru и в газете «Советское село» выпуск № 21 (8704) от 3 июня 2017 года. Согласно копии газеты «Советское село» № 21(8704) от 3 июня 2017 года, региональным оператором ООО «Центр коммунального сервиса» размещено предложение о заключении договора, адресованное всем собственникам твердых коммунальных отходов - всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, адреса которых относятся к территории Варненского муниципального района, а также проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истцов о возложении обязанности осуществить перерасчет платы за период с 2018 года по 3 августа 2021 года на общую сумму в размере 7 400 руб., суд первой инстанции, руководствуясь федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, пришел к выводу о том, что ответчиком в спорный период услуга по вывозу ТКО не была оказана, доказательства вывоза ТКО в данный период с контейнерной площадки, расположенной вблизи дома истцов, не представлены.

С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.

Согласно пункту 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Согласно пункту 10 указанных Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах,

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Вопреки доводам жалобы, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в районе дома истцов контейнерных площадок для сбора ТКО, удовлетворяющих указанным требованиям, а также доказательств предоставления ООО «Центр коммунального сервиса» коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период собственникам жилого дома, в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период является неправомерным.

Доводы жалобы о том, что региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок, не опровергает выводы судов о доказанности факта неоказания истцам услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отсутствие контейнерных площадок на расстоянии менее 100 метров от дома истцов не исключало возможности оказания услуг ответчиком иным способом, в том числе путем складирования ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Ссылка в жалобе на то, что истцами не представлено доказательств самостоятельного вывоза ТКО за период с 17 мая 2017 года по 28 октября 2019 года, относится к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.

Судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Варненского районного суда Челябинской области от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

08.11.2023Судебное заседание
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее