дело № 12-246/2021
РЕШЕНИЕ
2 июня 2021 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – Малаховой Г.А., ее защитника – Буженко Оксаны Васильевны, представителя УФНС России по г.Севастополю – Басирова А.А., рассмотрев жалобу Замилова Руслана Флюровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю Белостоцкой Ю.В. № 90 от 26.02.2021 о признании должностного лица – генерального директора ООО «Замша» - Замилова Руслана Флюровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю № 90 от 26.02.2021 должностное лицо – генеральный директор ООО «Замша» Замилов Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Замилов Р.Ф. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с жалобой, в которой просит отменить постановление, указывает, что невыплата заработной платы является грубым нарушением конституционных и трудовых прав работника, в виду чего денежные средства выплачивались единственным возможным образом. Обязанность открыть счет в установленном порядке возложена не на работодателя, а на самого нерезидента, понудить работника к открытию счета работодатель не может. Работодатель сделал все возможное для сохранения и соблюдения трудовых прав работника, баланса интересов, хотя при этом и допустив нарушения норм валютного законодательства, но сохранив конституционные права работника. Полагает, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. не соответствует принципу соразмерности содеянному. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтены обстоятельства, смягчающие наказание, а именно тот факт, что Замилов Р.Ф. не привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, что дает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить, в случае невозможности назначения наказания в виде предупреждения, снизить размер административного штрафа до ?.
Представитель УФНС России по г.Севастополю возражал против удовлетворения жалобы, просил суд отказать в ее удовлетворении, указав, что совершенное Замиловым Р.Ф. административное правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения в сфере единой валютной политики, а, следовательно, к рассматриваемому административному правонарушению положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению, представила письменные пояснения.
Выслушав представителя заявителя, представителя административного органа, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона№ 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Выплата юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ является валютной операцией.
Таким образом, ООО «Замша», являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 2 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений, установленный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, не входят.
Как следует из материалов дела, ООО «Замша», являясь резидентом Российской Федерации, в период с 01.02.2019 по 30.09.2019 использовало труд наемного работника – нерезидента, заключив трудовой договор с иностранным гражданином.
31.05.2019 между ООО «Замша» и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты> заключен трудовой договор № 56.
В соответствии с указанным трудовым договором работник принимается на работу в должности бармена, место работы: <адрес>. Работнику устанавливается должностной оклад согласно штатному расписанию в размере 11 500 руб. Заработная плата выплачивается в месте нахождения работодателя или в ином определенном им месте либо путем перечисления денежных средств на банковский счет работника.
На запрос налогового органа о предоставлении сведений о наличии гражданства Российской Федерации и/или выдаче вида на жительство в Российской Федерации в отношении физического лица ФИО3 получен ответ Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю от 28.12.2020 № 33/7102 о том, что ФИО3 имеет паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>.
В соответствии с положениями подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ иностранный гражданин ФИО3 (до 27.12.2019) является нерезидентом Российской Федерации.
За выполненную работу иностранному гражданину ФИО3 ООО «Замша» 12.08.2019 выплачена заработная плата в наличной форме за расчетный период с 01.07.2019 по 31.07.2019 в размере 10 820,50 руб.
Данный факт подтверждается платежной ведомостью № 31 от 2.08.2019 за расчетный период с 01.07.2019 по 31.07.2019 (к расходному кассовому ордеру от 12.08.2019), в которой стоят подписи работников-нерезидентов в графе «подпись в получении денег (запись о депонировании суммы)», подтверждающие получение заработной платы в наличной форме; письмом Управления по вопросам миграции УМВД России по г.Севастополю от 28.12.2020 № 33/7102.
Генеральный директор ООО «Замша» Замилов Р.Ф. является должностным лицом, ответственным за осуществление контроля за соблюдением ООО «Замша» требований валютного законодательства.
Таким образом, в действиях генерального директора ООО «Замша» Замилова Р.Ф. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, так как им нарушены требования валютного законодательства в части невыполнения обязанности производить валютные операции с физическим лицом – нерезидентом при выплате заработной платы через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.
При этом, у должностного лица – генерального директора ООО «Замша» Замилова Р.Ф. имелись условия для соблюдения требований валютного законодательства, так как он имел возможность заключить договор с банком, перечислять заработную плату на конкретный имеющийся у нерезидента банковский счет.
Вина Замилова Р.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, которым должностным лицом УФНС по г.Севастополю дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, должностное лицо верно квалифицировал действия Замилова Р.Ф. по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ как осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Вина лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказана полностью.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену постановления о назначении административного наказания по делу судом не выявлены.
Административное наказание назначено Замилову Р.Ф. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Замилова Р.Ф. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий.
Обязанность каждого соблюдать закон, закреплена в Конституции Российской Федерации. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушения с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности предусмотрена ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» правонарушение малозначительно, если не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Для квалификации его таковым следует учитывать 4 признака: характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий.
Оценка малозначительность деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Неисполнение резидентами установленных требований валютного законодательства РФ представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует в том числе установленная ст.ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность, повышенный размер административных штрафов за нарушения в сфере валютного регулирования, возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 2.2 указанной статьи при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, оспариваемым постановлением должностному лицу Замилову Р.Ф. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., в связи с чем суд даже при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица, не вправе снизить размер административного штрафа.
Принимая во внимание вышеуказанное, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Севастополю № 90 от 26.02.2021 подлежит оставлению без изменения, а жалоба Замилова Р.Ф. - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу Замилова Руслана Флюровича оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Севастополю № 90 от 26.02.2021 о признании должностного лица – генерального директора ООО «Замша» Замилова Руслана Флюровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья