Решение по делу № 2а-679/2021 от 17.06.2021

№ 2а-679/2021 г.

11RS0020-01-2021-001309-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Щербины Р.А.,

с уведомлением: прокурора Удорского района Республики Коми, представителя административного ответчика администрации МР «Удорский»,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 13 июля 2021 года дело по административному иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Удорский» о признании п. 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми – 2027 год, незаконным; - об обязании администрации МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми, не позднее – 31.12.2023 г.,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Удорского района Республики Коми обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Удорский» о признании п. 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми – 2027 год, незаконным; об обязании администрации МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми, не позднее – 31.12.2023 г.

В ходе рассмотрения административного иска по существу, прокурором уточнены заявленные требования, а именно: признать п. 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми – 2027 год, незаконным, - обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Щербина Р.А. уточненный административный иск прокурора Удорского района Республики Коми поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МР «Удорский» в судебном заседании участия не принимал, согласно представленных письменных возражений и.о. главы МР «Удорский» выражает свое несогласие с заявленным административным иском.

Заслушав помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Щербину Р.А., проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Прокуратурой Удорского района Республики Коми проведена проверка законности постановления администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О принятии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

16.09.2020 г. межведомственной комиссией МР «Удорский» проведено комиссионное обследование многоквартирного дома № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми, по результатам которого принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Доводы административного ответчика суд не может принять во внимание, исходя из следующего.

П. 1 постановления администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 многоквартирный жилой дом № 23 признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком расселения граждан до 31.12.2027 г.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд руководствуется положениями Жилищного кодекса РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 и приходит к выводу, что спорный многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов «до 2027 года» не может быть признан разумным.

Между тем, при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока такого отселения, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, из аварийного жилого дома, законом не установлены.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

В то же время, в настоящем административном деле прокурором Удорского района Республики Коми представлены доказательства, подтверждающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме.

В соответствии с программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Республике Коми, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572, фасад и фундамент МКД № 23 подлежали капитальному ремонту в 2020 г. В целях определения и оценки технического состояния МКД для дальнейшей разработки проектной документации капитального ремонта фундамента и фасада МКД, ООО «Энергосберегающий технологии» в 2019 г. проведено обследование основных конструкций дома. Согласно отчету по итогам обследования МКД основные характеристики МКД и степень его износа сводятся к следующему.

При визуальном обследовании фундамента выявлены сквозные трещины, в некоторых местах фундамент дал осадку и лоплун, в остальных местах разрушается по всему периметру, со стороны дворового фасада и по углам фундамент просел, цокольная часть имеет трещины и сколы, между нижним брусом и фундаментом образовались значительные просветы, отмостка отсутствует, общий физический износ строительных конструкций составляет 85 %.

При визуальном обследовании наружных стен, выявлены следы гниения и разрушения в местах примыкания выгребных ям, наблюдается просадка фундамента над выгребными ямами № 2-3 до 10 см., общий износ строительных конструкций составляет 80 %.

При визуальном обследовании внутренних стен, выявлены следы гниения бруса из-за нарушения проветривания, общий износ составляет 65 %.

При визуальном обследовании цокольного перекрытия выявлено повреждение балок перекрытия, черновой пол подвержен гниению, общий физический износ строительных конструкций составляет 70 %.

По итогам обследования технического состояния фундаментов, наружных и внутренних стен, цокольного перекрытия, выгребных ям, категории технического состояния конструкций определены как ограниченно работоспособные, категория технического состояния всего дома определена как аварийное.

В соответствии с заключением ООО «Энергосберегающие технологии» общий износ здания составил 72 %, физический износ фасада и фундамента – 82,5 %, в связи с чем, для дальнейшей нормальной эксплуатации жилого дома требуется полная реконструкция здания.

В период с 2019 г. по настоящее время, ремонтные работы в отношении указанного жилого многоквартирного дома не проводились. За два истекших года, техническое состояние МКД ухудшилось, о чем свидетельствуют содержащиеся в акте обследования МКД № 23 от 16.09.2020 г., а также в акте обследования МКД № 23 от 21.05.2021 г.: здание имеет выпучивание и заметное искривление цоколя, сквозные трещины и зазоры в цоколе, в некоторых местах фундамент дал осадку и лопнул, образовались значительные просветы между нижним брусом и фундаментом, выпучивание полов и стен подъездов здания, неравномерная осадка фундамента привела к искривлению горизонтальных линий цоколя, стен здания, наблюдается оседание отдельных участков здания, перекосы оконных и дверных заполнений.

Нарушение наружной обшивки, выпучивание стен и прогибов, наблюдается искривление горизонтальных линий фасада, перекос дверных и оконных косяков, нарушение жесткости сруба, образование трещин, наблюдается опасный крен здания от вертикальной оси в противоположную от общего входа сторону.

Такое состояние конструкций жилого дома указывает на его ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.

Учитывая изложенное, установленный администрацией МР «Удорский» срок расселения жителей МКД № 23 до 2027 г. нельзя признать разумным, поскольку проживание и нахождение в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей в связи с угрозой его разрушения.

Указанное влечет невозможность безопасного использования жилых помещений, общедомового имущества многоквартирного дома, допускает возникновение угрозы жизни и здоровью и нарушает права неопределенного круга лиц: собственников и нанимателей помещений по договорам социального найма, вселенных граждан и иных лиц, фактически пользующихся помещениями вышеуказанных многоквартирных домов, либо находящихся в них, состав которых является непостоянным и для которых доступ в здание не ограничен.

Кроме этого, возможность разрушения дома представляет опасность и для иных граждан, постоянно или временно проживающих в с. Кослан, которые могут оказаться вблизи МКД № 23 при его разрушении.

На основании вышеизложенного, суд считает, что уточненный административный иск прокурора Удорского района Республики Коми является законным и обоснованным.

Соответственно, суд считает правильным признать п. 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми – «2027 год», незаконным и обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми.

руководствуясь ст.ст.12, 56, 198-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

уточненное исковое требование прокурора Удорского района Республики Коми, удовлетворить.

Признать п. 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 25.02.2021 г. № 180 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми – «2027 год», незаконным.

Обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 23 по ул. Строителей с. Кослан Удорского района Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

.............

Судья - А.Ю. Лисиенко

2а-679/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Удорского района
Ответчики
Администрация МО МР "Удорский"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее