Решение по делу № 2-189/2018 от 19.03.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2018 года п. Нижний Ингаш                     

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Савченко Л.В., при секретаре Синициной А.А., с участием помощника прокурора Нижнеингашского района Шабусовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2018 по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ИП Полякову Е.Н. об обязании обустроить площадку для временного складирования производственных отходов, обязании произвести очистку земельного участка от несанкционированного размещенных отходов производства,

установил:

прокурор Нижнеингашского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику просит: обязать ИП Полякова Е.Н. на территории производственного участка по адресу: <адрес> обустроить площадку для временного складирования производственных отходов в соответствии с требованиями п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, а именно: произвести по периметру площадки обваловку; поверхность площадки выполнить из искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; оборудовать защиту хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, до 01.09.2018 года; обязать ИП Полякова Е.Н. произвести очистку земельного участка но адресу: <адрес> от несанкционированно размещенных отходов производства, в срок до 01.09.2018 года. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ИП Полякова Е.Н. Согласно Выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ответчик осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности: лесозаготовка, производство пиломатериалов. Производственный объект, на котором ответчик осуществляет хозяйственную деятельность по лесозаготовке, производству пиломатериалов находится по адресу: <адрес>. На данной территории производственного участка расположены здания, сооружения, хранится лесоматериал, в том числе круглый. Также на территории производственного участка размещаются отходы производства, в том числе отходы 4 класса опасности (отходы коры, коры с примесью земли, опил, мелкие обрезки). Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Поляков Е.Н., как индивидуальный предприниматель, при эксплуатации сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязан соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством. Отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. При временном хранении отходов в нестационарных складских, на открытых площадках без тары (навалом, россыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); но периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Проверкой установлено, что на производственном участке у ответчика отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует водонепроницаемое покрытие площадки, обваловка по периметру площадки в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03). При обращении с отходами производства и потребления, отходы опил, кора, кора с примесью земли складируются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, что является недопустимым. ИП Поляков Е.Н. размещает отходы производства в несанкционированном месте - территории производственного участка, что приводит к загрязнению земельного участка. Несоблюдение требований ответчиком, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов, прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Шабусова А.В. иск поддержала в полном объеме по мотивам, в нем изложенным. Дополнила, что до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства ответчиком не устранены, поскольку доказательств обратного не представлено.

Ответчик Поляков Е.Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Нормами статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 3 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность оказывающая воздействие на окружающую среду вышеуказанных лиц, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст.4 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Судом установлено и следует из материалов дела, Поляков Е.Н. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 26.07.2006 года.

Согласно сведениям ЕГРИП видами деятельности ИП Полякова Е.Н. являются, в том числе, производство пиломатериалов, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.

Как следует из содержания договора аренды №1 от 01.01.2017 года ИП Полякову Е.Н. передано в пользование на срок 11 месяцев для производства пиломатериалов помещение - сарай, а также часть земельного участка, прилегающего к сараю площадью 300 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>.

Прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ИП Полякова Е.Н.

В ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства, экологических требований и законодательства о пожарной безопасности.

Факт выявленных нарушений природоохранного законодательства подтверждается актом проверки от 14.03.2018 года с фототаблицей к нему.

Как следует из акта проверки от 14.03.2018 года ИП Поляков Е.Н. осуществляет производство пиломатериалов на производственном объекте по адресу: <адрес>. В процессе осуществления деятельности при обращении с отходами производства и потребления, отходы опил, кора, кора с примесью земли складируются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. На данной территории производственного участка расположены здания, сооружения, хранится лесоматериал, в том числе круглый, размещаются отходы -производства, в том числе отходы 4 класса опасности (отходы коры, коры с примесью земли, опил, мелкие обрезки). ИП Поляков Е.Н. размещает отходы производства в несанкционированном месте – территории производственного участка, что приводит к загрязнению земельного участка.

На данном производственном участке отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует водонепроницаемое покрытие площадки, обваловка по периметру площадки в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03), паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами, прошедшее специальную подготовку, не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Данные обстоятельства ответчиком в ходе производства по делу опровергнуты не были.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы коры, код 3 05 100 01 21 4 отнесен к отходам 4 класса опасности; кора с примесью земли, код 3 05 100 02 29 4 отнесен к отходам 4 класса опасности; опил и мелкие обрезки отнесены к отходам 4 класса опасности.

В силу ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 года, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона, в процессе деятельности ИП Полякова Е.Н. на территории производственного участка по адресу <адрес> хранится лесоматериал, в том числе круглый, размещаются отходы – производства (отходы коры, коры с примесью земли, опил, мелкие обрезки), которые отнесены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 28.11.2017 года), к отходам 4 класса опасности.

Вместе с тем, как установлено судом и не оспорено ответчиком, при осуществлении деятельности (лесозаготовка, производство пиломатериалов) в процессе которой образуются отходы 4 класса опасности (отходы коры, коры с примесью земли, опил, мелкие обрезки) Поляков Е.Н. размещает отходы производства в несанкционированном месте, что приводит к загрязнению земельного участка.

Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что в ходе деятельности ИП Полякова Е.Н. установлены обстоятельства складирования отходов лесопиления на почве земельного участка по адресу <адрес>, находящемся в аренде у ответчика, что нарушает положения: части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".

Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства о наличии площадки для временного складирования производственных отходов в соответствии с требованиями п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7; нет данных о произведении очистки земельного участка по адресу: <адрес> от несанкционированно размещенных отходов производства, - суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства был освобожден, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Полякова Е.Н. на территории производственного участка по адресу: <адрес> обустроить площадку для временного складирования производственных отходов в соответствии с требованиями п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, а именно: произвести по периметру площадки обваловку; поверхность площадки выполнить из искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; оборудовать защиту хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, в срок до 01.09.2018 года.

Обязать индивидуального предпринимателя Полякова Е.Н. произвести очистку земельного участка по адресу: <адрес> от несанкционированно размещенных отходов производства, в срок до 01.09.2018 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Полякова Е.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд.

Председательствующий

2-189/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нижнеингашского района
Ответчики
Поляков Е.Н.
Поляков Евгений Николаевич
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
ingash.krk.sudrf.ru
19.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2018Передача материалов судье
23.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2018Подготовка дела (собеседование)
05.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2018Судебное заседание
18.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2018Дело оформлено
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее