УИД №
Дело № 2а-2095/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.07.2021 г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко ФИО8 при секретаре Грибановой ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2095/2021 по административному исковому заявлению Исаева ФИО10 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, обязании выдать удостоверение на семейное (родовое) захоронение,
Установил:
Исаев ФИО11 обратился в Наро-Фоминский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к ответчику, в котором просит признать незаконным Решение административного ответчика по заявлению Исаева ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем вынесения нового Решения о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, а именно выдать Удостоверение на ранее произведенное семейное (родовое) захоронение, расположенное на кладбище по адресу: <адрес>
Административные исковые требования обоснованы тем, что Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился через МФЦ <адрес> к административному ответчику с заявлением об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное после ДД.ММ.ГГГГ (рег. номер №), согласно которому он просил оформить Удостоверение на ранее произведенное семейное (родовое) захоронение, расположенное на кладбище по адресу: <адрес> В тот же день административный истец получил на руки отказ в предоставлении муниципальной услуги, т.е. Решение об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, произведенное после ДД.ММ.ГГГГ в случае, если удостоверение о захоронении не выдано в соответствии с требованиями Закона Московской области №115-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области». Административный истец полагает, что данным отказом нарушены его права и законные интересы, а также созданы препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов. Постановлением Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению мест для захоронения (подзахоронения), перерегистрации захоронений на других лиц, регистрации установки и замены надмогильных сооружений (надгробий). В оспариваемом отказе есть косвенная ссылка на данный Регламент, но не указаны ни номер, ни дата, ни кем он принят, что само по себе является нарушением и не дает в полной мере заявителям реализовать свои права, пока он сам не найдет текст Регламента, не имея никаких его реквизитов. В п. 13 вышеназванного Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Для муниципальной услуги оформление Удостоверения на ранее произведенное семейное (родовое) захоронение такого основания, как «Размер родственного, воинского, почетного захоронения превышает установленный Администрацией размер указанных захоронений» в Регламенте не содержится. Мало того, что отказ на семейное (родовое) вынесен из-за того, что захоронение совершенно другого вида - родственное не соответствует установленному размеру, так еще в оспариваемом отказе не содержится ни одного конкретизирующего реквизита захоронения (ни номера сектора, ни номера места), чтобы можно было понять по какому именно захоронению отказано заявителю (административному истцу). Таким образом, в Решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги нет обоснования причин отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги. В этой связи, с учетом того, что оспариваемое решение административного ответчика не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов, оно не соответствует требованиям закона. Без предоставления данной муниципальной услуги административный истец лишен возможности реализовать свои права по получению Удостоверения на ранее произведенное семейное (родовое) захоронение, расположенное на кладбище по адресу: <адрес>.
Административный истец в судебное заседании не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебное заседание поддержала доводы административного искового заявления. Так же представила пояснения относительно возрождений заинтересованного лица, из которых следует, что на момент захоронения ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, Решение Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № действовать никак не могло - оно принято спустя год после захоронения. На самом деле на ДД.ММ.ГГГГ действовало Решение Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории <данные изъяты>. Ст.12 этого положения не содержит указания на размер места для родственного захоронения, а пункт 2 данной статьи содержит отсылочную норму на то, что такой размер устанавливается администрацией <данные изъяты>. Никаких документов от администрации в деле не имеется, а по факту для захоронения было выделено <данные изъяты> кв. м. Действительно ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением об оформлении удостоверения на захоронение. Но в силу отсутствия юридических знаний на тот момент он не разобрался в терминологии и не знал, что родственное захоронение отличается от родового. Об этой юридической тонкости он узнал только тогда, когда ему отказались на руки выдавать удостоверение, пока он не уменьшит фактический размер уже имеющегося захоронения до <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил уведомление <данные изъяты> о том, что якобы в отношении захоронения составлен Акт о выявлении неправомерно размещенного надмогильного сооружения (надгробия) и (или) ограждения. Между тем, с актом № от ДД.ММ.ГГГГ в Территориальном управлении Верея его никто не ознакомил, а из самого уведомления следует, что он должен был устранить какое-то нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. срок истек за полгода до составления Акта. Довод о том, что кладбище, указанное в заявлении, не входит в перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории МО и значит место под родовое (семейное) захоронение не может быть предоставлено, противоречит Регламенту предоставления муниципальной услуги - согласно пп.10 п. 12 Регламента то, что кладбище не входит в указанный перечень, является лишь основанием для отказа в регистрации документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Такого отказа административный истец не получал, документы были приняты и зарегистрированы. И такого отказа не могло быть, потому что это касается только тех случаев, когда обращаются за предоставлением места для настоящего или будущего захоронения, о чём прямо и указано в пп.10 п. 12 Регламента. Спорное захоронение существует ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административного ответчика Администрации Наро-Фоминского городского округа в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил возражение на административное исковое заявление. Из возражения на административное исковое заявление следует, что в соответствии с Законом МО Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03 (ред. от 18.05.2020) «О погребении и похоронном деле в Московской области» размер места для родственного захоронения устанавливается органами местного самоуправления. На момент захоронения ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. действовало Решение Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Положения об установлении размеров мест для захоронений умерших в <данные изъяты> Наро-Фоминского муниципального района», устанавливающее размер родственного захоронения не превышающее <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Исаевым ФИО14 было подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского городского округа на захоронение, произведенное после ДД.ММ.ГГГГ в случае если удостоверение о захоронении не выдано в соответствии с требованиями Закона Московской области №115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области». Исаев получил удостоверение № на родственное захоронение на кладбище <адрес> (размер места захоронения <данные изъяты> кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ Исаев ФИО15 снова обращается в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением об оформлении и выдаче удостоверения на семейное (родовое) удостоверение, при этом указывает, что удостоверение о захоронении им ранее не получалось, хотя как ранее указывалось, Исаеву ФИО16 было выдано удостоверение на родственное захоронение №. В соответствии с Законом МО Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03 (ред. от 18.05.2020) «О погребении и похоронном деле в Московской области» семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (далее - общественные и военные мемориальные кладбища), внесенных в перечень кладбищ. Кладбище, указанное в заявлении, не входит в Перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории Московской области, на которых утвержденный уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела. А значит не может быть предоставлено Заявителю. Что касается родственного захоронения, то согласно указанному решению, оно не должно превышать <данные изъяты> кв.м. Однако фактический размер этого захоронения составляет <данные изъяты> кв.м,. Заявителю сотрудником <данные изъяты> были даны разъяснения по этому вопросу, также информация о приведении места захоронения в установленные границы была размещена на ограде захоронения. Однако в настоящее время захоронение остается в прежних границах. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на орган, организацию, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)
Судом установлено и материалами дела подтверждается, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, которая является бабушкой административного истца, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Захоронена на кладбище по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № Исаев ФИО17 который является отцом административного истца, умер ДД.ММ.ГГГГ. Захоронен на кладбище по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Исаев ФИО18 обратился в Администрацию Наро-Фоминского городского округа с заявлением на выдачу удостоверения о ранее произведенном родственном захоронении.
Исаеву ФИО19 оформлено удостоверение № о родственном захоронении <данные изъяты> Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области на <адрес>
Согласно акта о выявлении неправомерно размещенного ограждения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного <данные изъяты> Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, выявлено, что захоронение, на которое выдано Исаеву ФИО20 удостоверение, имеет площадь <данные изъяты> кв.м.. Исаеву ФИО21 предложено привести захоронение в соответствие.
ДД.ММ.ГГГГ Исаев ФИО22 обратился через МФЦ <адрес> к административному ответчику с заявлением об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное после ДД.ММ.ГГГГ (рег.номер №), согласно которому он просил оформить Удостоверение на ранее произведенное семейное (родовое) захоронение, расположенное на кладбище по адресу: <адрес>, с указанием, что ранее им удостоверение не получалось.
На данное заявление Исаев ФИО23 получил отказ.
Отказ мотивирован тем, что размер родственного, воинского, почетного захоронения превышает установленный Администрацией размер указанных захоронений. Рекомендовано привести захоронение в соответствие – <данные изъяты> кв.м.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено исполнение волеизъявления умершего о погребении.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст.13 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» места для семейных ( родовых ) захоронений предоставляются как под настоящие, так и под будущие захоронения. Перечни общественных и военных мемориальных кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, на территории которых возможно предоставление мест для семейных (родовых) захоронений, утверждаются уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Площадь зоны семейных (родовых) захоронений на территории кладбища не должна превышать 1/3 общей площади зоны захоронения кладбища.
Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для семейного (родового) захоронения на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений.
Также согласно ч.5 ст.13 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» для решения вопроса о предоставлении места для семейного (родового) захоронения в соответствующий уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела предоставляются следующие документы: 1) заявление о предоставлении места для семейного ( родового ) захоронения; 2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с приложением подлинника для сверки; 3) копии документов, подтверждающих наличие двух и более близких родственников (иных родственников) с приложением подлинников для сверки. Не допускается требовать предоставления иных документов, не предусмотренных настоящим законом.
Согласно ч.7 ст.13 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» размер места для семейного ( родового ) захоронения (с учетом бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения) не может превышать 12 кв. метров.
Согласно положениям ст.18.2 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до 01.08.2004, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в день предоставления следующих документов: 1) заявления об оформлении места родственного, семейного (родового), воинского, почетного захоронения ; 2) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя с приложением подлинника для сверки; 3) копии свидетельства о смерти с приложением подлинника для сверки; 4) копии документов, подтверждающих родственные связи с умершим, с приложением подлинника для сверки; 5) копии справки о кремации с приложением подлинника для сверки в случае захоронения урны с прахом после кремации.
Согласно ст.18.2 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» оформление удостоверений о захоронениях, произведенных после 01.08.2004, в случае, если они не были выданы, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела при предоставлении документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Согласно ст.6 Положения о погребении и похоронном деле в Наро-Фоминском городском округе Московской области (Приложение №1 к решению Совета депутатов <данные изъяты> Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №) определено понятие семейного (родового) захоронения, места захоронения, понятие семейные ( родовые ) захоронения.
Согласно положениям ст.12 Закона Московской области от 17.07.2007 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», муниципальная услуга по предоставлению места для родственного захоронения оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, его представителя с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения. При оказании муниципальной услуги по предоставлению места для родственного захоронения уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела выдается удостоверение о родственном захоронении.
Как установлено судом, Исаеву ФИО24 выдано удостоверение о родственном захоронении.
В соответствии с Законом МО Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03 (ред. от 18.05.2020) «О погребении и похоронном деле в Московской области» семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (далее - общественные и военные мемориальные кладбища), внесенных в перечень кладбищ.
Согласно распоряжения Главного управления региональной безопасности Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении перечня общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории Московской области, на которых предоставляются места захоронения для создания семейных (родовых) захоронений, кладбище <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> не входит в данный перечень.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в выдаче удостоверения Исаеву ФИО25 на семейное (родовое) захоронение является законным и обоснованным, а административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Исаева ФИО26 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, обязании выдать удостоверение на семейное (родовое) захоронение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО27 Кутиченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ