Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы
в составе председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Калашниковой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Читы в интересах Петрова С.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,
у с т а н о в и л:
прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с указанным иском в интересах Петрова С.Ю., мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в частности, обеспечения граждан техническими средствами реабилитации.
Установлено, что Петров С.Ю. является инвалидом 3 группы и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в технических средствах реабилитации, в числе прочего, в протезе бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (8-07-10).
Как следует из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю Петрову С.Ю. протез бедра модульный, в том числе при недоразвитии, до настоящего времени не предоставлен.
Несвоевременное предоставление Петрову С.Ю. технических средств реабилитации нарушает его право на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
На основании изложенного просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Петрову С.Ю. техническое средство реабилитации - протез бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (8-07-10) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида 1248.15.75/2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание прокурор Центрального района г. Читы не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.
Материальный истец Петров С.Ю. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.
Ответчик ОСФР по Забайкальскому краю в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил, направил письменный отзыв на иск.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приведено понятие социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Из изложенного следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджет. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Таким образом, обязанность по обеспечению истца определенным техническим средством реабилитации, соответствующим индивидуальной программе реабилитации, должна быть возложена именно на ответчика ОСФР по Забайкальскому краю.
Судом установлено, что Петров С.Ю. является инвалидом 3 группы, в связи с чем, согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации.
В соответствии с программой истец имеет право на следующие технические средства реабилитации: протез бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (8-07-10) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Петров С.Ю. обратился в ОСФР по Забайкальскому краю с заявлением об обеспечении его указанными техническими средствами реабилитации.
Из предоставленных стороной ответчика доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Забайкальскому краю заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей с целью социального обеспечения граждан. Потребность Петрова С.Ю. учтена. В рамках заключенного государственного контракта Петров С.Ю. включен в реестр получателей технического средства реабилитации в виде: протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии. Петрову С.Ю. выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ № на обеспечение протезом бедра модульным.
Так как направление на получение Петрову С.Ю. направлено, согласно действующему законодательству услуга является оказанной. То есть, обязанность по обеспечению материального истца ТСР в данной части исполнена.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части возложения обязанности обеспечить ТСР удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Читы в интересах Петрова С.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.