РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 14 января 2021 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Шведова П.Н.,
при секретаре папикян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-150/21 по исковому заявлению Фирюлиной Н. Я. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказов в предоставлении мер социальной поддержки, о предоставлении мер социальной поддержки
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, уточненными в судебном заседании, указав, что с 2002 года она проживает в г. Клин Московской области, куда приехала из Республики Казахстан. С 2004 года имеет гражданство Российской Федерации, с 2008 года получает трудовую пенсию по старости. Однако все эти годы у неё отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в г. Клин, а имеется регистрация по месту пребывания, что явилось основанием для отказа ответчика в предоставлении государственной услуги по бесплатному обеспечению санаторно-курортной путевкой по ее заявлениям, стационарного социального обслуживания, ежемесячной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, а также выплате ей разовой адресной социальной помощи в связи с соблюдением режима самоизоляции. Считает данные отказы незаконными и нарушающим её права.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Фирюлина Н.Я. не имеет право на получение мер социальной поддержки, поскольку не имеет постоянной регистрации в Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему:
Уведомлением от 22 июля 2020 года до Фирюлиной Н.Я. было доведено решение территориального органа социальной защиты населения об отказе в выплате ей разовой адресной социальной помощи в связи с соблюдением режима самоизоляции в виду отсутствия у нее в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Решением от 08 сентября 2020 года /номер/ Фирюлиной Н.Я. было отказано в предоставлении государственной услуги по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками, поскольку у неё отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области.
Уведомлением от 04 сентября 2020 года до Фирюлиной Н.Я. было доведено решение территориального органа социальной защиты населения об отказе в назначении (продлении выплаты) ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в виду отсутствия у нее в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Уведомлением от 30 сентября 2020 года до Фирюлиной Н.Я. было доведено решение территориального органа социальной защиты населения об отказе в предоставлении стационарного социального обслуживании в социально-оздоровительном центре в виду отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области.
Судом установлено, что Фирюлина Н.Я. является получателем пенсии в ГУ-Управление пенсионного фонда РФ № 23 по г.Москве и Московской области с 2008 года.
Начиная с 2009 года она регистрировалась по месту пребывания по адресу: /адрес/, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания и договорами коммерческого найма жилого помещения, заключенными с Администрацией Клинского муниципального района /номер/ от 12.02.2009г. на срок по 11 февраля 2010 года; /номер/ от 24 декабря 2009. на срок по 23 декабря 2012 года; дополнительным соглашением от 15 января 2013 года /номер/ к договору /номер/ от 24 декабря 2009г. о регистрации на период по 14.01.2014г.; дополнительным соглашением от 18 декабря 2013 года /номер/ к договору от 24 декабря 2009г. /номер/ о регистрации на период по 17 декабря 2016 года; дополнительным соглашением от 29 марта 2017 года /номер/ к договору от 24 декабря 2009г. /номер/ о регистрации на период по 28 марта 2018 года.
С 22 июня 2019 года Фирюлина Н.Е. регистрируется по месту пребывания по адресу: /адрес/, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Сторонами не отрицалось, что все отказы в назначении Фирюлиной Н.Я. мер социальной поддержки связаны лишь с отсутствием постоянной регистрацией на территории Московской области.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правовые нормы не ставят предоставление прав на получение мер социальной поддержки в зависимость от регистрации, закон предусматривает предоставление данных мер гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что проживание истицы Фирюлиной Н.Я. на территории Московской области подтверждается представленными документами, отсутствием у неё другого постоянного или временного места жительства на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что отказ Министерства социального развития Московской области в выплате истице разовой адресной социальной помощи в связи с соблюдением режима самоизоляции, а также отказы в предоставлении ей государственной услуги по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками, в выплате ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, в предоставлении стационарного социального обслуживания в социально-оздоровительном центре, являются незаконными, нарушают права и законные интересы истицы на предоставление мер социальной поддержки.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фирюлиной Н. Я. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказов в предоставлении мер социальной поддержки, о предоставлении мер социальной поддержки - удовлетворить.
Признать незаконными отказы Клинского Управления Социальной защиты населения Министерства Социального развития Московской области в выплате разовой адресной социальной помощи в связи с соблюдением режима самоизоляции, в предоставлении государственной услуги по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками, в выплате ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, в предоставлении стационарного социального обслуживания в социально-оздоровительном центре.
Обязать Министерство социального развития Московской области произвести выплату Фирюлиной Н. Я. разовой адресной социальной помощи в связи с соблюдением режима самоизоляции.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Фирюлиной Н. Я. государственную услугу по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками, со дня подачи ею соответствующего заявления.
Обязать Министерство социального развития Московской области произвести выплату ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг со дня подачи заявления до окончания срока регистрации по месту пребывания по адресу: /адрес/, то есть по 18 июня 2021 года.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Фирюлиной Н. Я. стационарное социальное обслуживание в социально-оздоровительном центре.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 19 января 2021 года.
Судья Клинского городского суда Шведов П.Н.