УИД:04RS0021-01-2024-004811-04
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 октября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Власова И.К., при секретаре Цыденове Б.Т., рассмотрев в судебном заседании жалобу Администрации г. Улан-Удэ на постановление Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Жарковой О.А. № ... от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Администрации г. Улан-Удэ по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Жарковой О.А. № № ... от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Улан-Удэ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 руб.
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывает на отсутствие возможности исполнить решение суда в связи с недостаточностью денежных средств местного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходовк установленному сроку исполнить решение суда не представилось возможным ввиду того, что обязанность по ликвидации свалок не входит в перечень полномочий органов местного самоуправления, вследствие чего средства на ликвидацию свалок не запланированы в местном бюджете. Ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ № 27-П от 30.05.2023 г., которым установлено, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Указывает, что бюджет г. Улан-Удэ по состоянию на 2022 г., 2023г., 2024 г. является дефицитным. В 2022 г. дефицит составил - 1624621,4 тыс. руб., в 2023 г. дефицит составил 1536163,7 тыс. руб., в 2024 г. дефицит составляет - 466800,0 тыс. руб. Единственным возможным способом исполнения решения суда и по закону, и по фактическим обстоятельствам будет считаться ликвидация мест несанкционированного размещения отходов только с финансовым обеспечением со стороны государственных бюджетов.Также указывает, чтов целях исполнения решения Советского районного суда г. Улан-Удэ (дело ...) Администрацией г. Улан-Удэ совместно с Минприроды РБ, начиная с 2022 г., решается вопрос о включении мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в государственную программу Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», утвержденную Постановлением Правительства РБ от 30.05.2013г. N 261 "О Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Администрация г. Улан-Удэ, начиная с 2022 г., предпринимает меры для получения субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок по решениям судов: 09.11.2022г. - Администрацией г. Улан-Удэ организовано совещание в Минприроды РБ по вопросу «Об организации работы по ликвидации свалок в г. Улан-Удэ» на котором принято решение о направлении бюджетной заявки на предоставление субсидии; ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в лице Комитета городского хозяйства заключен муниципальный контракт ... с ИП Белов И.А. по оказанию услуги по проведению маркшейдерской съемки для определения объема отходов и площади несанкционированных свалок на территории г. Улан-Удэ; ДД.ММ.ГГГГ - Администрацией в лице Комитета городского хозяйства сформирован пакет документов, направлена заявка на получение субсидии в Минприроды РБ; ДД.ММ.ГГГГ - Министерством была направлена заявка в апрельскую сессию Народного Хурала, бюджетная заявка на февральскую сессию Народного хурала была сформирована; ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в лице Комитета городского хозяйства повторно направлена заявка; ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в лице Комитета городского хозяйства повторно направлено письмо в Минприроды РБ о ходе рассмотрения заявки; ДД.ММ.ГГГГ – Минприроды РБ, рассмотрев заявку, сообщило, что площадка временного накопления, указанная в заявке, не является мусорным полигоном, предложено найти полигон для накопления твердых коммунальных отходов; до ДД.ММ.ГГГГ –был произведен перерасчет работ по ликвидации свалок в соответствии с тарифами нового полигона; ДД.ММ.ГГГГ направлена новая заявка на предоставление субсидии в Минприроды РБ; ДД.ММ.ГГГГ г. Минприроды РБ в Комитете городского хозяйства запрошена актуальная информация о потребности в средствах республиканского бюджета на 2024 г.; ДД.ММ.ГГГГ.2023г. Администрацией в лице Комитета городского хозяйства направлена актуальная информация, в том числе расчет затрат, произведенный МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» на ликвидацию свалок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды РБ сообщило, что бюджетные заявки направлены, в том числе на выделение субсидии Администрации г. Улан-Удэ на ликвидацию несанкционированных свалок по решению суда в рамках Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 261 «О Государственной программе Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Миниприроды РБ сообщило, что ДД.ММ.ГГГГ письмом ... повторно направлена бюджетная заявка на мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований (городских округов) на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда» в рамках подготовки законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов» для рассмотрения на июньской сессии Народного Хурала Республики Бурятия, но бюджетная заявка была отклонена. По сообщению Минприроды РБ была подготовлена бюджетная заявка на очередную сессию (в сентябре 2024г.) Народного Хурала в Комитете городского хозяйства г. Улан-Удэ затребована актуальная информация о потребности в средствах республиканского бюджета на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда. Также ссылается на то, что процедура предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям судавключает в себя 5 этапов и требует длительных временных затрат, указывая, что исполнение требований исполнительного документа фактически зависит не только от Администрации г. Улан-Удэ, но и от решений, принимаемых главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий, и требует разрешения вопроса о выделении финансирования и заключения муниципальных контрактов.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Буянтуева А.Б., действующая по доверенности в судебном заседаниижалобу поддержала.
Должностное лицо Врио заместителя начальника отделения – старший судебный пристав СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Жаркова О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России в судебное заседаниене явился.извещены надлежаще.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В ч. 2 ст. 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.
Постановлением от 30.05.2023г. № 27-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 18 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п.п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональнымоператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования, в том числе:
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.
Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционно-правовой смысл, изложенный в упомянутом выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, указывает на необходимость софинансирования полномочий муниципалитетов по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов со стороны государственных бюджетов; и неисполнение судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования не должно быть основанием для применения в отношении муниципального образования ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия в отношении Администрации г. Улан-Удэ возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного документа № ФС ..., выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ с предметом исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельных участков, Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Требования исполнительного документа в указанный срок не выполнены
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об установлении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, установлено, что меры по ликвидации свалок не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен протокол № ... об административном правонарушении в отношении Администрации г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации г. Улан-Удэ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что в целях исполнения решения суда Администрацией г. Улан- Удэ совместно с Минприроды РБ, начиная с 2022 года, решается вопрос о включении мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в государственную программу Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013г. № 261 «О Государственной программе Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Приложением ... к Государственной программе предусмотрена возможность предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям судов.
Указанным постановлением Правительства Республики Бурятия также утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям судов (приложение № 15 к постановлению, далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования по формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидии является Минприроды РБ.
Администрацией г. Улан-Удэ в материалы настоящего дела представлены документы, подтверждающие принятие мер для получения субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе по рассматриваемому исполнительному документу.
Так, 06.10.2023г., 16.03.2023г. Администрациейг.Улан-Удэ в лице Комитета городского хозяйства заключены муниципальные контракты сИПБеловым И.А.на оказание услуг по проведению маркшейдерской съемки для определения объема отходов и площади несанкционированных свалок на территории ....
16.12.2022г. Администрацией в лице Комитета городского хозяйства в адрес Минприроды РБ направлена заявка на получение субсидии на выполнение расходных обязательств на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям судов.
В ответе от 30.12.2022г. Минприроды РБ сообщило об отказе в направлении заявки на февральскую сессию Народного Хурала Республики Бурятия, обеспечено направление бюджетной заявки на апрельскую сессию Народного Хурала Республики Бурятия после представления полного пакета документов.
13.01.2023г. Администрацией в лице Комитета городского хозяйства в адрес Минприроды РБ повторно направлена заявка о предоставлении субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок по решениям судов с предоставлением необходимых документов.
06.02.2023г. Администрацией в Минприроды РБ запрошена информация о ходе рассмотрения заявки.
10.03.2023г. Минприроды РБ сообщило, что площадка временного накопления, указанная в заявке, не является мусорным полигоном; предложено найти полигон для накопления твердых коммунальных отходов.
01.09.2023г. в целях формирования и направления бюджетных заявок на рассмотрение на очередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия Минприроды РБ запросило в Администрации актуальную информацию о потребности в средствах республиканского бюджета на 2024 год.
Согласно ответу Администрации от 05.09.2023г. сумма потребности на указанные мероприятия составила 29929672,05 руб.; дополнительно сообщено о потребности на проектирование объекта «Рекультивация полигонов ТКО, расположенных в ур. Березняк с. Нижний Саянтуй» стоимостью 34083700 руб.
Из письма Минприроды РБ от 26.10.2023г.следует, что бюджетные заявки направлены, в том числе на выделение субсидии Администрации на ликвидацию несанкционированных свалок по решениям судов в рамках постановления Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013г. ... «О Государственной программе Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 06.12.2023г. ... утверждены основные характеристики бюджета городского округа «Город Улан-Удэ» на 2024 год: общий объем доходов городского бюджета на 2024 год в сумме 24780877,9 тыс. руб., в том числе безвозмездных поступлений в сумме 18469766,4 тыс. руб.; общий объем расходов городского бюджета на 2024 год в сумме 25600400,1 тыс. руб.; дефицит городского бюджета в сумме 819522,2 тыс. руб.
06.02.2024г. Минприроды РБ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ... о направлении бюджетной заявки на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решению судов сообщило, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ повторно направлена бюджетная заявка в рамках подготовки законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2024 и плановый 2025 и 2026 годов» для рассмотрения на февральской сессии Народного Хурала Республики Бурятия.
31.05.2024г. Минприроды РБ в дополнению к письму от 06.02.2024г. сообщило о повторном направленииДД.ММ.ГГГГ бюджетной заявки «Субсидии бюджетам муниципальных образований (городских округов) на финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда» в рамках подготовки законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2024 и плановый 2025 и 2026 годов» для рассмотрения на июньской сессии Народного Хурала Республики Бурятия, однако бюджетная заявка была отклонена. Минприроды РБ в целях подготовки бюджетной заявки на очередную сессию Народного Хурала запросило актуальную информацию о потребности в средствах республиканского бюджета.
Согласно ответу Администрации г.Улан-Удэ от 31.05.2024г. сумма затрат составила 30941721,25руб., также сообщено, что сумма затрат рассчитана по результатам маркшейдерских съемок в 2022, 2023 гг.
Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что у Администрации г. Улан-Удэ на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения требований исполнительного документа не имелось фактической возможности исполнить решение суда по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ч. 2 указанной статьи определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Администрации г. Улан-Удэ к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Несмотря на то, что принимаемые должником меры не принесли фактических результатов, действия Администрации г.Улан-Удэ не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.5 КоАП РФ, исходя из положений в абз. 2 п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 30.05.2023г. № 27-П, согласно которым, неисполнение судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования не должно быть основанием для применения в отношении муниципального образования ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
Данных о том, что возникновение или продолжение функционирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления, не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, жалобу Администрации г. Улан-Удэ суд находит обоснованной и подлежащей удовлетворению, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Администрации г. Улан-Удэ состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Администрации г. Улан-Удэ удовлетворить.
Постановление Врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Жарковой О.А. № ... от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Администрации г.Улан-Удэ по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: подпись Власова И.К.
..........
..........
..........
..........4