Дело № 2-4544/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Солнечногорск 29 ноября 2022 г.
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рукавишниковым С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнечногорского городского прокурора Московской области действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 и её законного представителя ФИО2, к администрации г.о. Солнечногорск Московской области, благотворительному фонду помощи бездомным животным «НИКА» о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Солнечногорский городской прокурор Московской области, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО3 и ее законного представителя ФИО2 обратился в суд с иском, с учетом его уточнений, к администрации городского округа Солнечногорск Московской области и благотворительному фонду помощи бездомным животным «НИКА» (далее- БФПБЖ «Ника») о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в результате укуса бродячей собаки, несовершеннолетняя ФИО3 получила телесные повреждения, перенесла нравственные и физические страдания. На территории городского округа Солнечногорск Московской области обязанность по организации мероприятий по отлову собак возложена на БФПБЖ «Ника» согласно заключенному с администрацией г.о. Солнечногорск Московской области контракту, в связи с чем, просит суд взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО2 действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 60000 руб.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО5 в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнений, пояснив их по существу.
Представитель ответчика администрации г.о. Солнечногорск Московской области ФИО6 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Указала, что укус собаки произошел ДД.ММ.ГГГГ, после которого законный представитель ФИО3 отказалась писалась заявление, так как ни к кому претензий не имела. Прокуратурой не устранены противоречия, содержащиеся в показаниях матери несовершеннолетнего ребенка, оказавшегося без надзора её матери. Прокурором не установлена причинно-следственная связь между причиненным ущербом и возложением обязанности компенсировать моральный вред.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ФИО7 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что никаких обращений по вопросу укуса несовершеннолетней ФИО3 от её законного представителя не поступало. БФПБЖ «Ника» и администрация по г.о. Солнечногорск Московской области могут действовать только на основании поступивших заявок о наличии бродячих собак. Данный способ взаимодействия связан с целевым расходованием бюджетных денежных средств.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ФИО8 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Указал, что полномочия, возложенные на администрацию г.о. Солнечногорск Московской области и БФПБЖ «Ника» по отлову бездомных животных, финансируются за счет бюджетных денежных средств. БФПБЖ «Ника» в рамках заключенного с администрацией г.о. Солнечногорск Московской области муниципального контракта по осуществлению контроля за отловом бездомных животных, может действовать в рамках муниципального контракта только на основании поступивших заявок о жителей того или иного района г.о. Солнечногорск Московской области о наличии бездомного животного, поскольку выделяемые бюджетом денежные средства являются подотчетными.
Представитель третьего лица ОМВД России по г.о. Солнечногорск Московской области ФИО9 в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, посчитав их законными и обоснованными.
Представитель ответчика БФПБЖ «Ника» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав позицию сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества обязан содержать его таким образом, чтобы имущество не причиняло вред иным лицам, в противном случае, на собственника может быть возложена обязанность возместить вред, причиненный в результате осуществления права владения и пользования таким имуществом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п. 2,3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями, утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
Согласно п. ч. 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» В порядок могут включаться положения, предусматривающие, что в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящих методических указаний, привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ст. 1,2 закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения с животными без владельцев» установлено, что органы местного самоуправления городских округов Московскои? области наделяются отдельными государственными полномочиями Московскои? области по организации мероприятии? при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Деятельность по обращению с животными - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ.
Согласно п. 4-9 порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №РВ-436 деятельность по обращению с животными без владельцев включает проведение следующих мероприятии?:
отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных (далее - приют) в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них на территории Московской? области, утвержденных распоряжением Министерства;
содержание в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественнои? смерти в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Московской? области;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев;
возврат содержащихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания, не проявляющих немотивированной? агрессии;
регистрация и учет всех отловленных животных без владельцев.
В качестве исполнителей? мероприятии?, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской? Федерации о контрактной? системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - специализированная организация).
Специализированная организация осуществляет выезд по отлову животных без владельцев на основании заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев от физических лиц или юридических лиц, полученной? посредством Единой? системы назначения задании?, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной? деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной? диспетчерской? платформы (далее - Система МП) в течение 48 часов с момента поступления указанной? заявки.
Специализированная организация в электронном виде ведет реестр по учету животных без владельцев по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Специализированная организация не менее чем за 24 часа до осуществления мероприятии? по отлову животных без владельца информирует орган местного самоуправления и при необходимости заявителя об их проведении.
Физические и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих не снимаемых и несмываемых меток (идентификационных меток), на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган местного самоуправления и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты сотрудникам специализированной? организации, проводящим отлов животных без владельцев.
Также п. 12, 13 порядка предусмотрено, что отлову подлежат животные, свободно находящиеся на территории городского округа Московской? области без сопровождающего лица, а также находящиеся на территории организации? образования, здравоохранения, культуры.
Отлову подлежат животные без владельцев, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих не снимаемые или несмываемые метки (чипы) и не проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Солнечногорск и БФПБЖ «Ника» заключен контракт №-МЗ на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа Солнечногорск.
ДД.ММ.ГГГГ в результате укуса собаки на территории <адрес>, несовершеннолетняя ФИО3 получила телесные повреждения.
Согласно рапорту Инспектора ОДН ОУУП и ПДН МВД России по г.о. Солнечногорск в ходе проведения проверки по факту укуса собаки на территории <адрес> несовершеннолетней ФИО3 осуществлен телефонный звонок ее матери ФИО2, которая пояснила, что ФИО3 гуляла с принадлежащей им собакой, которая в процессе игры укусила ребенка.
Согласно служебной записки заместителя главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ в августе 2021 года в адрес администрации г.о. Солнечногорск и на портал «Добродел» заявки на отлов собак без владельцев на территории <адрес> не поступали.
Также согласно информации полученной с портала «Добродел», за период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа Солнечногорск поступило 13 обращений по отлову собак без владельцев.
Согласно подписанному акту выполненных работ за август месяц 2021 г. БФПБЖ «Ника» осуществлено 13 выездов и выловлено 15 собак, все выезды осуществлены в срок.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела не установлена связь между укусом собаки на территории <адрес>, несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ и ненадлежащим исполнением своих обязанностей ответчиками, также как и не установлено, что ФИО3 укушена именно бездомной собакой, указанных доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, с учетом их уточнения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Солнечногорского городского прокурора Московской области действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 и её законного представителя ФИО2, к администрации г.о. Солнечногорск Московской области, благотворительному фонду помощи бездомным животным «НИКА» о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме 05.12.2022 года.
Судья Артемова Е.Н.