Решение по делу № 2-30/2016 (2-427/2015;) от 08.12.2015

Дело № 2-30/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Глядянское «26» января 2016 года

Притобольный районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Папуловой С.А.,

при секретаре Куксенко И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Ялымского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с иском к Администрации Ялымского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что согласно распоряжению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 20 января 2015 года № 9 «О проведении рейдовых мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории Курганской области в 2015 году» государственными инспекторами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведены рейдовые мероприятия по надзору за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами на территории Курганской области. 20 ноября 2015 года проведен плановый (рейдовый) осмотр территории Ялымского сельсовета Притобольного района Курганской области. В ходе обследования установлены факты размещения несанкционированных свалок в д. Обрядовка:

- 1-я свалка площадью 0,5 га объёмом 140 куб. м расположена в 50 м западнее от <адрес>;

- 2-я свалка площадью 0,5 га объёмом 120 куб. м расположена в 400 м восточнее от <адрес> ( в районе бывших ферм для крупного рогатого скота).

Свалки представлены твердыми коммунальными отходами и отходами животноводства, размещены в границах муниципального образования Ялымский сельский совет. Осмотр обследуемых территорий осуществлялся в присутствии двух понятых. В ходе осмотра производилась фотосъемка при помощи фотоаппарата. Замеры площади и объемов несанкционированных свалок проведены с помощью строительной рулетки (дл. 50 м). результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра территории от 20.11.2015 года и фототаблице от 20.11.2015 года. Согласно данным кадастровой публичной карты, обследуемые территории земельных участков находятся в кадастровом квартале . Для установления правообладателей загрязненной отходами территории Департаментом в Управление Росреестра по Курганской области ДД.ММ.ГГГГ посредством межведомственного взаимодействия направлен электронный запрос о предоставлении кадастрового плана территории. Согласно информации Управления Росреестра по Курганской области права на территории, расположенные в кадастровом квартале не зарегистрированы, загрязненные отходами земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с тем, что права на данные участки не зарегистрированы, им не присвоены кадастровые номера и адреса места расположения. Обследуемые свалки не являются официальным объектом размещения отходов и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. До вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» использовалось понятие «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО). Согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года № 445 отходы, несанкционированно размещенные на обследуемой территории, отнесены в 4 - 5 классам опасности. Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установлено, что твердые бытовые отходы подлежат размещению на полигоне ТБО. Кроме того, согласно требованиям СанПиН 42-428-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе, пищевых отходов от жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких и неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В силу ч.5, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, складирование отходов на указанных свалках е только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляют собой экологическую опасность. Согласно ч.1 и 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления. Согласно п.5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 года « закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городского поселения» к полномочиям сельского поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, правовым актом, определяющим основные положения организации и осуществления местного самоуправления, является Устав муниципального образования, в котором обозначены вопросы местного значения: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Кроме того, вышеуказанная позиция подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской федерации от 13.10.2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи в Российской Федерации» в связи с жалобой Администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» согласно которой, вопросы местного значения в силу прямого предписания ч.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации должны решаться именно органы местного самоуправления в интересах населения муниципального образования, а также участия органов местного самоуправления в установленных законом пределах в реализации публичных функций и задач государства на соответствующей территории. Из анализа указанных норм следует, что орган местного самоуправления - Администрация Ялымского сельсовета в силу своих полномочий в соответствии со своей компетенцией обязана организовать деятельность по сбору, вывозу отходов. Однако, сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что указанные полномочия Администрацией не реализуются. Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленным гражданским законодательством. В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (правительства) Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент является уполномоченным органом государственной власти Курганской области в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с ч.1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать Администрацию Ялымского сельсовета Притобольного района Курганской области устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельных участков (кадастровый квартал ) в д. Обрядовка:

- в 50 м западнее от <адрес>;

- в 400 м восточнее от <адрес> (в районе бывших ферм для крупного рогатого скота).

В судебном заседании представитель истца - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал, на исковых требованиях настаивал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления.

Представитель ответчика - Администрации Ялымского сельсовета по доверенности Семенова А.А. исковые требования полностью признала, обязанность устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельных участков в д. <адрес> не оспаривала.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ДД.ММ.ГГГГ был проведен плановый (рейдовый) осмотр с целью надзора за соблюдением законодательства в сфере окружающей среды на территории Ялымского сельсовета Притобольного района Курганской области (л.д.8-14), по результатам которого составлен протокол осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки были выявлены две несанкционированные свалки в д. <адрес>: 1-ая свалка, площадью 0,5 га, объемом 140 куб. м. расположена в 50 м. западнее от <адрес>; 2-ая свалка, площадью 0,5 га объёмом 120 куб. м. расположена в 400 м. восточнее от <адрес> (в районе бывших ферм для крупного рогатого скота) (л.д.8-9).

Согласно данным кадастровой публичной карты, обследуемые территории земельных участков находятся в кадастровом квартале .

Согласно информации Управления Росреестра по Курганской области права на территории, расположенные в кадастровом квартале не зарегистрированы, загрязненные отходами земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В связи с тем, что права на данные участки не зарегистрированы, им не присвоены кадастровые номера и адреса места расположения, обследуемые свалки не являются официальным объектом размещения отходов и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. До вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» использовалось понятие «твердые бытовые отходы».

Согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года № 445 отходы, несанкционированно размещенные на обследуемой территории, отнесены в 4 - 5 классам опасности. Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установлено, что твердые бытовые отходы подлежат размещению на полигоне ТБО.

Согласно требованиям СанПиН 42-428-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе, пищевых отходов от жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких и неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч.5, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, складирование отходов на указанных свалках е только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляют собой экологическую опасность.

Согласно ч.1 и 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.

Согласно п.5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 года « закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городского поселения» к полномочиям сельского поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, правовым актом, определяющим основные положения организации и осуществления местного самоуправления, является Устав муниципального образования, в котором обозначены вопросы местного значения: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к вопросам местного значения.

Из анализа указанных норм следует, что орган местного самоуправления - Администрация Ялымского сельсовета в силу своих полномочий в соответствии со своей компетенцией обязана организовать деятельность по сбору, вывозу отходов, в этой связи исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Ялымского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства, удовлетворить.

     Обязать Администрацию Ялымского сельсовета устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельных участков, расположенных в границах муниципального образования Ялымского сельсовета (кадастровый квартал ) в д. Обрядовка:

- в 50 м западнее от <адрес>;

- в 400 м восточнее от <адрес> (в районе бывших ферм для крупного рогатого скота).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения через Притобольный районный суд Курганской области.

Председательствующий: С.А. Папулова.

2-30/2016 (2-427/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды
Ответчики
Администрация Ялымского сельсовета
Суд
Притобольный районный суд Курганской области
Дело на странице суда
pritobolny.krg.sudrf.ru
08.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2015Передача материалов судье
08.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2016Предварительное судебное заседание
26.01.2016Судебное заседание
26.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2016Дело оформлено
01.03.2016Дело передано в архив
26.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее