Дело № 2-1305/2019 11 июня 2019 года город Котлас
29RS0008-01-2019-001302-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Пахомовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коровинской Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным решения и обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии,
у с т а н о в и л:
Коровинская Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее - Управление) об установлении факта нахождения на ее иждивении дочери, являющейся .... с детства, признании незаконным решения ответчика об отказе в перерасчете размера пенсии по старости и обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышения величины фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости. В обоснование требований указала, что дочь находится на ее полном обеспечении. Установление факта нахождения на иждивении необходимо заявителю для повышения величины фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Истец Коровинская Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что со 2 апреля 2014 года является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 22 933 рубля 80 копеек. Ее дочь ...., __.__.__ года рождения, является получателем пенсии по инвалидности в размере 12 432 рублей 62 копеек, но, тем не менее, находится на ее полном обеспечении, проживая в принадлежащей ей квартире. Однако ответчик в перерасчете размера пенсии отказал в связи с отсутствием доказательств нахождения дочери на иждивении истца, и превышением размера пенсии дочери над прожиточным минимумом в Архангельской области. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку они с дочерью проживают совместно, ведут общее хозяйство, размера пенсии дочери не хватает на полное обеспечение ее нужд.
Представитель ответчика по доверенности Просвиркина И.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что истцом не представлено доказательств нахождения дочери на ее иждивении. Кроме этого дочь истца получает пенсию по инвалидности, размер которой превышает установленный в Архангельской области прожиточный минимум.
Третье лицо Герасенко М.Г. исковые требования поддержала, пояснила, что ее пенсии не хватает на полное обеспечение ее нужд, удовлетворением которых занимается ее мать, истец Коровинская Т.В., вместе с которой она проживает и ведет совместное хозяйство.
Выслушав истца, представителя ответчика и третье лицо, рассмотрев исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ч. 1 ст. 264 ГПК РФ), в том числе рассматривает дела об установлении факта нахождения лица на иждивении (п. 2 ч. 2 той же статьи).
В силу пунктов 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В ч. 3 ст. 10 Закона № 400-ФЗ указано, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из материалов дела, истец Коровинская Т.В. является получателем страховой пенсии по старости со 2 апреля 2014 года.
20 февраля 2019 года Коровинская Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, а именно размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи.
Решением от 26 февраля 2019 года № 75676/19 Управление отказало в удовлетворении заявления Коровинской Т.В. по причине установления факта не нахождения на ее иждивении дочери Герасенко М.Г.
Герасенко Марина Геннадьевна, __.__.__ года рождения, является .... группы с детства, что подтверждается справкой ФГУ «Главное бюро МСЭ Архангельской области» серии МСЭ-.....
Размер пенсии Герасенко М.Г. по инвалидности на дату обращения ее матери Коровинской Т.В. с заявлением - 20 февраля 2019 года - составлял 12 432 рубля 62 копейки, с 1 апреля 2019 года составил 12 681 рубль 28 копеек.
Размер ежемесячной денежной выплаты по состоянию на 20 февраля 2019 года в связи с отказом Герасенко М.Г. от предоставления набора социальных услуг составлял 2 343 рубля 19 копеек, с 1 февраля 2019 года - 2 443 рубля 95 копеек.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 6 февраля 2019 года № 38-пп за IV квартал 2018 года величина прожиточного минимума для пенсионеров и неработающих инвалидов 1 и 2 групп установлена в размере 9 635 рублей.
Таким образом, на дату обращения истца Коровинской Т.В. к ответчику размер выплат Герасенко М.Г. превышал прожиточный минимум, составляя 14 775 рублей 81 копейку (12 432,62 + 2343,19).
Кроме того, согласно сообщению ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Котласскому району» от 27 мая 2019 года Герасенко М.Г. является получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату коммунальных услуг, поставляемых в жилое помещение, расположенное по адресу: .... в котором согласно пояснениям истца Коровинской Т.В. и третьего лица Герасенко М.Г. они проживают вдвоем.
Согласно расчетному листу от 27 мая 2019 года, представленному ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Котласскому району», размер выплат в пользу Герасенко М.Г. за период с января по май 2019 года составил 5 291 рубль 01 копейку.
Законодателем в ч. 3 ст. 10 Закона № 400-ФЗ закреплено, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 31 Постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание, или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
Анализ приведенных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что основанием к выплате повышенного размера фиксированной части страховой пенсии по старости является нахождение на иждивении получателя пенсии лиц, находящихся на полном содержании пенсионера либо получающих от него помощь, являющуюся основным источником средств их существования, а для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе, установление нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования.
При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует руководствоваться соотношением оказываемой кормильцем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Принимая во внимание ежемесячный размер дохода Герасенко М.Г. и его превышение над размером прожиточного минимума для неработающих инвалидов 1 и 2 групп в Архангельской области, наличие льготы в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату коммунальных услуг, поставляемых в квартиру, единственным собственником которой является истец Коровинская Т.В., суд приходит к выводу, что доказательств получения Герасенко М.Г. от своей матери Коровинской Т.В. помощи, которая являлась и является для нее постоянным и основным источником средств к существованию, в материалах дела не содержится, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 10 Закона № 400-ФЗ оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта нахождения на ее иждивении дочери и установления повышения величины фиксированной выплаты к страховой пенсии не имеется.
Таким образом, решение Управления от 26 февраля 2019 года об отказе истцу в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является законным и обоснованным. Основания для обязания ответчика произвести перерасчет размера пенсии отсутствуют. В связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления Коровинской Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным решения и обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Балакшина