Дело № 2а-1265/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Горбачевой Е.Н.
при секретаре Недбайловой М.П.
с участием помощника прокурора Емельяновского района Приймак Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес>ному Совету депутатов о признании решения незаконным, признании бездействии незаконным, обязании устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес>, действуя в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит, с учетом уточненных требований, признать незаконным решение Емельяновского поселкового Совета депутатов от 05.10.2017 г., принятое в протокольной форме, об отклонении решения о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского поселкового Совета депутатов Волкова И.А. Досрочно прекратить полномочия ФИО2 Емельяновского поселкового Совета Депутатов ФИО10
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой исполнения законов о противодействии коррупции в Емельяновском поселковом Совете депутатов <адрес>, в деятельности депутатов, в том числе депутата ФИО11 при предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены нарушения федерального законодательства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки изучены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов, проведены сверки со сведениями, представленными МРИ ФНС №, Емельяновским отделом Росреестра, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Гостехнадзором, ГИМС МЧС по <адрес>, ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский», реестродержателями ценных бумаг, банками. В нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» депутатом <адрес> Совета депутатов ФИО12. ненадлежащим образом исполнены предусмотренные действующим законодательством обязанности по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, согласно информации Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в собственности ФИО13. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 64,7 кв.м., кадастровой стоимостью 2 816 953,66 руб. Вместе с тем, в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной ФИО14., указанный объект недвижимого имущества не отражен. Помимо этого, в разделе 3.2 «Транспортные средства» депутатом ФИО15. в сроке 1 «Автомобили легковые» указано «нет», в строке 2 «ФИО3 грузовые» указан автомобиль « Nissan, Diesel,1993 г.в.». По сведениям, представленным ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский», ФИО16., помимо указанного, является собственником еще двух транспортных средств: легковой автомобиль ВАЗ 21083, 1997 г.в. и грузовой фургон ISUZU ELF, 1995 г.в. Кроме того, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной ФИО4 И.А., последним указаны сведения об отсутствии счетов в банках и иных кредитных учреждениях. Вместе с тем, согласно информации, представленной ПАО «Сбербанк», на имя ФИО17. открыты 2 счета: счет от ДД.ММ.ГГГГ, остаток денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ составлял 50 466,90 руб., движение денежных средств за отчетный период составило 4 678 049, 33 руб.; счет от ДД.ММ.ГГГГ, остаток и движение денежных средств по которому составили 0,00 руб.. Указанные счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления сведений о доходах являлись действующими. Кроме того, движение денежных средств по счету от ДД.ММ.ГГГГ (4 678 049, 33 руб.) свидетельствует о недостоверности представленных депутатом ФИО18 сведений о полученных им доходах, так, в разделе 1 «Сведения о доходах» доход по основному месту работы ФИО19 указан 400 руб., а также указан доход от иной трудовой деятельности в размере 98 475,00 руб. О заведомости недостоверности или неполноты представленных депутатом сведений свидетельствует то, что при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год депутат не мог не знать о наличии в собственности указанного имущества, на которое имеются подтверждающие правоустанавливающие документы, указанным жилым помещением ФИО20. владеет с 2014 года. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются не в произвольной, а по утвержденной форме, содержащей конкретные разделы об имуществе, находящемся в собственности или пользовании лица, о наличии счетов в банке, полученных доходах. ФИО21 не мог не знать о наличии открытых на его имя счетах, поскольку счет открывается на основании личного заявления. Согласно Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году (за отчетный 2016 год), утвержденных Минтрудом России от ДД.ММ.ГГГГ №/В-9843, при предоставлении сведений о доходах, полученных от вкладов в банках и иных кредитных организациях особое внимание обращено хранению документов, связанных с вкладами (счетами) в банке или иной кредитной организации, закрытыми в период с отчетной даты до даты представления сведений. В связи с тем, что по состоянию на 31 декабря отчетного года счет был открыт, но на момент заполнения справки счет закрыт, кредитная организация может отказать в предоставлении информации, касающейся такого счета. Кроме того, решением Комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском поселковом Совете депутатов от ДД.ММ.ГГГГ сведения, представленные депутатом ФИО22., признаны неполными.
Вместе с тем, данной комиссией, после признания сведений депутата ФИО23 неполными, неверно сделан вывод об отсутствии оснований применения к нему мер ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции председателю Емельяновского поселкового Совета депутатов прокурором <адрес> внесено представление с требованием о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения законодательства при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам рассмотрения представления прокурора района решением Комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском поселковом Совете депутатов от ДД.ММ.ГГГГ сведения, представленные депутатом ФИО24., признаны неполными. Принято решение рекомендовать Емельяновскому поселковому Совету депутатов меры ответственности к депутату ФИО25. не применять. ДД.ММ.ГГГГ состоялась сессия Емельяновского поселкового Совета депутатов, в повестку которой включен вопрос о рассмотрении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам голосования принято решение в протокольной форме об отклонении решения о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского поселкового Совета депутатов ФИО26 Истец считает, что указанное решение противоречит требованиям международного и национального законодательства о противодействии коррупции.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Приймак Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
ФИО27. в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель административного ответчика – <адрес> Совета депутатов Шилова Л.Р. (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании требования прокурора не признала в полном объеме, пояснив, что представление прокурора о прекращении полномочий депутатов Совета депутатов было рассмотрено Комиссией по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в <адрес>ном Совете депутатов, а затем на сессии Совета депутатов. Полагает, что для привлечения депутата к ответственности в виде прекращения полномочий необходимо установить заведомость неполных и недостоверных сведений, однако таких доказательств не имеется. При этом днем появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата является ДД.ММ.ГГГГ – дата поступления представления прокурора об устранении нарушений законодательства и противодействии коррупции. Соответственно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истек срок принятия решения о прекращении полномочий депутата.
Выслушав мнения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п. 1 ст. 21 указанного Закона предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций.
Одной из мер прокурорского реагирования на нарушения закона такими органами и должностными лицами является внесение прокурором или его заместителем представления об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 Закона).
Пункт 1 ст. 24 названного Федерального закона предусматривает, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу части 7.1 статьи 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов принимается представительным органом муниципального образования, в рассматриваемом деле - <адрес> Советом депутатов Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения лицами, занимающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес> требований о противодействии коррупции, в результате которой установлено, что депутатом <адрес> Совета депутатов ФИО28. ненадлежащим образом исполнены предусмотренные действующим законодательством обязанности по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, согласно информации Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в собственности ФИО4 И.А. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 64,7 кв.м., кадастровой стоимостью 2 816 953,66 руб. Вместе с тем, в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной ФИО29А., указанный объект недвижимого имущества не отражен.
В разделе 3.2 «Транспортные средства» депутатом ФИО30. в сроке 1 «Автомобили легковые» указано «нет», в строке 2 «Автомобили грузовые» указан автомобиль « Nissan, Diesel,1993 г.в.». Однако по сведениям, представленным ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский», ФИО31 помимо указанного, является собственником еще двух транспортных средств: легковой автомобиль ВАЗ 21083, 1997 г.в. и грузовой фургон ISUZU ELF, 1995 г.в.
Кроме того, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной ФИО32 последним указаны сведения об отсутствии счетов в банках и иных кредитных учреждениях. Вместе с тем, согласно информации, представленной ПАО «Сбербанк», на имя ФИО33. открыты 2 счета: счет от ДД.ММ.ГГГГ, остаток денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ составлял 50 466,90 руб., движение денежных средств за отчетный период составило 4 678 049, 33 руб.; счет от ДД.ММ.ГГГГ, остаток и движение денежных средств по которому составили 0,00 руб.. Указанные счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления сведений о доходах являлись действующими.
Кроме того, движение денежных средств по счету от ДД.ММ.ГГГГ (4 678 049, 33 руб.) свидетельствует о недостоверности представленных депутатом ФИО35. сведений о полученных им доходах, так, в разделе 1 «Сведения о доходах» доход по основному месту работы ФИО34. указан 400 руб., а также указан доход от иной трудовой деятельности в размере 98 475,00 руб.
Принимая меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором <адрес> на имя председателя <адрес> Совета депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, и досрочном прекращении полномочий депутата <адрес> Совета депутатов ФИО36., допустившего нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Рассмотрение представления прокурора вынесено на заседание Комиссии по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в <адрес>ном Совете депутатов, созданной постановлением председателя <адрес> Совета депутатов №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протокола заседания вышеуказанной комиссии № от 13 09.2017 г., на данном заседании был заслушан депутат ФИО37., пояснивший, что не указал открытые счета в ПАО Сбербанк в связи с тем, что имеет карточку, которая была открыта как руководителю предприятия и был не в курсе. Не указал автомобиль ВАЗ-20183 так как данный автомобиль был поврежден в ДТП в 2004 году и восстановлению не подлежит. Автомобиль Ицузу Эльф был передан в работу предприятию, забыл об этом и умысла не имел. Квартира в г. Красноярске продана по договору купли-продажи 31 декабря 2016 года.
По результатам проведенного обсуждения члены комиссии решили: установить, что сведения, представленные ФИО39. являются неполными. Совету депутатов рекомендовано не применять к депутату ФИО38. меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата районного Совета депутатов.
Разрешая заявленные требования, суд исходя из того, что обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата возложена на представительный орган муниципального образования, и установив, что Собранием депутатов Емельяновского поселкового совета депутатов полномочия ФИО4 И.А. досрочно не прекращены, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания бездействия ФИО4 И.А. по не предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом устраняя допущенное нарушение, суд приходит к выводу о разрешении данного вопроса по существу.
В силу части 11 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
С заявлением о невозможности выполнить требования закона, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок ФИО40. к Собранию депутатов не обращался.
Анализ приведенных правовых положений закона позволяет суду сделать вывод о том, что ФИО4 И.А. как депутат Емельяновского поселкового совета депутатов, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязан на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По смыслу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона РФ N 131-ФЗ неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата. При этом решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти.
Суд, установив, что обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата возложена на Емельяновский поселковый совет депутатов, которым данный вопрос по существу не рассмотрен, не подменяя полномочий представительного органа местного самоуправления, приходит к выводу о том, что на Собрание депутатов должна быть возложена обязанность рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО41. в установленном законом порядке.
Доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны представительного органа бездействия по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата не могут быть приняты во внимание.
Поскольку прокуратурой <адрес> выявлено, что депутат ФИО42 не выполнил обязанности, возложенные на него федеральными законами и Уставом, в адрес Собрания депутатов Емельяновского поселкового совета депутатов внесено представление. Прокурор требовал принять конкретные меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений законодательства о противодействии, решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО43
Вместе с тем, из протокола данного заседания следует, что требование прокурора фактически не рассмотрено.
Данные обстоятельства в совокупности указывают на бездействие Собрания депутатов Емельяновского поселкового совета депутатов по рассмотрению требования прокурора в части не принятия мер по решению вопроса о прекращении полномочий депутата.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, разрешая заявленные требования, суд исходя из того, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, которая ФИО4 И.А. в установленном законом порядке надлежащим образом не исполнена, а вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции Собрание депутатов Емельяновского поселкового совета депутатов, приходит к выводу о том, что не предоставление депутатом сведений и не принятие решения по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата Емельяновского поселкового совета депутатов расценивается как бездействие и депутата и Собрания депутатов Емельяновского поселкового совета депутатов, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение Емельяновского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в протокольной форме, об отклонении решения о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского поселкового Совета депутатов ФИО44.
Досрочно прекратить полномочия депутата Емельяновского поселкового Совета Депутатов ФИО45.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева