Дело №2а – 11/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дорожковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия к Тюриковой Н.Г. о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия просила взыскать с Тюриковой Н.Г. задолженность по транспортному налогу с физических лиц 11 544 руб., пени в размере 64.36 руб. Требования мотивированы тем, что Тюрикова имеет в собственности три транспортных средства. Требования об уплате налогов своевременно направлялись налогоплательщику посредством электронного сервиса «Личный кабинет». Задолженность за 2017 г. не оплачена в добровольном порядке. Судебный приказ о взыскании суммы налогов был отменен определением мирового судьи от 16 мая 2019 г.
В последующем исковые требования были увеличены, истец просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц 11 544 руб., пени в размере 1078.02 руб.
Ответчик Тюрикова Н.Г. иск не признала, указывая, что задолженность по налогу на транспортное средство <данные изъяты> она оплатила после подачи иска в суд. С остальной суммой налога не согласна, т.к. фактически автомобиль марки <данные изъяты> выбыл из ее владения. Ее супруг обменял автомобиль в 2014 г., что подтверждается решением суда. Автомобиль марки <данные изъяты> утрачен, т.к. после ДТП он пришел в негодность. Она не может снять с учета автомобили, т.к. на них наложены обременения в рамках исполнения решения о взыскании с нее долга.
В судебное заседание представитель истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок взыскания задолженности по налогам и пени, согласно которым в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст. 358 НК РФ).
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст. 358 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует материалам дела, Тюрикова имеет на праве собственности автомобили марки <данные изъяты> <данные изъяты>
Налоговое уведомление об оплате транспортного налога №48178840 от 28.09.2018 г. направлено Тюриковой Н.Г. в личный кабинет 04.10.2018 г. Предложено оплатить налог в срок до 03.12.2018 г.
Поскольку данное требование не было выполнено, Тюриковой через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 51347 по состоянию на 26.12.2018 г. об оплате транспортного налога в сумме 11 544 руб., пени 64.36 руб.
Указанные сведения подтверждаются скриншот личного кабинета налогоплательщика Тюриковой Н.Г.
Доводы ответчика о том, что автомобиль марки <данные изъяты> выбыл из ее владения в 2014 г., что подтверждается решением суда от 15 марта 2017 г., которым было отказано в иске об истребовании данного автомобиля из владения ее супруга, о том, что автомобиль марки <данные изъяты> после аварии не подлежит восстановлению и не находится в ее владении, не могут быть приняты во внимании на основании следующего.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-О и др.).
Принимая во внимание приведенные выше положения Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, суд считает, что передача транспортного средства марки <данные изъяты> в пользование супруга К. на основании доверенности от 12.12.2011 г, само по себе, в отсутствие прекращения регистрации за ним указанного автомобиля, не свидетельствует о прекращении обязанности по уплате транспортного налога, поскольку Тюрикова не обращалась с заявлением в налоговый орган о передаче на основании доверенности данного транспортного средства другому лицу. Более того, с момента принятия Северобайкальским городским судом решения от 15 марта 2017 г. по иску Тюриковой Н.Г. к К. об истребовании из чужого незаконного владения автомобиля марки <данные изъяты> г., которым установлено, что автомобиль вышел из владения К. и, соответственно, Тюриковой, не приняла меры для снятия его с регистрационного учета.
Тот факт, что новым собственником автомобиль на учет поставлен не был, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Такое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24 апреля 2018 года N 1069-О, предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Также суд признает не состоятельными доводы ответчика Тюриковой о том, что она не может принять меры для снятия с регистрационного учета автомобили, поскольку приняты решения о запрете на регистрационные действия в рамках возбужденных исполнительных производств в связи с наличием задолженности.
Судом установлено, что на указанные выше автомобили постановлением судебного пристава – исполнителя приняты решения о запрете на регистрационные действия на автомобили марки <данные изъяты><данные изъяты>. Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога.
Как установлено судом, прекращена регистрация транспортного средства марки <данные изъяты> только 29.12.2018 г.
Таким образом, оснований для освобождения ответчика от уплаты налога на транспортные средства марки <данные изъяты>, за 2017 г. не имеется.
Суд принимает во внимание, что до вынесения судом решения Тюрикова оплатила задолженность по транспортному налогу за 2017 г. на автомобиль марки <данные изъяты> <данные изъяты>, в размере 2176 руб. Оснований для взыскания задолженности по налогу в данной части суд не усматривает.
Всего подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2017 г. - 9368 руб., из которых налог по автомобилю марки <данные изъяты> составляет 8 784 руб., по автомобилю марки <данные изъяты> составляет 584 руб.
Согласно статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая, что Тюрикова своевременно не оплатила транспортный налог, с нее подлежат взысканию пени в размере 1078.02 руб. Судом проверен расчет пени, оснований для уменьшения размера пени не имеется.
Доводы Тюриковой о том, что она не давала согласие на отправление требований об уплате налога в личный кабинет налогоплательщика, требование она не получала, соответственно, обязанности оплачивать налоги у нее не имеется, суд признает не состоятельными.
В силу положений части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Таким образом, налоговым законодательством не предусмотрено доказывание получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени, что не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 08 апреля 2010 года N 468-О-О, от 24 марта 2015 года N 735-О, от 27 октября 2015 года N 2430-О.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия к Тюриковой Н.Г. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить в части.
Взыскать с Тюриковой Н.Г. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия задолженность по транспортному налогу за 2017 г. - 9368 руб., пени в размере 1078.02 руб. Всего 10 446.02 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Окончательная форма решения принята 22.01.2020 г.
Председательствующий судья: Е.Н. Казакова