Решение по делу № 2а-1953/2021 (2а-7127/2020;) от 26.10.2020

    24RS0056-01-2020-006611-42

    Административное дело № 2а-1953/2021

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Красноярск                                           28 июля 2021 г.

    Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

    при секретаре Фишер Ж.А.,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиева Гахрамана Гасраддин-оглы к ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское» об оспаривании решений,

        УСТАНОВИЛ:

            Алиев Г.Г.-о. обратился в суд к ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское» с административным иском, в котором с учетом уточнений просил:

            - признать незаконным и выходящим за пределы вопросов, подлежащих определению в рамках установления личности выводы, изложенные в абзаце 2 на листе 2 заключения об установлении личности и гражданства Алиева Г.Г.-о. от 28.11.2014, и исключить абзац 2 листа 2: «…С целью определения гражданской принадлежности заявителя УФМС России по Красноярскому раю был направлен запрос в компетентные органы Азербайджанской Республики. Согласно ответу Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики – Алиев Гахраман Гасреддин оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Азербайджанской Республики…» - данного заключения;

             - признать незаконным отклонение заявления о приеме в гражданство РФ МУ МВД России «Красноярское» ОВМ ОП № 5.

        Требования мотивировал тем, что он родился в РФ в г. Красноярске в семье граждан СССР, проживает в РФ, разговаривает только на русском языке, как на родном, за пределы РФ не выезжал, в 2010 г. его отец получил гражданство РФ; после обращения в суд в оспариваемое заключение об установлении личности административным ответчиком внесены изменения в части: 03.03.2021 были исключены пункты 3, 4, т.е. добровольно удовлетворены первоначальные требования административного истца в части; однако, полагает, что описательная часть также содержит необоснованные выводы о азербайджанском гражданстве Алиева Г.Г.-о. Полагает, что указанные выводы нарушают его права и законные интересы, поскольку они не соответствуют действительности, не дают возможность получить разрешение на временное проживание на территории РФ, как лицу без гражданства. С целью приобретения гражданства он в 2018 году обратился с заявлением в отдел УФМС России по Советскому району, МУ МВД России «Красноярское»; ОВМ ОП № 5 было вынесено решение от 20.04.2018 об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ от 20.04.2018 , поскольку согласно заключению об установлении личности от 28.11.2014 он является гражданином Республики Азербайджан, в связи с чем ему необходимо обратиться в посольство Азербайджанской Республики для получения паспорта. Полагает, что данные выводы не соответствуют действительности, поскольку он не является гражданином Республики Азербайджан и вправе подать заявление как лицо без гражданства.

        В судебном заседании административный истец Алиев Г.Г.-о., его представитель по устному ходатайству Зайцева Н.В. уточненные требования поддержали по изложенным в них основаниям; дополнительно пояснила, что обращение было несколько, в том числе и в 2019 году, но подтвердить факт обращения с заявлением в 2019 году возможности не имеют, отказ в принятии документов был в устной форме4 полагает, что срок подачи настоящего иска в суд не пропущен.

        Представители МУ МВД России «красноярское» Киреева Э.Н. (доверенность от 25.12.2020), ГУ МВД России по Красноярскому краю Кресан В.С. (доверенность от 23.12.2020) в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали, в обоснование возражений пояснили, что оспариваемое заключение было вынесено на основании заявления отца Алиева Г.Г.о. об установлении личности его сына; в заключении сделаны выводы, что Алиев Г.Г.о. принадлежит к гражданству Республики Азербайджан; но 03.03.2021 в заключение внесены изменения: п. 3, п. 4 исключены из него; отраженные в установочной части заключения сведения не нарушают права административного истца и не несут для него каких-либо правовых последствий; кроме того, пояснили, что факт обращения Алиева Г.Г.о. с заявлением и об отказе в принятии от него заявления административным истцом не подтвержден; также полагали, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящими требованиями.

    Изучив административное исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

    Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

    1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что 30.08.2014 Алиев Г.Г.-о. обратился в ОУФМС России по Красноярскому краю в Ленинском районе г. Красноярска с заявлением о проведении процедуры по установлению личности и гражданства сына Алиева Г.Г.-о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Красноярска.

    По результатам рассмотрения данного заявления и проведения проверки должностными лицами УФМС России по Красноярскому краю 28.11.2014 вынесено заключение, которым постановлено:

    2. Считать Алиева Г.Г.-о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., таковым..;

    3. Считать Алиева Г.Г.-о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданином Азербайджанской Республики, находящимся на территории РФ с нарушением установленного порядка пребывания;

    4. Направить информацию о принятом решении в ОУФМС России по Красноярскому краю в Ленинском районе г. Красноярска, в ОИК УФМС России по Красноярскому краю для определения срока, необходимого заявителю для получения им в полномочном органе Азербайджанской Республики документа, удостоверяющего личность, и добровольного выезда из РФ, а также для последующего контроля за выездом Алиева Г.Г.о.

    При этом административным ответчиком было установлено, что отец заявителя – Алиев Гасраддин Г.о., уроженец Азербайджана, в январе 2007 года приобрел гражданство РФ в упрощенном порядке; мать заявителя – Курбанова Т.С.к., гражданка Азербайджанской Республики, проживает на территории РФ на основании РВП. В заключении также отражено, что с целью определения гражданской принадлежности заявителя УФМС России по Красноярскому раю был направлен запрос в компетентные органы Азербайджанской Республики. Согласно ответу Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики – Алиев Гахраман Гасраддин-оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Азербайджанской Республики.

    Обращаясь с требованием об исключении из содержания заключения от 28.11.2014 выводов о принадлежности Алиева Г.Г.о. к гражданству Республики Азербайджан, Алиев Г.Г.-о. указывает на то, что данные выводы не соответствуют действительности и препятствуют ему в получении разрешения на временное проживание на территории РФ, как лицу без гражданства.

     Дав оценку указанным доводам административного истца и установленным судом обстоятельствам, суд не усматривает оснований для удовлетворения указанных требований.

    Так, порядок, установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, регламентирован ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, согласно ч. 1 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого заключения) установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

    В силу ч. 2 указанной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.

    Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа… (ч. 12).

    В силу ч. 14 указанной статьи форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждена Приказом ФМС России от 08.11.2013 № 473 (приложение N 6), в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого заключения, исходя из которой по результатам рассмотрения заявления излагается аргументированное мнение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Таким образом, исходя из содержания ст. 10.1 ФЗ от 25.07.2014 «О правовом положении граждан в РФ» в рамках процедуры установления личности разрешаются и фиксируются в заключении выводы уполномоченного органа непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства. Поскольку необходимости установления в рамках данной процедуры иных фактов, в том числе относительно гражданства данного лица, а также указаний на принятия ряда сопутствующих действий – положения как ФЗ № 115-ФЗ, так и Приказа ФМС России № 473 не предусматривали, административный ответчик в порядке самоконтроля обоснованно исключил п.3 и п. 4 заключения от 28.11.2014.

Исходя из положений ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    Учитывая, что выводы сотрудников УФМС России по Красноярскому краю при вынесении заключения об установлении личности выходили за пределы вопросов, подлежащих определению в рамках процедуры установления личности, и впоследствии были исключены из заключения, то они каких-либо правовых последствий не несут, и в силу приведенных выше правовых норм нести не могли, как противоречащие требованиям ст. 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ и приказа ФМС России № 473.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов гражданина.

    Принимая во внимание, что отраженные в установочной части заключения от 28.11.2014 оспариваемые выводы административного ответчика каких-либо правовых последствий не несут, то прав и законных интересов гражданина – административного истца они также не нарушают, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.

    Не подлежат удовлетворению и требования о признании незаконным отклонение ОВМ ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» заявления Алиева Г.Г.-о. о приеме в гражданство РФ.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 1325, при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя.

Заявитель, обратившийся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации в соответствии со статьей 41.2 Федерального закона или о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.3 Федерального закона, в случае отсутствия у него действительного документа, удостоверяющего личность, а также документов, подтверждающих гражданство и место жительства, при подаче заявления предъявляет должностному лицу полномочного органа документ, содержащий его персональные данные (п. 4).

Согласно п. 9 данного Порядка заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения.

    Согласно п. 16.1 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС от 19.03.2008 № 64 (далее – Регламент) и действующего до 12.11.2019, на основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:

    принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке пункта 34 Положения принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных (приложение N 1 к Административному регламенту);

    принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.

    Оспаривая отказ сотрудников отдела по миграционным вопросам ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» в принятии заявления о приеме в гражданство РФ, административный истец в судебном заседании сослался на то, что данное обращение имело место в 2018-2019 годах, однако каких-либо доказательств, подтверждающих факт обращения суду, не представил.

    Ответ ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» от 24.04.2018 предоставлен по результатам рассмотрения письменного заявления Алиева Г.г.-о. о разъяснении порядка документирования его паспортом гражданина РФ.

    Исходя же из ответа ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» от 28.07.2021 заявлений от Алиева Г.Г.-о. о приеме в гражданство РФ в период своего проживания в ОВМ ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» не поступало.

    Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о пропуске Алиевым Г.Г.-о. трехмесячного срока обращения в суд с требованиями об оспаривании заключения от 2014 года и решения об отказе в принятии заявления о приеме в гражданство РФ, имевшего место со слов административного истца в 2018-2019 годах, поскольку в суд с настоящим иском Алиев г.Г.-о. обратился только 23.10.2020.

    Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административный истец суду не представил.

    Пропуск срока обращения в суд с настоящим административным исков в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

    При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых решений незаконными не имеется, требования удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    В удовлетворении требований Алиева Гахрамана Гасраддин-оглы об оспаривании выводов ГУ МВД России по Красноярскому краю, отраженных в заключении от 28.11.2014, решения МУ МВД России «Красноярское» об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.

    Председательствующий:     подпись

    Копия верна:

    Судья                                 Т.В. Ковалева

2а-1953/2021 (2а-7127/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алиев Гахраман Гасраддин-оглы
Ответчики
УФМС России по Красноярскому краю
МУ МВД России "Красноярское" отдел по вопросам миграции Отдела полиции №5
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Ковалева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация административного искового заявления
27.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее