ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Дымпилова Э.В..,
УИД 04RS0024-01-2024-000302-83
Дело №21-1089/2024
пост. 16.10.2024 г.
РЕШЕНИЕ
19 ноября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Селиховой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское»на решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 01 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское»,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района-главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района Батоева Б.Б. от 23 апреля 2024 года администрация муниципального образования сельское поселение «Удинское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 01 октября 2024г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель администрации МО сельское поселение «Удинское» Ринчинова Н.Д. просит об отмене постановления должностного лица и решения районного суда, вынесенных в отношении администрации МО СП «Удинское» по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Бурятия глава МО СП «Удинское», представитель по доверенности Ринчинова Н.Д., участвующие в деле посредством видеоконференц-связи, поддержали доводы жалобы, просили об отмене вынесенных актов, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности устранены. Ежегодно осуществляется осенняя и весенняя опашка вокруг населенных пунктов, пожарный резервуар объемом 54 000л. Является достаточным для жителей с. Барун-Сахурта, поскольку число жителей составляет 112 чел. Опашка произведена в мае 2024 года по мере оттаивания почвы, ранее данного срока, возможности производства опашки по причине замерзания почвы не имелось. Просили отменить постановление, вынести предупреждение, поскольку размер штрафа является значительным, в бюджете сельского поселения отсутствуют средства для уплаты штрафа.
Представитель МЧС России по Республике Бурятия Федосеева И.А., действующая по доверенности, Корнаков П.П.(лицо, составившее протокол об административном правонарушении), начальник отдела ГУ МЧС России по Республике Бурятия Батоев Б.Б. возражали против доводов жалобы, указывали на законность и обоснованность протокола об административном правонарушении и состоявшихся актов, просили оставить их без изменения. На момент проверки, обстоятельства нарушения требований пожарной безопасности, установлены, что подтверждается протоколом об административном правонарушениии материалами к нему, в частности, фототаблицами, иными материалами. При этом, противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров имелась, не была обновлена, заросла травой, не осуществлена очистка населенного пункта от сухой растительности. Также на момент проверки отсутствовал светоотражатель, таблички с указателями, которые установили на момент вынесения постановления об административном правонарушении. Резервуар с водой действует только на 200 метров, остальная территория не обеспечена пожарным водоснабжением. С учетом того, что ранее имелись факты привлечения к административной ответственности за аналогичные нарушения, вынесение предупреждения считают нецелесообразным. Поскольку часть нарушений была устранена, размер штрафа был уменьшен. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовала врио. главы поселения ФИО9 и была предоставлена копия распоряжения о возложении обязанности главы.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правиламипротивопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Согласно ст. 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянский фермерские хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и или (распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ладшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особо противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Согласно п.75 Правил противопожарного режима местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора воды в любое время года из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих в ним территориях.
Из материалов дела об административном нарушении следует, что по результатамвнеплановой выездной проверки 18 апреля 2024 года в период с 09.час. до 11.час. на территории у. Барун-Хасурта по адресу: Россия, Республика Бурятия, Хоринский район, у. Барун-Сахурта были выявлены нарушения требований пунктов 70, 75, 48, 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно: не обновлена минерализованная противопожарная полоса или иные противопожарные барьеры вокруг территории населенного пункта в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных(природных) пожаров до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; органом местного самоуправления не произведен расчет необходимого количества, вида и месторасположения источников наружного противопожарного водоснабжения на территории данного населенного пункта; не обозначено направление движенияк источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо со световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включеннымив ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до противопожарного резервуара; не проведена своевременная очистка территории населенного пункта –у. Барун-Сахурта по улице Балбарова (возле водоколонки) и по всей улице Урожайная от сухой растительности.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 апреля 2024 года, фототаблицами к нему, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, выездной проверки, актом проверки №4, пояснениями и.о. главы администрации МО СП «Удинское» Швецовой Л.М., которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и районного суда о наличии в действиях администрации МО СП «Удинское» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
Вместе с тем, привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом, не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы не подлежат удовлетворению.
За допущенные нарушения требований пожарной безопасности в населенном пункте, прилегающего к лесу, подверженного угрозе лесных пожаров и создающие угрозу возможного перехода природного, лесного пожара на территорию населенного пункта, юридическое лицо законно и обоснованно привлечено к административной ответственности с вынесением административного штрафа (с учетом частичного исполнения требований на момент вынесения постановления об административном правонарушении) в размере 150 тысяч рублей, согласно санкции статьи предусмотрен штраф -300 тысяч рублей.
Кроме того, в суде подтверждено обстоятельство привлечения Администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» к административной ответственности в виде предупреждения, что подтверждается постановлением от 21 апреля 2023 года.
При указанных обстоятельствах допущенных нарушений требований противопожарного надзора в Российской Федерации, которые бесспорно установлены должностным лицом и районным судом, снижение размера штрафа, либо вынесения предупреждения, не имеется.
Отсутствие финансирования законом не ставится в зависимость от законного требования исполнения обязанностей по выполнению требований закона, а потому не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Довод о нарушении требований, предъявляемым к составлению протокола об административной ответственности не нашли своего должного подтверждения, поскольку в соответствии счастью 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, протокол содержит все необходимые сведения, включая место, время совершения и событие административного правонарушения. Кроме того, к протоколу приобщены фототаблицы, которые наглядно отражают нарушения указанные в названном протоколе.
Довод о том, что протокол подписан лицом, не имеющим права его подписания, не нашел своего должного подтверждения, поскольку Швецова Л.М. являлась на момент проверки, действующим заместителем руководителя администрации поселения, что подтверждено ею самой и документально. Кроме того, он не опровергает законности вынесенного должностным лицом протокола об административной ответственности, и факта совершения нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в жалобе, аналогичны позиции привлекаемого к ответственности лица являлись предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены судьей районного суда по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района – главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района от 23 апреля 2024 года, решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 01 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» оставить без изменения, жалобу-без удовлетворения.
Судья: М.В. Ихисеева.