Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
06 марта 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Терентьевой М.Д.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
представителя административного истца Нягашкиной Р.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-428/2019 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Звягинцева РЎ.Рќ., Мансуровой Р—.Р., Степанова Р’.Р®. Рє министерству имущественных отношений Самарской области Рѕ признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2016 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 30.11.2015 РіРѕРґР° в„– 3033, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2017 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 14.11.2016 РіРѕРґР° в„– 1907, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2018 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 18.10.2017 РіРѕРґР° в„– 1647, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2019 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 29.10.2018 РіРѕРґР° в„– 1608, взыскании судебных расходов,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Звягинцев С.Н. обратился в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж комнаты №№ 13-27, 2 этаж: комнаты №№ 29-34, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 1 этаж комнаты №№ 13-27, 2 этаж: комнаты №№ 29-34, под пунктом № нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня их принятия, а также просил взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 200 рублей, оплату услуг представителя – 15 000 рублей.
В обоснование требований указал, что он является собственником объектов недвижимости:
- нежилое помещение, площадью 1 726,00 кв.м., этаж № 1, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>,
- нежилого помещения, площадью 254,2 кв.м., этаж № 1, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеуказанные помещения располагаются в нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 2 401,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Здание расположено на двух земельных участках: земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3 768 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственными помещениями и территорией обслуживания, и земельном участке с кадастровым номером №, площадью 523 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под помещением магазина и территорией обслуживания.
Указанные нежилые помещения и нежилое здание, в котором они расположены не подпадают под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела административным истцом уточнены исковые требования, РІ качестве административных истцов привлечены Мансурова Р—.Р. Рё Степанов Р’.Р®., собственники 3 нежилых помещений, расположенных РІ здании СЃ кадастровым номером в„–. РџРѕ основаниям, изложенным выше, РїСЂРѕСЃСЏС‚ СЃСѓРґ:
признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня их принятия, а также просили взыскать с административного ответчика в пользу Звягинцева С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 200 рублей, оплату услуг представителя – 15 000 рублей, оплату услуг кадастрового инженера в размере 10 000 рублей.
Представитель административных истцов РїРѕ доверенностям Нягашкина Р.Р. РІ судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования РїРѕ основаниям, указанным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самаркой области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, письменный отзыв на административный иск не представил.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 РќРљ Р Р¤ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ позднее 1-РіРѕ числа очередного налогового периода РїРѕ налогу определяет РЅР° этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 настоящей статьи, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень РІ электронной форме РІ налоговый орган РїРѕ субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 30.11.2015 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни нежилое здание с кадастровым номером № включено под номером № (на 2016 год), под номером № (на 2017 год), под номером № (на 2018 год), под номером № (на 2019 год), нежилое помещение с кадастровым номером № включено под номером № (на 2016 год), под номером № (на 2017 год), под номером № (на 2018 год), под номером № (на 2019 год), нежилое помещение с кадастровым номером № включено под номером № (на 2016 год), под номером № (на 2017 год), под номером № (на 2018 год), под номером № (на 2019 год).
Нежилое помещение с кадастровым номером № и нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенные в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат Звягинцеву С.Н., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Р’ указанное нежилое здание также РІС…РѕРґСЏС‚ нежилые помещения СЃ кадастровыми номерами в„–, в„– принадлежащие РЅР° праве собственности Мансуровой Р—.Р., нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащее РЅР° праве собственности Степанову Р’.Р®., что подтверждается выписками РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± объекте недвижимости.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего Звягинцеву С.Н. на праве собственности и всего здания в целом, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункта п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.
РР· выписки РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости СЃ кадастровым номером в„–, нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.
Указанные нежилые помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером №, которое имеет наименование: нежилое здание, назначение: нежилое здание, состоит из нежилых помещений, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 27.11.2018 года.
Нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, площадью 523 кв.м. и 3 768 кв.м. соответственно, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №: под помещением магазина и территорией обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №: под производственными помещениями и территорией обслуживания.
В соответствии с техническим паспортом на здание, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое здание состоит из 2 этажей, общей площадью 2 401,7 кв.м., включает в себя помещения первого этажа: торговый зал, коридоры, туалет, электрощитовая, склады, бытовая комната производственные, итого 245,9 кв.м., также помещения, коридор, санузел, тамбуры, общей площадью 254,2 кв.м., помещение, площадью 22,5 кв.м. и 55,7 кв.м., помещения, санкомнаты, тамбуры, площадью 97,4 кв.м., помещения, тамбур, лестничные клетки, коридор, общей площадь 799 кв.м., помещения второго этажа: помещения, лестничная клетка, общей площадью 927 кв.м.
РР· технического паспорта РЅР° встроенное нежилое помещение – РїРѕРј. в„–в„– 1-3, 10-22, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, следует, что помещение расположено РЅР° 1-РѕРј этаже, общей площадью 254,2 РєРІ.Рј., Рё состоит РёР· помещений, сан.узла, тамбуры РІС…РѕРґР°.
Согласно техническому паспорту на встроенное нежилое помещение – пом. №№ 13-27, 29-34, расположенное по адресу: <адрес>, помещение расположено на 1, 2 этаже здания, общей площадью1 726,1 кв.м. и состоит из нежилых помещений, лестничных клеток, коридора.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 30.01.2019 года, выполненного ГБУ СО «ЦРР», было осмотрено нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 1 726 кв.м., и установлено фактическое использование: ремонтируемое помещение, общей площадью 1 504,3 кв.м., склады общей площадью 52,2 кв.м., тамбур, лестницы, коридор, общей площадью 66,3 кв.м. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Рљ указанному акту имеются замечания Нягашкиной Р.Р., РіРґРµ указано, что помещение, площадью 1726 РєРІ.Рј., расположено РЅР° 1 этаже РІ нем находятся старые трубы, РјСѓСЃРѕСЂ, РєРёСЂРїРёС‡. Рто помещение расположено РІ здании, площадью 2 400 РєРІ.Рј., РІ здании находятся 6 помещений Рё 3 собственника. Магазин РІ площадь помещения, принадлежащего Звягинцеву РЎ.Рќ., РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚, это отдельное помещение.
Согласно заключению кадастрового инженера Р¤РРћ1 РѕС‚ 18.02.2019 РіРѕРґ Рѕ фактическом использовании объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„–, РЅР° первом этаже здания фактически 774,8 РєРІ.Рј. – ремонтируемые помещения, 256,4 РєРІ.Рј. – разрушенные помещения, 172,8 РєРІ.Рј. – свободные помещения, 145,3 РєРІ.Рј. – складские помещения, 125,4 РєРІ.Рј. – помещения, занятые магазином мебели. РќР° втором этаже здания фактически 913,6 РєРІ.Рј. – ремонтируемые помещения Рё 13,4 РєРІ.Рј. – разрушенные помещения.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев обращение Звягинцева С.Н. по вопросу исключения из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016-2018 гг. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, №, сообщила 20.03.2018 года о том, что согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанных объектов, они являются нежилыми помещения в нежилом здании магазина с кадастровым номером №. Принято решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости, как объектов, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение рассматриваемых нежилых помещений и нежилого здания, а также факт того, что в нежилом здании торговый зал имеет менее 20% от общей площади здания, учитывая, что нежилое здание расположено на двух земельных участках, которые между собой под зданием не разграничены, один из видов разрешенного использования земельного участка, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорных нежилых помещений и нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилых помещений и нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Доказательств фактического использования указанных объектов в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а равно и использование более 20% от общей площади нежилого здания под объекты торговли, также не представлены.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использования рассматриваемых нежилых помещений и нежилого здания, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах административные требования в части необоснованности включения в Перечни вышеуказанных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 Рё 2 статьи 383 РќРљ Р Р¤, налог Рё авансовые платежи РїРѕ налогу подлежат уплате налогоплательщиками РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, которые установлены законами субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2016, 2017 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты применены в отношении административного истца, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые положения затрагивает права и интересы административных истцов, поскольку были применены и будут подлежать применению к административным истцам в указанные сроки, как к плательщикам налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017, 2018, 2019 гг.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 1 200 рублей, оплаченная Звягинцевым С.Н. при обращении в суд государственная пошлина, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден платежным поручением от 29.12.2018 года № 127.
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие, признанные судом необходимые расходы.
РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РїРѕРґСЂСЏРґР° РЅР° выполнение кадастровых работ РѕС‚ 15.02.2019 РіРѕРґР° в„– 1, заключенному между Звягинцевым РЎ.Рќ. Рё РћРћРћ «» РІ лице директора Р¤РРћ1, Звягинцев РЎ.Рќ. понес расходы РІ размере 10 000 рублей Р·Р° оплату работ РїРѕ подготовке заключения кадастрового инженера Рѕ фактическом использовании объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„–, что подтверждается квитанцией Рє РїСЂРёС…РѕРґРЅРѕРјСѓ кассовому ордеру в„– 1.
Указанные расходы суд считает необходимыми расходами, понесенными административным истцом, и подлежащими возмещению в полном объеме.
На основании ст.112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Р’ соответствии СЃ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РЅР° оказание юридических услуг РѕС‚ 25.12.2018 РіРѕРґР°, заключенному между Нягашкиной Р.Р. Рё Звягинцевым РЎ.Рќ., последний понес расходы РЅР° оплату услуг РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РІ размере 15 000 рублей, что подтверждается распиской РѕС‚ 25.12.2018 РіРѕРґР°.
Принимая во внимание требования законодательства, учитывая категорию спора, период рассмотрения дела, объем подготовленных представителем по делу процессуальных документов, занятость представителя в судебных заседаниях по первой инстанции, суд приходит к выводу, что в пользу Звягинцева С.Н. подлежат взысканию расходы на услуги представителя в сумме 10 000 рублей, полагая, что такой размер соответствует требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный РёСЃРє Звягинцева РЎ.Рќ., Мансуровой Р—.Р., Степанова Р’.Р®. Рє министерству имущественных отношений Самарской области Рѕ признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2016 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 30.11.2015 РіРѕРґР° в„– 3033, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2017 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 14.11.2016 РіРѕРґР° в„– 1907, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2018 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 18.10.2017 РіРѕРґР° в„– 1647, признании недействующим РІ части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся РЅР° территории Самарской области, РІ отношении которых налоговая база определяется как РёС… кадастровая стоимость для целей налогообложения, РЅР° 2019 РіРѕРґВ», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области РѕС‚ 29.10.2018 РіРѕРґР° в„– 1608, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него
под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Звягинцева С.Н. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 1 200 рублей, в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 10 000 рублей, в счет возмещения расходов на оплату услуг кадастрового инженера 10 000 рублей, а всего 21 200 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 марта 2019 года.
Председательствующий: М.А.Панкова