Дело № 12-49/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
24 марта 2021 г. с.Карабудахкент
Судья Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан Казаватов А.А.,
рассмотрев жалобу представителя администрации МР «Карабудахкентский район» на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан от 30.06.2020 № 662 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрации МР «Карабудахкентский район», и наложении наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.,
установил:
30.06.2020 Управлением Россельхознадзора по Республике Дагестан вынесено постановление №662 по делу об административном правонарушении о признании администрации МР «Карабудахкентский район» виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением, глава администрации МР «Карабудахкентский район» Амиралиев М.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного органа отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы заявитель указал, что земельный участок длительное время задолго до передачи Карабудахкентскому району незаконно использовался для добычи строительного песка, что привело к деградации и невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым значением.
В судебное заседание представитель администрации МР «Карабудахкентский район» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался в установленном порядке, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав при этом, что поддерживают свои возражения в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу 13 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязанностью собственника, владельца, пользователя, в том числе арендатора, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения является соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов про ведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Данной нормой закона (ГОСТ 26640-85) также дано определение рационального использования земель обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.
ГОСТом 26640-85 «Земли» термины и определения утверждено, что охрана земель - комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании письма заместителя начальника УФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка целевого использования земель сельскохозяйственного нахождения.
Из рапорта госинспектора ОГЗН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате проведенного осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 05:09:000024:971, 05:09:000024:801, 05:09:000024:983 установлено выведение из сельскохозяйственного оборота, снят плодородный слой почвы, не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охрана почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, улучшающих качественное состояние земель.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ администрация МР «<адрес>» является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:09:000024:971.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации МР «<адрес>» составлен протокол об административном правонарушении по факту невыполнения обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охрана почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, улучшающих качественное состояние земель на площади более 15 га, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ администрация МР «<адрес>» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Представленные в материалы дела документы противоречий не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными на то должностными лицами.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает правильным вывод должностного лица о том, что администрация МР «<адрес>» не выполнила установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охрана почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, улучшающих качественное состояние земель.
Доводы представителя администрации МР «<адрес>» о том, что земельный участок длительное время задолго до передачи <адрес> незаконно использовался для добычи строительного песка, что привело к деградации и невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым значением, правового значения не имеют, поскольку собственник не освобождается от ответственности за указанные нарушения.
Административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушений может учитываться для вида и размера административного наказания.
В свою очередь административное наказание назначено администрации МР «<адрес>» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с применением положений части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся процессуальное решение как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении администрации МР «<адрес>» – оставить без изменения, жалобу представителя администрации МР «<адрес>» – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, и может быть обжаловано в надзорном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Казаватов