Решение по делу № 2-83/2024 (2-2357/2023;) от 31.08.2023

КОПИЯ

Дело (2-2357/2023)

56RS0026-01-2023-002475-96

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

15 января 2024 г.                    г.Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ю.А.Фризен,

при помощнике судьи Дорожкиной Н.А.,

с участием:

заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора - Майданенко В.Н.,

представителя ответчика администрации г. Орска – Шелемина А.В., представителя ответчика ООО «РВК-Орск» Рузавиной В.Г., представителя третьего лица Штемпель О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» о признании деятельности не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании возместить ущерб,

у с т а н о в и л:

           Орский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Орск», администрации г. Орска о признании деятельности не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании возместить ущерб. В обоснование заявленных требований указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проведении проверки от 15.08.2023 , в период времени с 16.08.2023 по 28.08.2023, а также в соответствии с решением о проведении проверки от 14.08.2023 , в период времени с 15.08.2023 по 28.08.2023, проведена проверка исполнения законодательства водоотведении, об охране вод в деятельности ООО «РВК-Орск», а также ПАО «ОНОС». В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, которые влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просил суд признать незаконным бездействие ООО «РВК-Орск» по принятию с 07.08.2023 по 15.08.2023 мер по прекращению поступления недостаточно очищенных сточных вод в реку Урал, через выпуск (место сброса), с местоположением: правый берег р. Урал, в черте г. Орска, координаты места выпуска: <данные изъяты> в.д. и <данные изъяты> с.ш.

           Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.12.2023 провести технические мероприятия, направленные на недопущение сброса неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Орска, расположенных по адресу: в 1,1 км. южнее жилого комплекса по <адрес> <адрес> <адрес>, координаты места выпуска: <данные изъяты>., путем прекращения доступа неочищенных сточных вод в место выпуска в реку Урал в соответствии с требованиями п.п. 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2022.

         Обязать администрацию г. Орска, ООО «РВК-Орск» в срок до 01.01.2024 провести техническое обследование комплекса очистных сооружений г. Орска, расположенного <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.

              Обязать ООО «РВК-Орск» возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, как объекту охраны окружающей среды в размере 35 100 руб. (тридцать пять тысяч сто рублей) с зачислением в бюджет Российской Федерации.

       В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил:

1.    Признать незаконным бездействие ООО «РВК-Орск» по принятию с 07.08.2023 по 15.08.2023 мер по прекращению поступления недостаточно очищенных сточных вод в реку Урал, через выпуск (место сброса), с местоположением: <адрес>, координаты места выпуска: <данные изъяты> с.ш.

2.    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.01.2026 провести технические мероприятия, направленные на недопущение сброса неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Орска, расположенных по адресу: в 1,1 км. южнее жилого комплекса по <адрес>, координаты места выпуска: 58°28’39"" в.д. и 51°12’14"" c.ш., путем прекращения доступа неочищенных сточных вод в место выпуска в реку Урал в соответствии с требованиями п.п. 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2022.

3.    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.09.2024 направить в адрес Ю-У МРУ Росприроднадзора доработанный план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку Урал (<адрес>).

4.    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.07.2024 направить в адрес Ю-У МРУ Росприроднадзора заявление, составленное по форме согласно приложению 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022, для выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.

5.    Обязать ООО «РВК-Орск» осуществлять эксплуатацию комплекса очистных сооружений г. Орска, <адрес> при наличии нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

6.    Обязать администрацию г. Орска, ООО «РВК-Орск» в срок до 01.01.2026 провести техническое обследование комплекса очистных сооружений г. Орска, <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.

7.    Обязать ООО «РВК-Орск» возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, как объекту охраны окружающей среды в размере 35 100 руб. (тридцать пять тысяч сто рублей) с зачислением в бюджет Российской Федерации.

           В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить только к ООО «РВК-Орск», уточнил требования по второму пункту просительной части, указав срок по 01.01.2029, в остальной части без изменения.

           В судебном заседании представитель ответчика ООО «РВК-Орск» действующая на основании доверенности исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

         В судебном заседании представитель администрации города Орска Еремеев Е.Ю., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска отказать по доводам, изложенным в отзыве.

        В судебном заседании представитель третьего лица Штемпель О.С., действующий на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку вины ПАО «Орскнефтеоргсинтез» нет.

         Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Судом установлено, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проведении проверки от 15.08.2023 , в период времени с 16.08.2023 по 28.08.2023, а также в соответствии с решением о проведении проверки от 14.08.2023 , в период времени с 15.08.2023 по 28.08.2023, проведена проверка исполнения законодательства водоотведении, об охране вод в деятельности ООО «РВК-Орск», а также ПАО «ОНОС».

Согласно ст.ст. 1, 3, 7, 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади, водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, централизованная система водоотведения (канализации) – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Судом установлено, что основными видом деятельности ООО «РВК-Орск» является забор, очистка и распределение воды.

Постановлением администрации г. Орска от 01.04.2021 -п ООО «РВК-Орск» с 01.04.2021 определено гарантирующей организацией для централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Орск».

В соответствии с концессионным соглашением от 09.11.2020, заключённым между ООО «РВК-Орск», администрацией г. Орска и Оренбургской областью в лице Губернатора Оренбургской области ООО «РВК-Орск» осуществляет деятельность по водоотведению в границах г. Орска с использованием недвижимого имущества – комплекса очистных сооружений г. Орска, расположенного по адресу: в 1,1 км. южнее жилого комплекса по <адрес> <адрес>.

Перечень Объектов соглашения, включая комплекс цеха биологической очистки сточных вод, <адрес> включен в приложение № 2.1 концессионного соглашения от 09.11.2020.

25.01.2022 ООО «РВК-Орск» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование , со сроком действия: с 04.02.2022 по 31.01.2028, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод.

Осуществление сброса сточных, в том числе дренажных вод происходит на реке Урал, являющееся водным объектом рыбохозяйственного значения (<адрес>.

Согласно п. 2.3 вышеуказанного решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2022 использование водного объекта производится ООО «РВК-Орск» при соблюдении следующих условий:

недопущения нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

осуществления мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения;

содержания в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений.

Судом установлено, что 10.08.2023 из отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Волго-Камского ТУ Росрыболовства в адрес Орской межрайонной природоохранной прокуратуры поступила телефонограмма о заморе водных биологических ресурсов на реке Урал, на месте сброса сточных вод комплекса очистных сооружений г. Орска ООО «РВК-Орск» (<адрес>).

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой, 10.08.2023 осуществлён выезд на место сброса сточных вод в реку Урал, осмотром установлено следующее.

В месте сброса сточных вод из металлической трубы, диаметром 600 мм., находящейся в железобетонном коробе происходил сброс в реку Урал мутного вещества тёмного цвета, с характерным химическим запахом аммония, входящего в компонентный состав хозяйственно-бытовых промышленных сточных вод.

Одновременно с вышеуказанным, в ходе осмотра установлено наличие на водной глади реки Урал в месте сброса сточных вод всплывшей рыбы в количестве 120 шт. без признаков жизни.

Указанный факт подтверждается протоколом осмотра отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Волго-Камского ТУ Росрыболовства от 10.08.2023, а также протоколом осмотра места происшествия отдела полиции № 1 МУ МВД России «Орское».

В рамках осмотра вышеуказанного места сброса сточных вод в реку Урал, в период времени с 10.08.2023-11.08.2023 специалистами лаборатории <данные изъяты> были произведены отборы проб воды на предмет выявления превышения ПДК загрязняющих веществ.

По информации ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» от 23.08.2023 б/н, по результатам изучения отобранных 10.08.2023 проб поверхностной воды реки Урал в месте сброса сточных вод комплекса очистных сооружений г. Орска ООО «РВК-Орск» (<адрес>), <адрес> сточных вод комплекса очистных сооружений г. Орска были выявлены следующие превышения содержания ПДК загрязняющих веществ (протокол результатов испытаний проб воды от 14.08.2023 ):

Место сброса сточных вод очистными сооружениями г. Орска:

По иону аммония в 122 раза;

По нитрит-ионам в 12,8 раз;

По сульфат-ионам в 2,5 раза;

По фосфат-иону в 7,2 раза;

По общему железу в 6,2 раза

По меди в 1,9 раза;

По цинку в 10 раз.

<адрес> <адрес>:

По меди в 1,4 раза.

<адрес>:

По иону аммония в 2,8 раза;

По нитрит-ионам в 10 раз;

По сульфат-ионам в 2,5 раза;

По общему железу в 1,8 раза;

По меди в 2 раза.

По информации <данные изъяты> от 17.08.2023 , по результатам изучения отобранных в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по 11.08.2023, с 11.08.2023-по 16.08.2023 проб поверхностной воды реки Урал в месте сброса сточных вод комплекса очистных сооружений г. Орска ООО «РВК-Орск» (<адрес>) были выявлены следующие превышения содержания ПДК загрязняющих веществ (экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ ):

10.08.2023:

По иону аммония в 86 раз;

По нефтепродуктам в 2,2 раза;

По сульфат-ионам в 2,99 раза;

По фосфат-иону в 9,65 раза;

По нитрит-ионам в 13,6 раз;

По общему железу в 3,5 раза;

По БПК5 в 6,1 раза;

По ХПК в 1,07 раза;

По взвешенным веществам в 1,07 раза.

11.08.2023:

По иону аммония в 94 раза;

По нефтепродуктам в 2,6 раза;

По сульфат-ионам в 3,21 раза;

По фосфат-иону в 10,5 раза;

По нитрит-ионам в 12 раз;

По общему железу в 3,7 раза;

По БПК5 в 5,2 раза;

По взвешенным веществам в 1,75 раза.

11.08.2023:

По иону аммония в 58 раз;

По нефтепродуктам в 2,4 раза;

По сульфат-ионам в 2,32 раза;

По фосфат-иону в 8,6 раза;

По нитрит-ионам в 11 раз;

По общему железу в 3,7 раза;

По БПК5 в 5,1 раза;

По взвешенным веществам в 1,81 раза.

ГОСТ Р 59053-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Охрана и рациональное использование вод. Термины и определения», утвержденный Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 705-ст, определяет, что загрязнение водных объектов, - это сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, что негативно влияет на состояния дна и берегов водных объектов и ограничивает их использование.

Согласно п.п. 3.1.64 и 3.1.17 «РД 52.24.309-2016. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши», утвержденного Приказом Росгидромета от 20.12.2016 N 585, экстремально высокое загрязнение водоема или водотока, ЭВЗ, - это явление, характеризующееся разовым увеличением содержания загрязняющих веществ в воде водоема или водотока либо изменением состояния водоема или водотока по визуальным признакам: для нормируемых веществ 1-го и 2-го классов опасности их содержание превышает ПДК в 5 раз и более; для нормируемых веществ 3-го и 4-го классов опасности - в 50 раз и более. Кроме того, ЭВЗ характеризуется следующими показателями: увеличением БПК5 до значений более 40 мг/дм3, снижением содержания растворенного в воде кислорода до значений 2 мг/дм3 и менее. ЭВЗ характеризуется также следующими признаками: массовой гибелью рыбы и других водных организмов, земноводных, водной растительности, а также появлением запаха воды водоема или водотока интенсивностью более 4 баллов и не свойственного воде ранее.

Высокое загрязнение водоема или водотока; ВЗ, - это явление, характеризующееся разовым увеличением содержания нормируемых веществ в воде водоема или водотока. ВЗ характеризуется следующими градациями превышения ПДК загрязняющих веществ: для веществ 1-го и 2-го классов опасности их содержание превышает ПДК от 3 до 5 раз; для веществ 3-го и 4-го классов опасности их содержание превышает ПДК от 10 до 50 раз; для нефтепродуктов, фенолов, соединений меди, железа, марганца их содержание превышает ПДК от 30 до 50 раз. Кроме того, ВЗ характеризуется следующими показателями: БПК5 увеличивается до значений от 10 до 40 мг/дм3; концентрация растворенного кислорода снижается до значений от 3 до 2 мг/дм3.

Специалистами Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалу ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», в период времени с 10.08.2023 по 15.08.2023 также был произведен отбор проб воды <адрес> по результатам исследований которой было установлено превышение содержания ПДК следующих загрязняющих веществ:

10.08.2023, <адрес> по аммонийному азоту в 55,3 раза (22,1 мг/дм3, при норме 0,40 мг/дм3), что соответствует экстремально высокому загрязнению, а также низкое содержание растворенного кислорода (2,89 мг/мд3, при норме 6,0 мг/дм3), что соответствует высокому загрязнению;

11.08.2023, <адрес> по аммонийному азоту в 36,3 раза (14,5 мг/дм3, при норме 0,40 мг/дм3), что соответствует высокому загрязнению, <адрес> <адрес> <адрес> в 1,7 раза (26,0 мг/дм3, при норме 15 мг./дм3), <адрес> по нитритному азоту в 4,2 раза (0,084 мг/дм3, при норме 0,02 мг./дм3), <адрес> <адрес> <адрес> в 2,4 раза (36,0 мг/дм3, при норме 15 мг./дм3), по фосфат-ионам в 1,6 раза (0,315 мг/дм3, при норме 0,2 мг/дм3), а также низкое содержание растворенного кислорода (3,04 мг/мд3, при норме 6,0 мг/дм3) <адрес>;

12.08.2023, <адрес> по аммонийному азоту в 12,9 раза (5,16 мг/дм3, при норме 0,40 мг/дм3), что соответствует высокому загрязнению, по нитритному азоту в 28,4 раза (0,568 мг/дм3, при норме 0,02 мг./дм3), а также низкое содержание растворенного кислорода (3,17 мг/мд3, при норме 6,0 мг/дм3);

13.08.2023, <адрес> <адрес> по аммонийному азоту в 13,3 раза (5,30 мг/дм3, при норме 0,40 мг/дм3), по нитритному азоту в 5,3 раза (0,105 мг/дм3, при норме 0,02 мг./дм3), а также низкое содержание растворенного кислорода (3,41 мг/мд3, при норме 6,0 мг/дм3);

15.08.2023, <адрес> <адрес> по аммонийному азоту в 2,4 раза (0,95 мг/дм3, при норме 0,40 мг/дм3), <адрес> по нитритному азоту в 10,8 раза (0,215 мг/дм3, при норме 0,02 мг./дм3), что соответствует высокому загрязнению.

Также факт загрязнения поверхностной воды в реке Урал <адрес> ООО «РВК-Орск» подтверждается оперативными сводками ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области б/н от 12.08.2023 и от 13.08.2023.

Согласно докладной записке начальника лаборатории КССВ ООО «РВК-Орск» ФИО8 на имя исполнительного директора ООО «РВК-Орск» Тавокина С.Г., без даты, установлено следующее.

В период времени с 07.08.2023 по 08.08.2023 лабораторией ООО «РВК-Орск» на очистных сооружениях ООО РВК-Орск» производен отбор проб точки Т1 (промышленные стоки ПАО «ОНОС», поступающие на очистку одновременно с городскими сточными водами на очистные сооружения ООО «РВК-Орск», которые после очистки смешивались и сбрасывались в реку Урал).

При отборе проб (12:00 час.) выявлена наличие поступающих промышленных стоков темно-зелёного цвета с резким удушливым запахом, в усреднителе, - поступление промышленных стоков черного цвета. Об указанном факте было доложено руководству ООО «РВК-Орск». Лабораторией, по окончании проведения испытаний (07.08.2023, после 16:00 час.), результаты исследований проб, с указанием превышений ПДК загрязняющих веществ были своевременно переданы руководству ООО «РВК-Орск».

08.08.2023 с утра также ощущался сильный концентрированный запах нефтепродуктов. Ночью, 08.08.2023 в точку Т1 был также произведен сброс промышленных стоков.

Согласно результатам химических исследований поступающих сточных вод ПАО «ОНОС» (точка Т1), приложенным к докладной записке начальника лаборатории ООО «РВК-Орск» ФИО8, 06.08.2023 зафиксировано поступление загрязняющего вещества «Аммоний-ион» в количестве 68,3 мг/куб. дм, при норме 0,50 мг/куб.дм, ХПК в количестве 789,0 мг/куб. дм, при норме 30,0 мг/куб. дм., 07.08.2023 зафиксировано поступление загрязняющего вещества «Аммоний-ион» в количестве 730,5 мг/куб. дм, ХПК в количестве 1031,0 мг/куб., 08.08.2023 зафиксировано поступление загрязняющего вещества «Аммоний-ион» в количестве 654,0 мг/куб.дм., ХПК в количестве 441,0 мг/куб. дм.

Согласно данных результатов химических исследований очищенных сточных вод (точка Т17, - смешивание промышленных сточных вод ПАО «ОНОС» с городскими сточными водами и их последующей очисткой), также приложенным к докладной записке начальника лаборатории ООО «РВК-Орск» ФИО8 в реку Урал очистными сооружениями ООО «РВК-Орск» 09.08.2023 было сброшено химическое вещество «Аммоний-ион» в объеме 98,2 мг/куб. дм., 10.08.2023 в объеме 101,7 мг/куб. дм., 09.08.2023 также было сброшено химическое вещество «ХПК» в объеме 37,5 мг/куб. дм., 10.08.2023 в объеме 79,4 мг/куб. дм.

Таким образом, 09.08.2023 в реку Урал очистными сооружениями ООО «РВК-Орск» было сброшено химическое вещество «Аммоний-ион» в объеме 98,2 мг/куб. дм., что является превышением ПДК загрязняющих веществ в 245 раз в соответствии с установленным нормативом, 10.08.2023 было сброшено химическое вещество «Аммоний-ион» в объеме 101,7 мг/куб. дм., что является превышением ПДК загрязняющих веществ в 254 раза.

Вышеуказанное также подтверждается журналом технологического контроля (полного химического анализа проб) очистных сооружений ООО «РВК-Орск» за период времени с 07.08.2023 по 09.08.2023.

Несмотря на вышеуказанное, технологический регламент очистных сооружений канализации г. Орска <данные изъяты>, утвержденный приказом ООО «РВК-Орск» от 02.11.2021 № , введённый в действие с 02.11.2021 в разделе 11.2 «Возможные инциденты, аварийные ситуации, способы их предупреждения и устранения» не содержит алгоритм действий при возможном поступлении промышленных стоков от абонентов с превышением ПДК загрязняющих веществ.

Согласно п. 7.3.2 раздела № 7 «Технологические основы процесса биохимической очистки сточных вод» вышеуказанного технологического регламента, при избытке органических веществ, в частности обилия углеводородов развиваются нитчатые бактерии, что приводит к вспуханию активного ила и его выносу из вторичных отстойников.

По информации ООО «РВК-Орск» от 25.08.2023 № ограничение и прекращение приема сточных вод ПАО «ОНОС», в период времени с 07.08.2023 по настоящее время не производилось, так как это не предусмотрено технологическим процессом.

Статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Пункт 4.1 СП 272.1325800.2016. Свод правил. Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования, утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 877/пр, определяет, что техническое обследование систем водоотведения проводится для определения:

- состояния очистных сооружений, их технических возможностей по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод;

- технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности;

- экономической эффективности технических решений и целесообразности проведения реконструкции и внедрения новых технологий;

- значений параметров, применяемых при оценке надежности и качества водоотведения;

- энергетической эффективности объектов систем водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», разделы проектной документации должны содержать, в том числе, пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, систему водоотведения, технологические решения, проект организации строительства, а также перечень мероприятий по охране окружающей среды.

На основании п.1.6.6 МДК 3-02.2001. «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, постоянному хранению в архиве организации ВКХ подлежат полные комплекты утвержденных технических проектов на строительство (реконструкцию) систем водоснабжения и канализации со всеми приложениями.

В соответствии с п.п. 9.2 концессионного соглашения от 09.11.2023 , заключенного между ООО «РВК-Орск» и администрацией муниципального образования г. Орск, одновременно с передачей соответствующего объекта имущества, администрация г. Орска была обязана передать ООО «РВК-Орск» все необходимые ООО «РВК-Орск» для исполнения соглашения документы в отношении такого объекта имущества в соответствии с приложением к соглашению.

Согласно п.п. 1.5 Приложения к соглашению ООО «РВК-Орск» от администрации г. Орска была передана проектная и исполнительная документация в отношении комплекса очистных сооружений г. Орска.

Вместе с тем, по информации ООО «РВК-Орск» от 16.08.2023 № проектная документация очистных сооружений канализации г. Орска на момент передачи имущества и документации в соответствии с приложением 10 к концессионному соглашению от 09.11.2020 не передавалась.

Таким образом, в период времени с 01.04.2021 по настоящее время ООО «РВК-Орск» производится эксплуатация очистных сооружений г. Орска, расположенного по адресу: <адрес> в отсутствие проектной документации на комплекс очистных сооружений.

Пункт № 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2015 N 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», определяет, что модернизация объекта коммунальной инфраструктуры – это реализация мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта коммунальной инфраструктуры, в том числе путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, входящего в состав объекта коммунальной инфраструктуры, современным, более производительным оборудованием. Модернизация объекта коммунальной инфраструктуры может осуществляться в ходе его реконструкции.

Статья третья Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», определяет, что к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Согласно ст. 55.25 Градостроительного кодекса в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно п.п. 4.1, 10.19 концессионного соглашения от 09.11.2020 ООО «РВК-Орск» обязан осуществить инженерные изыскания, осуществить проектирование, получить заключение экспертизы в отношении проектной документации, а также разрабатывает рабочую документацию в том объеме, в котором это требуется в соответствии с законодательством и в целях надлежащего исполнения своих обязанностей по соглашению.

В соответствии с п. 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются:

а) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора;

б) организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений;

в) систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений;

г) контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон;

д) выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.

Пункты 9.1.1-9.1.2 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утверждённых Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр, определяют, что степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, должна соответствовать требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды, а повторно используемой - санитарно-гигиеническим и технологическим требованиям потребителя. Исходные данные для проектирования развития и реконструкции существующих очистных сооружений следует принимать на основании полученных должным образом результатов контроля расхода и свойств поступающих сточных вод за период не менее 3 лет, с учетом перспективного развития поселений и городских округов.

Для расчетов сооружений необходимо использовать релевантные (адекватные решаемой задаче) значения исходных данных, учитывающие специфику данного сооружения и параметры, влияющие на его работу.

Расчетные расходы отдельных сооружений необходимо определять с учетом их технологических особенностей (время пребывания, гидравлический режим) и рекомендаций настоящего свода правил.

Пункт 5.1 СП 272.1325800.2016. Свод правил. Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования, утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 877/пр, определяет, что техническое обследование городских и поселковых систем водоотведения, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, следует производить не реже одного раза в 5 лет.

Вместе с тем, согласно Приложения к соглашению ООО «РВК-Орск» от администрации г. Орска результаты технического обследования комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры не передавались.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с информацией администрации г. Орска от 17.08.2023 техническое обследование комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес> <адрес> в <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры администрацией г. Орска не проводилось.

Таким образом, администрацией г. Орска, ООО «РВК-Орск», с 09.11.2020 при отсутствии проектной документации на очистные сооружения г. Орска не проведено техническое обследование комплекса очистных сооружений г. Орска, <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 113 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

    В соответствии с ч. 1 ст. 44 и ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

    Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п.п 3, 4 и 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, - в отношении такого поверхностного водного объекта. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании ч. 3 ст. 47, ч.ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

П.п. 2, 4, 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380, определяют, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций.

Таким образом, в нарушение п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч.ч. 1 и 2 ст. 55, ч.ч. 4 и 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, 03.04.2023 в период времени с 07.08.2023 по 15.08.2023 ООО «РВК-Орск» при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Орска, расположенного по адресу: <адрес> допускался сброс промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод в реку Урал с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по иону аммония, нефтепродуктам, сульфат-ионам, фосфат-ионам, нитрит-ионам, общему железу, БПК5, ХПК, взвешенным веществам.

Статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

        Статьи 42 и 58 Конституции РФ, а также ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба.

        Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

        Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы - поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

        В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

        В соответствии со ст. 78 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

        Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния.

        Согласно пунктам 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года № 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

        В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

        Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно, как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 304-ЭС18-11722).

        По информации отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Волго-Камского ТУ Росрыболовства от 16.08.2023 , по результатам сброса неочищенных сточных вод ООО «РВК-Орск» при эксплуатации комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес>, в месте сброса выявлена гибель водных биологических ресурсов в количестве 120 экз., из них,: плотва – 67 экз., сом – 2 экз., окунь – 20 экз., карась – 16 экз., лещ – 15 экз.

        Ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 N 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам», составляет 35 100 руб. (тридцать пять тысяч сто рублей).

Статьями 3 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Также, в соответствии со справкой Ю-У МРУ Росприроднадзора по результатам проверки от 28.09.2023, установлено следующее.

В рамках проведения проверки в отношении ООО «РВК-Орск» специалистами <данные изъяты>», 30.08.2023 произведен отбор проб природной воды в р. Урал в месте сброса сточных вод.

Согласно экспертного заключения <данные изъяты>» от 08.09.2023 , по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентрации контролируемых показателей в сравнении решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2022 МПР по Оренбургской области по следующим загрязняющим веществам согласно

Наименование точки отбора Наименование загрязняющего вещества Концентрация загрязняющего вещества, мг/дм3 Норматив качества воды, мг/дм3 Превышение, раз
Поверхностная вода р. Урал в месте выпуска сточных вод ООО «РВК-Орск» БПК5 15,6 2,0 7,8
Сульфат-ион 166,0 100,0 1,66
Железо 0,13 0,10 1,3
Нефтепродукты 0,12 0,05 2,4
Взвешенные вещества 9,3 3,75 2,48
Нитрит-ион 1,24 0,08 15,5

Таким образом, вода в р. Урал в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект не отвечает требованиям, установленным в Решении о предоставлении водного объекта в пользование.

В рамках проведения проверки в отношении ООО «РВК-Орск» специалистами <данные изъяты>» также произведен отбор проб природной воды в р. Урал в месте сброса сточных <адрес>.

Наименование загрязняющего вещества Поверхностная вода            <адрес> Поверхностная вода <адрес>» Поверхностная вода <адрес>»
Концентрация загрязняющего вещества, мг/дм3
БПК5 6,5 15,6 8,1
Сульфат – ион 95,0 166,0 105,0
Хлорид-ион 83,0 134,00 88,0
Аммоний-ион Менее 0,05 Менее 0,05 Менее 0,05
Нитрит-ион Менее 0,02 1,24 1,73
Железо (общее) Менее 0,05 0,13 Менее 0,05
Нефтепродукты 0,037 0,12 0,038
ХПК 17,0 28,0 18,0
Взвешенные вещества Менее 3,0 9,3 Менее 3,0
Фенолы (общ и летучие) Менее 0,0005 Менее 0,0005 Менее 0,0005

Таким образом, после сброса очищенных сточных вод ООО «РВК-Орск» в р. Урал наблюдаются превышения концентраций загрязняющих веществ: БПК5, сульфат-ион, хлорид-ион, нитрит-ион, нефтепродукты, ХПК в природных водах р. Урал по сравнению с фоновыми концентрациями загрязняющих веществ.

Вместе с тем, согласно экспертного заключения <данные изъяты> от 08.09.2023 -Вд установлено наличие превышений концентрации контролируемых показателей в сравнении с нормативом, утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ Приказ от 13.12.2016 N 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»:

№ точки отбора проб Наименование загрязняющего вещества Концентрация, мгО2/дм3 Норматив качества воды, мгО2/дм3 Превышение, раз
Поверхностная вода            <адрес> БПК5 6,5 2,1 3,1
Поверхностная вода <адрес>РВК-Орск» БПК5 15,6 2,1 7,4
Нефтепродукты 0,12 0,05 2,4
Сульфат-ион 166 100 1,7
Нитрит-ион 1,24 0,08 15,5
Железо 0,13 0,1 1,3
Поверхностная вода <адрес> БПК5 8,1 2,1 3,9
Сульфат-ион 105 100 1,05
Нитрит-ион 1,73 0,08 21,6

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Под загрязняющим веществом, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», понимается вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 4 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч.1 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Исходя из изложенного, загрязняющим (то есть влекущим загрязнение компонента окружающей среды) может быть признано только такое вещество, которое одновременно:

- в своем количестве и/или концентрации превышает установленный норматив;

- оказывает негативное воздействие на компонент окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.02 г. № 7-ФЗ                    «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.02 г. № 7-ФЗ                                           «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно-допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы.

К возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов.

Водное законодательство определяет истощение вод как постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод                                  (п. 15 ст. 1 ВК РФ).

Таким образом, объект НВОС – «Очистные сооружения канализации и иловые карты» ООО «РВК-Орск» в результате сброса очищенных сточных вод оказывает негативное воздействие на поверхностный сток бассейна реки Урал.

В рамках проведения проверки в отношении ООО «РВК-Орск» специалистами <данные изъяты>» произведен отбор проб сточных вод в следующих точках:

- сточная вода, поступающая на территорию предприятия (промышленные сбросы);

- сточная вода, после очистных сооружений ООО «РВК – Орск».

Наименование загрязняющего вещества Сточная вода, поступающая на территорию предприятия (промышленные сбросы) Сточная вода, после очистных сооруженийООО «РВК – Орск»
БПК5 38,0 17,3
Сульфат – ион 90,0 234,0
Хлорид-ион 69,0 184,0
Аммоний-ион 16,0 6,3
Нитрит-ион Менее 0,02 2,3
Железо (общее) 0,32 0,54
Нефтепродукты 2,4 0,22
ХПК 82,0 34,0
Взвешенные вещества 15,0 13,7
Фенолы (общ и летучие) 0,117 0,020

В ходе проверки установлено, что концентрации загрязняющих веществ (фосфат-ион, сульфат-ион, хлорид-ион, железо (общее), нитрит-ион), содержащиеся в очищенной сточной воде превышают концентрации загрязняющих веществ, поступающих на территорию предприятия.

Эффективность очистных сооружений объекта НВОС – «Очистные сооружения канализации и иловые карты» ООО «РВК-Орск» составляет 93%.

Вместе с тем, исходя из анализа представленных выше сведений установлено, что указанная эффективность в результате осуществления деятельности по очистке сточных вод предприятием не достигается.

В нарушение указанных выше требований, по результатам анализа результатов лабораторных исследований, на очистных сооружениях ООО «РВК-Орск» производится неэффективная очистка сточных вод, поступающих на территорию предприятия, в связи с чем, происходит негативное воздействие на качество природной воды в р. Урал.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Согласно п.п. 1 и 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 2 и 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022, заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности на объектах I категории, приводящей к сбросам веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на сбросы.

В соответствии с ч.1 ст. 21 и ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 11, 13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022, выдача разрешения на сбросы, предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Для рассмотрения вопроса о получении разрешения на сбросы заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, составленное по форме согласно приложению 1 к Регламенту.

К заявлению прилагаются следующие документы, необходимые для предоставления государственной услуги:

отчет о выполнении ранее согласованного плана снижения сбросов с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий, составленный по форме согласно приложению 3 к Регламенту (при наличии ранее согласованного плана снижения сбросов);

предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты не достигаются, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС;

документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление.

В нарушение указанных выше требований, ООО «РВК-Орск» осуществляет деятельность по сбросу очищенных сточных вод в реку Урал в (<адрес>), <адрес>. в отсутствие разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, полученного в установленном законодательством порядке.

Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» определяет, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», определяет, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

В ходе проверки установлено, что нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ у ООО «РВК-Орск» отсутствуют.

В нарушение указанных выше требований, ООО «РВК-Орск» осуществляет деятельность по сбросу очищенных сточных вод в реку Урал в (<адрес> в.д. в отсутствие нормативов допустимого воздействия на водные объекты (река Урал), полученных в установленном законодательством порядке.

Согласно п.1, п.2 с. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

ООО «РВК-Орск» разработан план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с 2022 по 2028 год.

25.05.2022 план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов Обществом направлен в Ю-У МРУ Росприроднадзора на согласование.

Управлением в согласовании указанного плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов ООО «РВК-Орск», 24.06.2022 отказано в связи с несоответствием его установленным требованиям.

Согласно п.188 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае получения абонентом от уполномоченного органа уведомления об отказе в согласовании плана снижения сбросов абонент в течение 20 рабочих дней со дня получения такого уведомления обязан доработать план снижения сбросов с учетом замечаний, изложенных в уведомлении, согласовать доработанный план снижения сбросов с организацией, осуществляющей водоотведение, и направить доработанный план снижения сбросов в уполномоченный орган.

Доработанный план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в адрес Ю-У МРУ Росприроднадзора с 24.06.2022 по настоящее время не поступал.

Таким образом, выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса РФ, ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                 РЕШИЛ

           исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Орск» о признании деятельности не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования, обязании возместить ущерб – удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие ООО «РВК-Орск» по принятию с 07.08.2023 по 15.08.2023 мер по прекращению поступления недостаточно очищенных сточных вод в реку Урал, через выпуск (место сброса), с местоположением: <адрес>.

    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.01.2029 провести технические мероприятия, направленные на недопущение сброса неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>., путем прекращения доступа неочищенных сточных вод в место выпуска в реку Урал в соответствии с требованиями п.п. 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2022.

    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.09.2024 направить в адрес Ю-У МРУ Росприроднадзора доработанный план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку Урал (<адрес>).

    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.07.2024 направить в адрес Ю-У МРУ Росприроднадзора заявление, составленное по форме согласно приложению 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022, для выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.

    Обязать ООО «РВК-Орск» осуществлять эксплуатацию комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес> при наличии нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

    Обязать ООО «РВК-Орск» в срок до 01.01.2026 провести техническое обследование комплекса очистных сооружений <адрес>, <адрес>, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.

    Обязать ООО «РВК-Орск» возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, как объекту охраны окружающей среды в размере 35 100 руб. (тридцать пять тысяч сто рублей) с зачислением в бюджет Российской Федерации.

          Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)                                      Ю.А.Фризен

Мотивированное решение составлено 22 января 2024

2-83/2024 (2-2357/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Орская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "РВК-ОРСК"
Администрация г. Орска
Другие
ПАО "Орскнефтеоргсинтез"
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Фризен Ю.А.
Дело на странице суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее