Решение по делу № 2-34/2019 от 19.10.2018

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е                                     Дело № 2-34/19

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                  28 февраля 2019 года

г. Гагарин                                                                                                            Смоленской области

            Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи:    Гайдук Н.С.

при секретаре:                     Гаврилиной Н.А.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному унитарному предприятию «Экология», Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, Администрации Смоленской области, Департаменту по природным ресурсам и экологии Смоленской области о запрете эксплуатации полигона ТКО, обязании провести рекультивацию земельного участка и организовать регулярный вывоз ТКО,

У С Т А Н О В И Л:

Гагаринский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями: к Областному государственному унитарному предприятию «Экология» и просит запретить ему эксплуатацию полигона ТКО вблизи <адрес> а также просит обязать его провести рекультивацию земельного участка третьей очереди полигона ТКО близи д. Ивашково Гагаринского района Смоленской области; к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области и просит обязать ее со дня вступления решения суда в законную силу организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

Уточнив заявленные требования ( т.2 л.д. 126-128, т.3 л.д. 155-159), прокурор, просит запретить ОГУП «Экология» эксплуатацию полигона ТКО вблизи <адрес>; обязать ОГУП «Экология» выполнить работы по разработке проекта рекультивации и провести рекультивацию земельного участка третьей очереди полигона ТКО вблизи <адрес>; обязать Администрацию Смоленской области, Департамент по природным ресурсам и экологии Смоленской области, Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области со дня вступления решения суда в законную силу организовать регулярный вывоз твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области Ищенко Н.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, согласно которым прокуратурой района с привлечением специалистов в марте-апреле 2018 года проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации полигона ТКО в <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ОГУП «Экология», в связи с чем юридическое лицо и его должностные лица привлекались к административной ответственности за нарушения природоохранного, санитарноэпидемиологического, земельного законодательства, а также законодательства о пожарной безопасности. Также проверкой было установлено, что в соответствии с рабочим проектом третьей очереди полигона ТКО в <адрес>, разработанного ЗАО проектным институтом «Смоленскагропромпроект» в 2003 году, расчетный срок эксплуатации полигона составляет 9 лет, фактическая вместимость на расчетный срок - 339000 куб.м. Полигон введен в эксплуатацию 01.06.2007 г. По состоянию на 25.11.2017, в соответствии с предоставленной в Управление Росприроднадзора по Смоленской области характеристикой полигона ТКО в д. Ивашково, на полигоне размещено 331000 куб.м отходов. За период с 05.12.2017 по 27.03.2018, согласно журнала учета принятых отходов, на данном полигоне принято приблизительно 22395,2 куб.м отходов, до настоящего времени полигон функционирует в полном объеме. Данный факт, по их мнению, свидетельствует о том, что в настоящее время полигон ТКО переполнен, объем размещенных отходов составляет более 339 000 куб.м. Срок эксплуатации 9 лет истек 01.06.2016 года. Представленные ОГУП «Экология» расчеты неиспользованной мощности полигона ТКО не имеют документального подтверждения и не позволяют достоверно утверждать об остаточной вместимости полигона ТКО по площади и объему. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2017 утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Смоленской области на 2017 - 2019 годы. Ответственным исполнителем указанной программы является Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии. Мероприятия по подготовке проекта рекультивации полигона в д.Ивашково в данной программе отсутствуют. Перераспределение полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей органы государственной власти субъекта - организация, а Администрация района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

            Представитель ответчика Областного государственного унитарного предприятия «Экология» Решетняк Н.В. в судебном заседании иск не признала, сославшись на письменные возражения, представленные суду, пояснила, что все имевшие место нарушения, за которые ОГУП «Экология», а также должностные лица предприятия, привлекались к административной ответственности, устранены, штрафы оплачены, в связи с чем, считает, что нарушения носили устранимый характер, а потому нет оснований для запрета деятельности ОГУП «Экология» и рекультивации земельного участка под полигоном. В свое время, то есть год назад, полигон им был передан в состоянии, не соответствующем действующему законодательству. На осуществление деятельности была получена лицензия. Полигон состоит в ГРОРО. В случае установления максимального заполнения полигона надзорными органами, полигон должен быть исключен из ГРОРО, таких сведений не имеется. Кроме того, в результате геодезических работ, установлено, что земельный участок, на котором расположен полигон, использовался не полностью и имеется дополнительная возможность для размещения отходов на неиспользованной части рабочей карты полигона. Сотрудниками ОГУП «Экология» был выполнен соответствующий расчет, из которого следует, что на полигоне возможно дополнительно разместить 37 448 м3 отходов. Соответствующее обращение направлено в Управление Росприроднадзора по Смоленской области. Считает, что прокурором не представлено доказательств, что полигон в настоящее время переполнен и не может далее эксплуатироваться. В настоящее время ОГУП «Экология» принимает все возможные меры для недопущения возгорания на полигоне, а в случае самовозгорания – своевременного принятия мер по его ликвидации, технология соблюдается. Кроме того, из представленных результатов исследования атмосферного воздуха в районе полигона следует, что полигон не оказывает неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Управление Росприроднадзора по Смоленской области подвергало ОГУП «Экология» наказанию в виде штрафов, не найдя оснований для применения более жесткого альтернативного наказания в виде приостановления деятельности. Полагает, что приостановление деятельности полигона может привести к экологической катастрофе в МО «Гагаринский район» Смоленской области или повлечь неблагоприятные экологические последствия, поскольку территориальной схемой не предусмотрено размещение отходов, образуемых на территории Гагаринского муниципального образования, на полигонах, расположенных в других муниципальных образованиях Смоленской области и без внесения изменения в Территориальную схему решить вопрос о размещении ТКО, образуемых на территории в Гагаринском МО на других полигонах не возможно. В настоящее время правовых оснований для внесения в Территориальную схему таких изменений не имеется. Прокурор не доказал ни сам факт причинения вреда окружающей среде, ни причинно-следственную связь между деятельностью ОГУП «Экология» по полигоне, также не представлены доказательства угрозы причинения вреда окружающей среде деятельностью ОГУП «Экология» на полигоне. С 1 января 2019 года на территории Смоленской области осуществляет свою деятельность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по результатам конкурсного отбора, проведенного Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии, получило акционерное общество «Спецавтохозяйство». Прокуратурой не указан полигон, на котором, по ее мнению, возможно будет разместить отходы, образованные в Гагаринском районе, при этом необходимо учитывать общественное мнение населения муниципального образования, в котором будет расположен полигон, на который планируется размещать отходы, образуемые в Гагаринском районе.

Представитель ответчика Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Тюрина О.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, сославшись на необоснованность заявленных требований, указав, что не являются надлежащим ответчиком, поддержала доводы ОГУП «Экология» ( т.2 л.д. 228).

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Мякшин В.Н, действующий на основании доверенности, требования не признал, сославшись на письменные возражения ( т.4 л.д. 13-17), представленные суду, считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку имевшие место нарушения на полигоне ОГУП «Экология» устранила, полигон не заполнен до конца, поскольку установлено, что его можно использовать не менее года. Департаментом осуществлена корректировка Территориальной схемы, проект которой размещен на официальном сайте Департамента для общественного обсуждения в период с 03.12.2018 по 03.01.2019. В проекте Территориальной схемы реконструкция полигона запланирована на 2023 год. Даже если имеются нарушения или факт переполнения, закон допускает эксплуатацию полигона до 2013 года. Данный полигон указан со свободными мощностями. ОГУП «Экология» несла административную ответственность, оплатила все штрафы, что также подразумевает и возмещение вреда. Считает что приостановление и запрет деятельности не допустим, так как профильные надзирающие органы допускают его эксплуатацию.

Привлеченная по делу в качестве соответчика, в соответствии со ст. 40 ГПК РФ, Администрация Смоленской области, а также третье лицо: Роспотребнадзор и привлеченный по делу в качестве третьего лица, в порядке ст. 43 ГПК РФ: Департамент бюджета и финансов Смоленской области - по вызову в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Привлеченное по делу третье лицо: АО «Спецавтохозяйство» по вызову в суд не явилось, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменных возражениях указало, что к исковому заявлению не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для запрета эксплуатации полигона по захоронению ТКО. В Смоленской области уполномоченным органом – Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии утверждена территориальная схема, в соответствии с которой осуществляется деятельность по захоронению отходов. Согласно указанной схеме, полигон по захоронению ТКО в Гагаринском районе (д.Ивашково) принимает на захоронение отходы, образующиеся на территории Гагаринского района Смоленской области, что составляет около 4,72% от общего количества отходов такого класса на всей территории Смоленской области. Заявляя требование о запрете эксплуатации полигона необходимо внести изменения в территориальную схему, с учетом того, смогут ли другие объекты захоронения отходов принять такой объем отходов. Решение вопроса о внесении изменений в территориальную схему, как и организация вывоза ТКО не относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому правовых оснований для понуждения администрации МО «Гагаринский район» организовать регулярный вывоз отходов с территории МО не имеется, деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки в мусоровоз до размещения на объектах по размещению отходов обеспечивает региональный оператор ( т.3 л.д. 24-25).

Привлеченный по делу в качестве третьего лица - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области по вызову в суд не явился, в письменных возражениях указал, что обязанность по восстановлению земель возложена действующим законодательством на лицо, в результате деятельности которого произошло ухудшение качественных характеристик земли. Лицо, обратившееся с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и причинителем вреда. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Поскольку исковое заявление вышеуказанным требованиям не соответствует, оно не подлежит удовлетворению, в связи с этим просят в иске отказать ( т.3 л.д.1-4).

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Гагаринском, Новодугинском, Сычевском районах по вызову в суд не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в своем заключении указал, что эксплуатация полигона должна проводиться в рамках действующих санитарных правил, с учетом соблюдения требований безопасности для здоровья населения и среды обитания (т.1 л.д. 118-120, т.2 л.д.122,142).

Управление Росреестра по Смоленской области по вызову в суд не явилось, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, полагались на усмотрение суда (т.1 л.д. 95, т.2 л.д. 26,143).

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что представители ответчика и третьих лиц извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно статей 9,36 (с.1), 42,58, 72 (ч.1 п. «в, д») Конституции Российской Федерации, в России земля и другие природные ресурсы, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и наряду с этим обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Как установлено в судебном заседании, вблизи <адрес> располагается полигон ТКО (для размещения отходов 3-4 класса опасности), площадью 24314 кв.м, который построен и введен в эксплуатацию Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области 01 июня 2007 года и до 05 декабря 2017 года эксплуатировался МУП «Коммунальщик».

На основании распоряжения администрации Смоленской области в государственную собственность Смоленской области на безвозмездной основе, как имущество, являющееся собственностью муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области, был передан земельный участок с кадастровым номером 67:05:0030201:3718, площадью 46800 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения и эксплуатации третьей очереди полигона ТБО в районе д. Ивашково (т. 1 л.д.27-30).

Распоряжением администрации Смоленской области от 16.12.2016 №2033-р/адм за ОГУП «Экология» закреплены на праве хозяйственного ведения объекты государственной собственности, в том числе полигон захоронения твердых бытовых отходов, расположенный на участке площадью 2431кв.м по адресу: вблизи <адрес> кадастровый (т.1 л.д.8,31-32).

Согласно договора аренды и акта приема - передачи от 19 января 2018 года, Департамент имущественных и земельных отношений передал ОГУП «Экология» в хозяйственное ведение объекты государственной собственности указанный полигон захоронения ТБО ( т.1 л.д.33-40, 141-219).

    Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 05.10.2016 года была утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области. Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14.01.2019 года , в целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2018 №1130 была утверждена новая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, а приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу(т.3 л.д. 166-178, т.4 л.д. 1-11).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Гагаринского района Смоленской области с привлечением специалистов, в марте – апреле 2018 года проведена проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации полигона ТКО в <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ОГУП «Экология», за что юридическое лицо и его должностные лица привлекались к административной ответственности ( т. 1 л.д.50-89, т.2 л.д. 89-110).

В судебном заседании нашло подтверждение тому, что ОГУП «Экология» все установленные в отношении предприятия нарушения устранила, штрафы, назначенные в рамках вынесенных постановлений по административным делам, ими оплачены в полном объеме и своевременно, что не опровергнуто в судебном заседании прокурором.

Кроме того, из прокурорской проверки следует, что в соответствии с рабочим проектом третьей очереди полигона ТКО в д. Ивашково, разработанного ЗАО проектный институт «Смоленскагропромпроект» в 2003 году, расчетный срок эксплуатации полигона, с учетом ввода его в эксплуатацию, составляет 9 лет, то есть срок эксплуатации истек 01.06.2016, фактическая вместимость на расчетный срок -339000 куб.м. По состоянию на 25.11.2017 в соответствии с представленной в Управление Росприроднадзора по Смоленской области характеристикой полигона ТКО в д. Ивашково, на полигоне размещено 331000 куб.м отходов. А, согласно журнала принятых отходов, на данном полигоне за период с 05.12.2017 по 27.03.2018 принято приблизительно 22395,2 куб.м отходов. Как указывает прокурор в исковом заявлении, в настоящее время указанный полигон переполнен, объем размещенных отходов составляет более 339000 куб.м.

Требования прокурора о запрете эксплуатации и рекультивации полигона по сути являются требованиями о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в натуре и об устранении потенциальной опасности окружающей среде от его деятельности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что возмещение вреда, причинённого окружающей среде, осуществляется в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об окружающей среде» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума ВС РФ основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды. В частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 77 Закона об охране окружающей среды).

Как разъяснено в п.7 Постановления Пленума ВС, согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Указанным постановлением рекомендовано судам соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (в частности, учитывать то обстоятельство, что запрет на эксплуатацию полигона может привести к некотролируемому скоплению мусора в муниципальном образовании, что может угрожать экологической безопасности района, здоровью граждан, проживающих на территории района), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 56, часть 1 статьи 57 ГПК РФ, статья 65, часть 2 статьи 66 АПК РФ).

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).

Отказ в удовлетворении таких требований не препятствует предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного этой деятельностью.

Из материалов дела следует, что ОГУП «Экология» в первом квартале 2018 года подготовило характеристику объекта размещения отходов, расположенного вблизи <адрес> и направило в Управление Росприроднадзора по Смоленской области. Их этой характеристики, утвержденной руководителем ОГУП «Экология» усматривается, что объект размещения отходов введен в эксплуатацию 01.06.2007, его проектная вместимость 339 000 т (45 705 м3). На первый квартал 2018 было размещено 336 943 т (45 487,31 м3) отходов. Кроме того, в период с 2017 по 2018 годы на полигоне неоднократно происходили возгорания. Также, в результате геодезических работ, установлено, что земельный участок, на котором расположен полигон использовался не полностью и имеется возможность увеличить рабочую карту полигона, в связи с чем имеется дополнительная возможность для размещения отходов, на неиспользованной части рабочей карты полигона. Сотрудниками ОГУП «Экология» был выполнен соответствующий расчет, из которого следует, что на полигоне возможно дополнительно разместить 37 448 м3 отходов. Соответствующее обращение направлено в Управление Росприроднадзора по Смоленской области (т.3 л.д. 16-20,161-162).

    Прокурором в опровержение данных фактов, а также в подтверждение своих доводов, что полигон в настоящее время переполнен и далее не может эксплуатироваться, не представил, не представлены им и результаты маркшейдерских исследований, без проведения которых факт переполнения полигона не может считаться доказанным.

В соответствии с положениями части 6 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с разделом II Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792 (далее – Порядок).

    В соответствии с пунктом 16 Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

    Не подлежат включению в ГРОРО:

- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

- скотомогильники.

    ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации. Росприроднадзор на основании заявления лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию, установленную Правилами. На основании этой информации Росприроднадзор присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО.

Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случаях, определенных Правилами. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети "Интернет" сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

Полигон захоронения ТКО, расположенный в Смоленской области, Гагаринском районе д. Ивашково эксплуатируется, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Минприроды РФ от 25.09.2014 №592 объект размещения отходов -полигон ТБО включен в ГРОРО на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, в состав которой входит Проект оценки воздействия на окружающую среду (т.2 л.д.30, т.3 л.д. 227-236).

В соответствии с частями 8, 9 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

Таким образом, даже в случае переполнения полигона, исключения его из ГРОРО и лицензии, так как он включен в Территориальную схему, он может эксплуатироваться до 2023 года и лишь после этого будет подлежать рекультивации.

          В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе коммунальными отходами, на территории Смоленской области, утв. Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14.01.2019 (далее – Территориальная схема) ТКО, образуемые на территории муниципального образования Гагаринский район размещаются на спорном полигоне. Территориальной схемой не предусмотрено размещение отходов, образуемых на территории Гагаринского муниципального образования, на полигонах, расположенных в других муниципальных образованиях Смоленской области. Без внесения изменения в Территориальную схему решить вопрос о размещении ТКО, образуемых на территории в Гагаринском МО на других полигонах не возможно. В настоящее время правовых оснований для внесения в Территориальную схему таких изменений не имеется.

При указанных обстоятельствах приостановление или запрет эксплуатации данного полигона может повлечь неблагоприятные экологические последствия.

Суд может вынести решение о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер. Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем, а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 174 АПК РФ). Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.

Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

         В судебном заседании установлено, что все выявленные в ходе проверки нарушения не являются не устранимыми, ОГУП «Экология» штрафные санкции оплатило, сведения об уплате штрафов до прокурора доведены, предписания выполнены (т.3 л.д. 89-154); согласно представленных результатов исследования атмосферного воздуха в районе полигона, превышений предельно – допустимых концентраций вредных веществ в воздухе не допускается

(т.2 л.д. 185-226), своевременно принимаются меры по недопущению и ликвидации самовозгораний на полигоне, технологии использования полигона соблюдаются, каких-либо иных нарушений в настоящее время не установлено ( т.3 л.д. 205-236). Кроме того, на полигоне установлены: освещение ( т.3 л.д.10-15), бытовка для рабочих, также ведется видеонаблюдение, приобретен экскаватор, рабочие полигона прошли профессиональное обучение (т.1 л.д. 43-49), устанавливаются весы и др. ( т.3 л.д.28-29, 83-86, 239-240).

          С учетом изложенного, суд не находит оснований для запрета эксплуатации полигона, поэтому требования прокурора в этой части не подлежат удовлетворению.

          Суд отказывает и в требовании обязать провести рекультивацию земельного участка третьей очереди полигона ТКО.

           Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что возмещение вреда, причинённого окружающей среде, осуществляется в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об окружающей среде» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума ВС РФ основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды. В частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 77 Закона об охране окружающей среды).

Как разъяснено в п.7 Постановления Пленума ВС, согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме.

Однако, прокурор, обратившись в суд с требованием о рекультивации земельного участка, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств в обоснование обстоятельств, необходимых для разрешения дела по существу: в какой период был причинен вред земельному участку, кем причинен указанный вред, какой был причинен вред (загрязнение, истощение, порча, уничтожение природных ресурсов, деградация естественных экологических систем, гибель или повреждение объектов животного и растительного мира). В суде прокурор не представил доказательств в обоснование размера причиненного вреда, а также доказательств о наличии причинно-следственной связи между действием (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Ходатайств о проведении экспертиз, подготовки проекта восстановительных работ прокурором, не смотря на неоднократные разъяснения суда, не заявлялось.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причинённых убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В соответствии с п.17 Постановления Пленума ВС РФ при решении вопроса об удовлетворении требований о возмещении вреда в натуре в соответствии с п.2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к п.1 ст. 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ, как его собственными силами, так и путем привлечения третьих сил.

Прокурор не указал в суде, какие объективно возможные меры должен предпринять ответчик для восстановления нарушенного состояния земельного участка, не представил доказательств того, что восстановление нарушенного состояния земельного участка осуществимо путем рекультивации.

В соответствии с п.18 Постановления Пленума ВС РФ в силу п.2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требованием действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения. При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Следуя вышеуказанным разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВС РФ, проект восстановительных работ, разработанный и утвержденный с соблюдением требований действующего законодательства, должен обсуждаться уже в ходе судебного разбирательства. Суд исходит из того, что ни одна из сторон не представила своих доказательств, связанных с разработкой вышеуказанного проекта, со стороны прокурора в качестве альтернативы восстановления земельного участка не было заявлено требование о возмещение вреда в денежной форме.

Согласно Постановления Пленума ВС РФ, судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.

Однако, прокурор не доказал ни сам факт причинения вреда окружающей среде ( в том числе неустранимый), ни причинно-следственную связь между деятельностью ОГУП «Экология» на полигоне и причинением вреда, также не представлены доказательства угрозы причинения вреда окружающей среде деятельностью ОГУП «Экология» на полигоне.

Напротив, из представленных ОГУП «Экология» документов следует, что ОГУП «Экология» осуществляет экономическую деятельность на полигоне с соблюдением действующего законодательства. Результаты мониторинга состояния окружающей среды показывают, что деятельность ОГУП «Экология» на полигоне не наносит вреда окружающей среде.

            Суд не находит подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области организовать регулярный вывоз ТКО.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям субъекта РФ.

В Смоленской области от имени субъекта РФ – Смоленской области - Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования на территории Смоленской области (п. 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии», утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 ), который пунктами 3.56.4. и 3.56.9, введенными постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2015 N 895, в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства от 22.09.2018 № 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

В соответствии с этими Правилами Территориальные схемы включают схему потоков отходов - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Внесение изменений в схему регламентируется Правилами.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14.01.2019 года , в целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2018 №1130 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области

Прокуратура с письменным заявлением о внесении изменений в схему потоков отходов в Департамент не обращалась. В период проведения общественных обсуждений корректировки Территориальной схемы также не заявляла о необходимости скорректировать схему потоков отходов, образованных в Гагаринском МО, что указывает на отсутствие спора, поскольку никаких предложений в ходе общественных обсуждений не заявлялось.

    На основании статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    С 1 января 2019 года на территории Смоленской области осуществляет свою деятельность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по результатам конкурсного отбора, проведенного Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии, получило акционерное общество «Спецавтохозяйство».

    Заявляя исковые требования, прокурор не указал полигон, на котором по его мнению, возможно будет разместить отходы, образованные в Гагаринском районе, не представлены доказательства, подтверждающие наличие такой возможности, с учетом общественного мнения населения того муниципального образования, в котором будет расположен полигон, куда планируется размещать отходы, образуемые в Гагаринском районе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному унитарному предприятию «Экология», Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, Администрации Смоленской области, Департаменту по природным ресурсам и экологии Смоленской области о запрете эксплуатации полигона ТКО, обязать провести рекультивацию земельного участка и организовать регулярный вывоз ТКО - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 года.

           Судья:                                                                              Н.С. Гайдук

2-34/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области
Ответчики
Администрация Смоленской области
Администрация муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области
Областное государственное унитарное предприятие "Экология"
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии
Другие
Департамент бюджета и финансов Смоленской области
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Гагаринском, Новодугинском, Сычевском районах
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Смоленской области)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области
АО "Спецавтохозяйство"
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Гайдук Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
19.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.10.2018Передача материалов судье
23.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2018Судебное заседание
12.12.2018Судебное заседание
10.01.2019Судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
28.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее