Дело № 2-102/15г..
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«02» марта 2015 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего судьи Боташева Р.Б.
при секретаре Алботовой З.М-Х.
с участием: ст. пом. прокурора Джанбидаевой Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Малокарачаевского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации Учкекенского сельского поселения КЧР о признании бездействие Администрации Учкекенского сельского поселения, выразившиеся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения незаконным.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Малокарачаевского района обратился в суд с иском и просит признать бездействие Администрации Учкекенского сельского поселения, выразившиеся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения незаконным и об обязании администрации Учкекенского сельского поселения разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом истец ссылается на то обстоятельство, что администрацией Учкекенского сельского поселения в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28. 12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», постановления Правительства КЧР от 11.08.2010г. № 264 не реализуются закрепленные ч. 2 ст. 4 ФЗ от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» полномочия в области регулирования торговой деятельности, направленные на создание условий для обеспечения населения услугами торговли. До настоящего времени не разработана схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках муниципальной собственности с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Малокарачаевского района Джанбидаева Р.М. иск поддержала в полном объеме и просит удовлетворить по основаниям изложенным выше.
Представитель администрации Учкекенского сельского поселения в судебное заседание не явился, однако, обратился в суд с заявлением о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, с иском прокурора согласен.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 п. 5 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснение старшего помощника прокурора Малокарачаевского района, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Аналогичные полномочия закреплены в п. 12 ч. 1 ст. 7 Устава Учкекенского сельского поселения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 37 Устава Учкекенского сельского поселения обязанность по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с нормами ФЗ от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти КЧР относится к компетенции администрации сельского поселения.
В соответствии с п.п.1.3,1.4,1.5,1.6,1.7, 1.8, 1.9 и 1.10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 11.08.2010г. № 264, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п.1.3).
Органы местного самоуправления в целях разработки и утверждения Схемы проводят мониторинг потребности в торговых объектах на соответствующей территории (п. 1.4).
Кроме того, при разработке Схемы органы местного самоуправления руководствуются градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими требованиями, установленными федеральными законами (п. 1.5).
При разработке и утверждении Схемы органы местного самоуправления должны предусматривать размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (п.1.6).
Согласно п. 1.7 Правил схемой устанавливается местонахождение нестационарного торгового объекта, ассортимент реализуемого товара, тип торгового объекта, период функционирования объекта.
Схема утверждается соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 1.8).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п.1.9).
В силу п.1.10 Порядка, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов строительства, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы. Таким образом, судом установлено, что важной составляющей организации торговой деятельности на территории того или иного муниципального образования является разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов, т. к. целью данной работы является планирование и проектирование обеспечения муниципальных образований услугами торговли, достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, обеспечения доступности товаров для населения, а в целом -создание и применение единого порядка организации торговой деятельности.
Между тем, доводы истца, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, т. к. до настоящего времени ответчиком не исполняются полномочия по решению вышеуказанных вопросов местного значения, что свидетельствует об отсутствии правовых актов, связанных с определением мест размещения нестационарных торговых объектов в органе местного самоуправления, и на официальном сайте в сети Интернет.
Отсутствие в Учкекенском сельском поселении схемы нестационарных торговых объектов создает предпосылки к коррупционным злоупотреблениям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при размещении торговых объектов, и не отвечает целям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности в обеспечении соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Малокарачаевского района в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации Учкекенского сельского поселения КЧР о признании бездействие Администрации Учкекенского сельского поселения незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Учкекенского сельского поселения, выразившиеся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения незаконным.
Обязать администрацию Учкекенского сельского поселения разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ВС РЧР в течение одного месяца с подачей жалобы в Малокарачаевский районный суд.
Председательствующий: