Решение по делу № 2-729/2016 от 05.07.2016

Дело № 2-729/2016                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Большая Соснова                     04 августа 2016 года                        

Большесосновский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Витовской Н.А.,

при секретаре Бушуевой О.Р.

с участием истца Реутовой Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реутовой <данные изъяты> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Истец Реутова Н.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчикам, указывая, что возраст ребенка 1 год 11 месяцев, что позволяет ему быть принятым в дошкольную образовательную организацию, однако, конституционное право несовершеннолетнего на получение дошкольного образования Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района не обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено; место в дошкольном образовательном учреждении необходимо предоставить в пределах территориальной доступности его посещения с учетом места проживания несовершеннолетнего.

Истец Реутова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает, подтвердила доводы, изложенные в иске, пояснила, что в настоящее время ребенок неорганизован, находится дома под присмотром старшей дочери-школьницы, у которой с 01.09.2016 начинается новый учебный год; до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.

Ответчик Управление образования администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела судом извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без участия своего представителя. В ранее представленных письменных возражениях на исковое заявление просит в удовлетворении иска отказать, указывает, что мест в Большесосновском детском саду в группу на полный день нет, место будет предоставлено по мере возможности в порядке установленной очередности, в настоящее время при удовлетворении заявленных требований будут нарушены права других детей, посещающих детский сад, а также тех детей, которые состоят в очереди на предоставление мест ранее ФИО1.

Ответчик администрация Большесосновского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела судом извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без участия своего представителя, отношения к исковым требованиям не изложил.

Суд считает возможным в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя администрации Большесосновского муниципального района.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд находит заявление исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии частью 1 статьи 9 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района в лице Управления образования по исполнению вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В силу пункта 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

В соответствии с ч.6 ст.46 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» детям сотрудника полиции места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке.

Доводы ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о том, что отсутствуют места в детских садах, не влекут отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Судом установлено, что Реутова Н.А. является матерью несовершеннолетнего ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении III-ВГ (л.д.11).

Реутова Н.А. 25.07.2014 обратилась в Управление образования с заявлением, в котором просила предоставить место в Большесосновском детском саду ее ребенку ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, требуемая дата зачисления в ДОУ ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на заявление Реутовой Н.А. № 20 от 20.06.2016 Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края за исх.№ 466 от 30.06.2016 сообщается, что в настоящее время в МБДОУ «Большесосновский детский сад» нет свободных мест; место будет предоставлено при открытии нового здания детского сада; предложено в качестве временной меры посещение группы кратковременного пребывания при МБДОУ «Большесосновский детский сад» с сентября 2016 года (л.д.13).

С учетом изложенного, Администрация Большесосновского муниципального района и Управление образования при администрации Большесосновского муниципального района, являясь органами местного самоуправления, обязаны обеспечить ребенка местом в детской дошкольной организации для получения бесплатного образования, поскольку соблюдены необходимые условие: наличие возраста - более двух месяцев, и заявление родителей, а также наличие в соответствии с федеральным законодательством льготы при зачислении ребенка в детский сад.

Таким образом, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления законных представителей несовершеннолетнего, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования и конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Довод истца об обязании Администрации Большесосновского муниципального района и Управления образования Большесосновского муниципального района о предоставлении места в муниципальной дошкольной образовательной организации ФИО1 на полный день по месту жительства основан на законе.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом при предоставлении места в детском саду должны учитываться требования территориальной доступности.

Принимая во внимание, что до настоящего времени место в дошкольной образовательной организации несовершеннолетнему ФИО1, достигшему необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на Администрацию Большесосновского муниципального района и Управление образования Большесосновского муниципального района обязанности предоставить несовершеннолетнему ФИО1 место в муниципальной дошкольной образовательной организации на полный день по месту жительства на территории муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края, Управление образования Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место на полный день в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории с.Большая Соснова Большесосновского района Пермского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца.

Судья                            Н.А.Витовская

    

2-729/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Реутова Н.А.
Ответчики
Управление образования администрации Большесосновского муниципального района
Администрация Большесосновского мунициипального района Пермского края
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
bolshesos.perm.sudrf.ru
05.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2016Передача материалов судье
08.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2016Судебное заседание
04.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее