Дело № 2а-515/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2017года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
с участием: представителя административного истца Мельниковой В. Е. - по доверенности Брыкина А.А.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - по доверенности Чекуловой В.А.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой В. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Мельникова В.Е., в лице представителя по доверенности Брыкина А.А., обратилась в Серпуховский городской суд с административным исковым заявлением и просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.10.2016года об отказе в государственной регистрации права и обязать административного осуществить государственную регистрацию права собственности Мельниковой В. Е. на жилой дом, расположенный по <адрес>, кадастровый <номер>, в соответствии с заявлением от 29.08.2016года <номер>, полагая, со ссылкой на положения ч.4 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, что представление разрешения на ввод ее жилого дома в эксплуатацию для целей государственной регистрации не требуется, а потому отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом, являющийся ранее учтенным объектом недвижимости, возведенный на земельном участке, предназначенном для строительства индивидуального жилого дома согласно договора аренды, не основан на законе. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Министерства экономического развития РФ от 09.09.2016 № Д23и-4285.
Административный истец Мельникова В.Е. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель административного истца Мельниковой В.Е. – по доверенности Брыкин А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнил, что предоставление дополнительных документов, положения норм действующего на момент возникших спорных правоотношений, не предусматривали. Отметил, что в деле правоустанавливающих документов имелись сведения о нахождении спорного объекта недвижимости в границах земельного участка с кадастровым <номер>. Дополнил, что административным ответчиком в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не указано, какие именно документы необходимо представить для устранения недостатков в части расположения дома в границах названного выше земельного участка.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее УФСГРКиК по Московской области) по доверенности Чекулова В.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала содержание письменного отзыва на иск от 23.01.2017г., из которых усматривается, что Мельниковой В.Е. не представлено документов, подтверждающих нахождение жилого дома на земельном участке с кадастровым <номер>. Данный земельный участок не подпадает под действие упрощенного порядка оформления прав граждан на созданные им объекты и поэтому для создания объекта недвижимого имущества требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. По вышеуказанным причинам государственная регистрация была приостановлена уведомлением 3032/004/2016-286 от 08.09.2016. Административным ответчиком был сделан запрос в Администрацию г.Серпухова Московской области с просьбой сообщить, требуется ли в данном случае разрешение на ввод в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Ответ на данный запрос к моменту окончания проведения государственной регистрации получен не был. 11.10.2016года получен ответ из Администрации г.Серпухова о том, что Мельниковой В.Е. необходимо обратиться в соответствии с п.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением в МАУ «МФЦ муниципального образования город Серпухов Московской области» для предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию. Также в этом письме сообщено, что Мельниковой В.Е. было выдано разрешение на строительство жилого дома <номер> от 31.10.2007г. на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 91-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Однако данный документ на государственную регистрацию представлен не был. К моменту окончания срока государственной регистрации причины приостановления не были устранены и 07.10.2016года было принято решение об отказе на основании абз.10. п.1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителей сторон, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные сторонами, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Мельниковой В.Е. требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 5 этой статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней, либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
С 01 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона № 218-ФЗ регламентировано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 218-ФЗ. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона), действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 12 Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе включены: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
При этом проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Часть 2 статьи 17 Закона не допускает истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13 Закона указывает, что порядок проведения государственной регистрации прав включает и правовую экспертизу документов и проверку законности сделки и является неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и следует за стадией приема документов.
Правовая экспертиза документов проводится государственными регистраторами в следующей последовательности: проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе и в государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки должна проводиться регистрирующим органом в контексте установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Пункт 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. N 184, в его взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечисляет перечень документов для предоставления на государственную регистрацию: заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона), за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона); документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона); документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона); кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона). Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также, если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут истребовать дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 29 августа 2016 года Мельникова В.Е. обратилась в УФСГРКиК по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, кадастровый <номер>, расположенный по <адрес> (л.д.49-50). К указанному заявлению на государственную регистрацию заявителем представлены: кадастровая выписка здания от 15.06.2015г № МО-153В-1097244, составленная Филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, договор аренды земли от 26.10.2015 <номер>, чек от 29.08.2016 № 88 (л.д.36-48).
08 сентября 2016года государственным регистратором сделан запрос в Администрацию городского округа Серпухов с просьбой сообщить, требуется ли разрешение на ввод указанного выше здания в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ (л.д.16).
08.09.2016 года государственным регистратором государственная регистрация права Мельниковой В.Е. приостановлена сроком на один месяц на основании п.1 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», с указанием на то, что в кадастровом паспорте на жилой дом не указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположен данный дом, документов, подтверждающих, что жилой дом расположен на данном земельном участке не представлено, а также не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.33-34).
07.10.2016 года государственным регистратором на основании абз. 10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации Мельниковой В.Е. отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, с дополнительным указанием на то, что ответ на запрос в Администрацию г.Серпухова к моменту окончания проведения государственной регистрации получен не был (л.д.31-32).
Согласно ответа от 05.10.2016 из Администрации г.Серпухова в адрес административного ответчика, Мельниковой В.Е. необходимо обратиться в соответствии с п.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением в МАУ «МФЦ муниципального образования город Серпухов Московской области» для предоставления государственной услуги по подготовке и выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию. Также в этом письме сообщено, что Мельниковой В.Е. было выдано разрешение на строительство жилого дома № RU50317000-151 от 31.10.2007г. на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 91-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» (л.д.61).
Сообщение об отказе в государственной регистрации права Мельниковой В.Е. получен 20.10.2016г. (л.д.60), с настоящим административным иском Мельникова В.Е. в лице представителя обратилась 13.01.2017года (л.д.5-9).
Непосредственным основанием к отказу в государственной регистрации права на жилой дом, указанный Мельниковой В.Е., явилось то, что в кадастровом паспорте на жилой дом не указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположен данный дом, документов, подтверждающих, что жилой дом расположен на данном земельном участке не представлено, а также не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что Мельникова В.Е. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес>.
Указанный жилой дом возведен Мельниковой В.Е. на основании разрешения на строительство <номер> от 31.10.2007г., выданного Администрацией г.Серпухова Московской области, на земельном участке площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства двухэтажного индивидуального жилого дома, по <адрес> (л.д.59)
В отношении жилого дома осуществлен кадастровый учет с присвоением объекту недвижимости с кадастровым <номер> (инвентарный <номер>) и земельному участку с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, постоянного <адрес>, что следует из постановления Главы города Серпухова № 408 от 25.05.2015года (л.д.78-79).
Согласно справке, являющей приложением № 2 к Положению о присвоении адресов объектам недвижимости, в границах адресуемого земельного участка расположено здание – жилой дом, кадастровый <номер> (предыдущий <номер>) – л.д.80.
Из копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости по <адрес>, следует, что 25.07.2007г. за Мельниковой В.Е. было зарегистрировано право собственности на незавершенное строительство, с застроенной площадью <данные изъяты>, инв. <номер> (л.д.82, 83-156).
Из материалов дела следует, что административный истец обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации.
Вместе с тем, признание названного обстоятельства характеризующим жилой дом Мельниковой В.Е. как самовольную постройку, в данной ситуации не согласуется с положениями ст. 222 ГК Российской Федерации и ст. 25.3 Закона о регистрации.
Исходя из положений п. 3 ст. 222 ГК Российской Федерации, признать право собственности на самовольную постройку возможно как в судебном порядке, так и в ином установленном законом порядке.
Следовательно, законодатель предусмотрел возможность легализации самовольного строения, в том числе, в административном порядке. Указанный порядок предусмотрен ст. 25.3 Закона о регистрации.
Таким образом, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, необходимо установить относится ли объект недвижимости, о регистрации прав на который административным истцом подано заявление, к объектам, права на которые могут быть зарегистрированы в упрощенном порядке.
Статьей 25.3 Закона о регистрации предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Судом установлено и административным ответчиком не опровергнуто, что административный истец обратилась с заявлением о регистрации права на жилой дом, созданный ею на земельном участке из состава земель населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Согласно п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, и содержит описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанный документ самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В п. 5 ст. 25.3 Закона о регистрации указано, что истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на ввод объекта, являющегося ранее учтенным, в эксплуатацию) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
С учетом установленных судом обстоятельств и анализа приведенных правовых норм, в данном случае истребование у Мельниковой В.Е. дополнительных документов, подтверждающих наличие оснований для государственной регистрации права в порядке, предусмотренном ст. 25.3 Закона о регистрации, не допускается.
Иных предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права собственности Мельниковой В.Е. на указанный им жилой дом административным ответчиком не указано. Соответственно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации права, а, следовательно, и для последующего отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии с указанными выше требованиями закона Мельникова В.Е. представила все необходимые документы для государственной регистрации жилого дома, расположенного на принадлежащем ей на праве аренды земельном участке, предназначенном для строительства индивидуального жилого дома.
Законоположения, которые применил административный ответчик, отказывая в совершении регистрационных действий, названному порядку не противоречат, а потому не могли служить основанием для ограничения прав административного истца.
Так, согласно абз. 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с названным выше п. 1.2 не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Между тем такие исключения предусмотрены ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и потому отсутствие указанных в п. 2 ст. 25.3 упомянутого Закона оснований для отказа в государственной регистрации с учетом представления Мельниковой В.Е. всех необходимых документов для государственной регистрации свидетельствует о незаконности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права на жилой дом.
При этом суд обращает внимание, что, кадастровая выписка на жилой дом по <адрес>, содержала сведения об указанном объекте недвижимости как ранее учтенном (л.д.46,74).
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) УФСГРКиК по Московской области соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Мельниковой В.Е. требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мельниковой В.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.10.2016года об отказе в государственной регистрации права собственности Мельниковой В. Е. на жилой дом, площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес>, кадастровый <номер>, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Мельниковой В. Е. на указанный жилой дом.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2017года