Решение по делу № 2а-3615/2018 от 02.11.2018

Дело №2а-3615/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года                             г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.Н., с участием представителя административного истца Ефейкиной К.В., административного ответчика Кузьминой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Кузьминой Людмиле Фирсовне о взыскании задолженности по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Чебоксары (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Кузьминой Л.Ф. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 г. в размере 15699 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 в размере 63,87 руб. Требования мотивированы тем, что Кузьмина Л.Ф., владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является в силу ст.388 НК РФ плательщиком земельного налога. 06.08.2017 Кузьминой Л.Ф. направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога в размере 17865 руб. в срок до 01.12.2017. Поскольку налог не уплачен, за период с 02.12.2017 по 15.12.2017 начислены пени в размере 63,87 руб. Для добровольной оплаты задолженности по земельному налогу Кузьминой Л.Ф. направлено требование от 14.12.2017 со сроком оплаты до 26.01.2018. Текущий остаток задолженности по земельному налогу за 2016 год составляет 15699 руб. 13.04.2018 мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании недоимки, однако, в связи с поступившими возражениями от должника, отменен определением от 10.05.2018.

Представитель административного истца Ефейкина К.В. в судебном заседании административные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме. Суду объяснила, что налоговые ставки по земельному налогу утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 №1287 г. и составляют: 0,1% - в отношении приусадебных земельных участков, 1,5% - в отношении прочих земельных участков. Ранее Кузьмина Л.Ф. оплачивала налог по минимальной ставке. Однако согласно информации, доведенной Управлением Росреестра по Чувашской Республике письмом от 14.12.2016 г. , в отношении Кузьминой Л.Ф. 16.12.2015 г. составлен акт о нарушении земельного законодательства в связи с неисполнением по целевому назначению ее земельного участка, она привлечена к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, на земельном участке располагается гостиница, Кузьмина Л.Ф. оказывает платные гостиничные услуги. Поступившие сведения послужили основанием для предъявления Кузьминой Л.Ф. земельного налога за 2016 год с применением налоговой ставки в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 190 990 руб., с применением ставки1,5% размер начисленного налога составляет 17 865,86 руб., с учетом переплаты сумма задолженности по земельному налогу за 2016 год составляет 15699 руб. В связи с выявленными нарушениями в фактическом использовании земельного участка Кузьминой Л.Ф. произведено начисление налога с применением повышенной процентной ставки, кадастровая стоимость осталась неизменной, поскольку в отличие от налоговой ставки налоговая база, составляющей которой и является кадастровая стоимость участка, учитывается на начало налогового периода.

Административный ответчик Кузьмина Л.Ф. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, объяснила, что она владеет земельным участком с кадастровым номером с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, гостиничное обслуживание. Вид использования изменен с 30 марта 2017 года, ранее вид использования значился как для индивидуального жилищного строительства. Поскольку у земельного участка два вида использования, она полагает, что земельный налог должен быть исчислен на часть земельного участка, под которым расположен дом (гостиница), исходя из ставки 1,5 %, на остальную часть участка при исчислении земельного налога должна применяться ставка в размере 0,1%.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 3, под. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Кузьмина Л.Ф. с 14 ноября 2001 года является собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером . До 27 января 2017 года вид разрешенного использования в кадастре недвижимости указан: для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением о назначении административного наказания от 16.12.2015 , вынесенным заместителем главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Кузьмина Л.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером площадью 1286 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Из указанного постановления следует, что данный земельный участок с разрешенным видом использования – для обслуживания индивидуального жилого дома использовался под размещение гостиницы с предоставлением гостиничных услуг.

06.08.2017 года ИФНС по г.Чебоксары направило Кузьминой Л.Ф. уведомление об оплате земельного налога в размере 17 865 руб. исходя из налоговой ставки 1,5%. Срок уплаты установлен до 01.12.2017.

15.12.2017 Кузьминой Л.Ф. направлено требование об уплате земельного налога в размере 17865 руб. и пени 63,87 руб.

Кузьмина Л.Ф., не признавая исковые требования, оспаривает обоснованность применения для исчисления налога повышенной ставки.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 г. №1287 процентная ставка земельного налога составляет 0,1% от его кадастровой стоимости в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; занятых жилищным фондом (за исключением земельных участков, занятых домами многоэтажной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительств, и 1,5 % - в отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.

05.02.2016 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР сообщило в Управление Федеральной налоговой службы по ЧР о выявленном в ходе осуществления государственного земельного надзора в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. факте нецелевого использования земель, в частности Кузьмина Л.Ф. принадлежащий ей земельный участок использует для размещения гостиницы.

На основании полученных из регистрирующего органа сведений ИФНС по г.Чебоксары направила уведомление об уплате земельного налога и требование об уплате налога с применением ставки 1,5%, применяемой в соответствии с Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 г. при определении налога в отношении прочих земельных участков.

Применение процентной ставки в размере 1,5 % за налоговой период 2016 год суд признает обоснованным и начисленным в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ с учетом фактического использования Кузьминой Л.Ф. земельного участка.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.02.2017 №212-О до 1 января 2015 года положения Налогового кодекса РФ не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода и данный законодательный пробел не исключал возможности учитывать при определении налоговой базы по земельному налогу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. При этом такой расчет мог как улучшить, так и ухудшить положение налогоплательщика.

В целях обеспечения учета интересов всех участников рассматриваемых правоотношений федеральными законами от 4.10.2014 N 284-ФЗ и от 30.11. 2016 N 401-ФЗ в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, т.е. не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

Ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, предусмотренных указанной нормой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.

На необходимость применения размера процентной ставки по аналогии с кадастровой стоимостью земельного участка на начало налогового периода, не смотря на то, что в ст.391 НК РФ не внесены соответствующие изменения, в целях единства правоприменительной практики указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.02.2017 №2120О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Таким образом, размер земельного налога, подлежащий уплате Кузьминой Л.Ф. за 2016 год, необходимо рассчитывать исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 190 990 руб., фактического его использования для предоставления гостиничных услуг, в связи с чем при исчислении размера земельного налога подлежит применению ставка в размере 1,5 %.

Данная сумма должна была поступить в бюджет не позднее 01 декабря 2017 года.

Поскольку на 01.12.2017 земельный налог не уплачен, с учетом произведенного налоговым органом зачетом ранее излишне оплаченных сумм по налогу земельный налог за 2016 год Кузьминой Л.Ф. определен в размере 15699 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 в сумме 63,87 руб.

Административный ответчик Кузьмина Л.Ф. не оспаривала то обстоятельство, что земельный налог за 2016 года ею не уплачен.

Довод Кузьминой Л.Ф. о том, что земельный налог может быть исчислен на данный земельный участок исходя из двух видов использования: в размере 1,5% на земельный участок, расположенный под домом, где размещена гостиница, 0,1 % - на оставшуюся часть земельного участка, суд не принимает во внимание, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Как следует из представленных доказательств земельный участок, которым владеет на праве собственности административный ответчик, имеет один почтовый адрес: <адрес>, один кадастровый , является единым, в связи с чем при исчислении земельного налога учитывается его кадастровая стоимость и налоговая ставка. Законом не предусмотрено применения разных налоговых ставок к исчислению земельного налога на один объект налогообложения.

При установленных обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом вышеизложенных норм закона и положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 630 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Кузьминой Людмилы Фирсовны, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность в общем размере 15762 (пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят два) рубля 87 копеек, из которых земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 года в размере 15699 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов, за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 в размере 63 рубля 87 копеек.

Взысканную сумму зачесть на номер счета получателя платежа: ; КБК налога: ; КБК пени: ; наименование банка: отделение – НБ Чувашской Республики банка России; БИК 049706001: код ОКТМО: 97701000; наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012 ИФНС России по г.Чебоксары; наименование платежа: земельный налог, пени по земельному налогу.

Взыскать с Кузьминой Людмилы Фирсовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 630 (шестьсот тридцать) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2018 года.

Судья                                     Е.В. Лащенова

2а-3615/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г.Чебоксары
Ответчики
Кузьмина Людмила Фирсовна
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
12.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее