11RS0009-01-2021-000097-09
Дело № 2а-112/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 года г. Емва, Республика Коми
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием представителя АМР «Княжпогостский» Станко О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сажиной Н. Н. к администрации сельского поселения «Серегово» о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Серегово», об обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка,
установил:
Сажина Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Серегово» об обязании предоставить жилое помещение.
В дальнейшем изменила исковые требования, просила признать незаконным бездействия администрации сельского поселения «Серегово», обязать принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности истцу.
В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии №1 от 02.11.2017 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени решение об изъятии земельного участка и выкупе жилого помещения не принято. Просит обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена АМР «Княжпогостский», в качестве заинтересованного лица Государственная Жилищная инспекция Княжпогостского района.
Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель АСП «Серегово» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель АМР «Княжпогосткий» Станко О.П. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация сельского поселения «Серегово».
Представитель Государственной Жилищной инспекции Княжпогостского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя АМР «Княжпогостский», изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 настоящей статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 ЗК РФ.
Согласно пп. 4 п. 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Проанализировав перечисленные положения законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
Судом установлено, что Сажина Н.Н. <ДД.ММ.ГГГГ>, пенсионер по старости, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 59,4 кв.м. (дата государственной регистрации 28.12.2004 номер государственной регистрации <№>
Заключением межведомственной комиссии № 1 от 02.11.2017 года жилой дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению Главы СП «Серегово»№ 29 от 08.11.2017 года дом, расположенный по адрес: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в срок до 31.12.2022 года завершить работу по отселению жителей из жилого дома вне очереди, по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты от 21.06.2021 года указано, что спорное жилое помещение расположено на земельном участке, кадастровый <№>.
Административные ответчики не представили суду доказательства направления административному истцу, а также иным собственникам помещений в спорном жилом доме требование о сносе аварийного дома.
Распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и жилых помещений, расположенных по указанному адресу, в том числе квартиры, принадлежащей административному истцу, не принималось.
На основании определения суда по данному делу проведена судебная строительно – техническая экспертиза, проведение которой поручено Торгово – промышленной палате Республики Коми.
Согласно заключению эксперта <№> от 18 мая 2021 года жилой дом в целом находится в аварийном состоянии, параметры микроклимата жилого помещения не соответствуют нормативным требованиям.
В тексте данного заключения указано, что цоколь дома находится в неудовлетворительном состоянии, нижние венцы и балки перекрытия полностью поражены гнилью, имеются изломы; на деревянных конструкциях крыши имеются многочисленные следы протечек; потолочные перекрытия первого и второго этажей имеют прогибы и провисания, трещины и разрушение штукатуреного слоя, гниль балок; стены помещений квартир имеют многочисленные дефекты. В квартирах и лестничных площадках 2-го и 3-го подъездов зафиксировано критическое разрушение пола, полы фактически провалились, в связи с чем между стенами и полом образовались сквозные дыры до 30 см. В связи с разрушением цокольного перекрытия во втором и третьем подъезде лестницы находятся в аварийном состоянии; балконы жильцами квартир не эксплуатируются в связи с их аварийным состоянием; домовые трубы разрушаются, штукатурный слой и швы кирпичной кладки выветрены, выпадение отдельных кирпичей.
Оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, которая в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание исследований материалов дела, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, не имеется. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности и не заинтересован в исходе дела.
Вышеуказанные выводы эксперта подтверждают сведения, указанные в заключение межведомственной комиссии № 1 от 02.11.2017 года о признании аварийным и подлежащим сносу спорного дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ -№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаюдся органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов,
В соответствии с приложением к решению Совета муниципального района «Княжпогостский» от 18.12.2019 № 60 «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав МО МР «Княжпогостский» отдельных полномочий МО МР «Княжпогостский» определен перечень полномочий, передаваемых в сельские поселения входящие в состав муниципального района «Княжпогостский».
Так согласно п. 1 указанного приложения в перечень одного из нескольких полномочий, передаваемых в сельские поселения входящие в состав муниципального района «Княжпогостский» входит:
- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.
Между администрацией муниципального района «Княжпогостский» и администрацией сельского поселения «Серегово» заключено (подписано) Соглашение от 11 января 2021 г. № 13 «О передаче отдельных полномочий и предоставлении в 2021 году межбюджетных году межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района «Княжпогостский» бюджету сельского поселения «Серегово».
С учетом вышеизложенного жилой фонд, расположенный на территории сельского поселения «Серегово» находится на балансе администрации сельского поселения «Серегово» и является его собственностью, следовательно, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является АСП «Серегово».
В настоящее время на территории муниципального района «Княжпогостский» действует адресная программа Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Княжпогостский» на 2019-2025 годы (I этап 2019-2020 г., II этап 2020-2021 г., III этап 2021-2022 г., IV этап 2021-2022 г., IV этап 2022-2023 г., 2023-2024 г., VI этап 2024 г. - до 1 сентября 2025 г.)».
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в адресную программу были включены многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическом износом в процессе их эксплуатации.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также, принимая во внимание, что с ноября 2017 года административным ответчиком не принимались решения о направлении административному истцу, который является пенсионером по старости, а также иным собственникам помещений в спорном многоквартирном жилом доме, требования о сносе аварийного дома установленного с п.10 ст.32 ЖК РФ, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Серегово» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, выразившейся в неисполнении обязанностей по направлению административному истцу, требования о сносе аварийного дома, поскольку данное бездействие нарушает жилищные права административного истца.
Поскольку в силу положений действующего законодательства Администрация СП «Серегово» является органом, в обязанности которого входят принятие решения об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, направление собственникам недвижимости проекта соглашения об изъятии жилого помещения в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения «Серегово» осуществить предварительную процедуру, предусмотренную ст. 32 Жилищного кодекса РФ по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый <№>) и об изъятии путем выкупа жилого помещения общей площадью 59,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, административное исковое заявление истцом заявлено обосновано и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решение:
Административные исковое заявление Сажиной Н. Н. к администрации сельского поселения «Серегово» о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Серегово», об обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Серегово» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ выразившееся в неисполнении обязанностей по направлению административному истцу, а также иным собственникам помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> требования о сносе аварийного дома.
Обязать администрацию сельского поселения «Серегово» осуществить предварительную процедуру, предусмотренную ст. 32 Жилищного кодекса РФ по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый <№>) и об изъятии путем выкупа жилого помещения общей площадью 59,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме – 25 июня 2021 года путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт - Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.Н. Мишина