2-482/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.05.2018 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.,
при секретаре Ворончихиной А.М.,
с участием представителя истца - помощника Чайковского городского прокурора Серповой С.А.,
представителя ответчика - Жуланова В.Б.,
представителя третьего лица – ГКУ ПК «Чайковское лесничество» Степанкова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора к Администрации Ольховского сельского поселения о защите прав неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ольховского поселения о возложении обязанности принять меры по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет земельных участков, а также по государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки в с. Кемуль и с. Ольховка Ольховского сельского поселения, на которых расположены кладбища. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронном деле, было установлено, что на территории сельского поселения фактически функционирует 2 кладбища, расположенные в указанных населенных пунктах, однако занятые ими земельные участки как самостоятельные объекты права не сформированы, соответственно, границы территорий, в пределах которых допустимо осуществление захоронений не определены, вследствие чего отсутствует возможность оценки неблагоприятного воздействия кладбищ на окружающую среду, существует угроза нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья, а равно риск загрязнения окружающей среды. По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации Ольховского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, данное представление рассмотрено, но по сегодняшний день обозначенные нарушения законодательства не устранены.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Серпова С.А. на заявленных требованиях настаивала, в обоснование приводила доводы, изложенные в иске. Полагала, что с учетом установленных обстоятельств вероятного нахождения территорий кладбищ в пределах границ земель лесного фонда, находящихся в ведении РФ, разумным сроком исполнения возложенной к исполнению силой судебного решения обязанности будет 1 год.
Представитель ответчика Администрации Ольховского сельского поселения Жуланов В.Б. сообщил о согласии с требованиями прокурора, подтвердил достоверность фактических оснований предъявленного иска. В то же время, просил установить более продолжительный срок исполнения заявленной прокурором обязанности, а именно - 1,5 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в статусе третьего лица ГКУ «Чайковское лесничество» Степанков К.С. пояснил суду, что, по сведениям доверителя территории, занятые кладбищами в районе населенных пунктов с. Кемуль и с. Ольховка, предположительно расположены на землях лесного фонда в пределах границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Однозначный вывод в данной части может быть сформирован только после уточнения границ соответствующих земельных участков на местности и сопоставления полученных сведений с материалами лесоустройства. В то же время, законодательство допускает возможность перевода земель из категорий лесного фонда в земли иных категорий, соответственно требования прокурора носят исполнимый характер.
Представитель Администрации Чайковского МР, участвующей в деле в статусе третьего лица, направил в суд письменный отзыв, содержащий мнение о том, что удовлетворение иска прокурора в отсутствие объективных сведений о возможности размещения кладбищ с соблюдений требований градостроительного, земельного и экологического законодательства в пределах тех территорий, где они фактически существуют, будет преждевременным.
Оценив содержание заявленных сторонами доводов, исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет иск Чайковского городского прокурора.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2). Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями (подпункт 9 пункта 4).
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18). Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные (часть 2 статьи 15).
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 13 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»:
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (часть 1 статьи 4).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (часть 1 статьи 16). Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16). Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (часть 1 статьи 17). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (часть 4 статьи 17).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В ходе судебного разбирательства из согласованных пояснений участвующих в деле лиц установлено, что на территории Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края расположены два кладбища, на которых в настоящее время осуществляются гражданские захоронения - в с. Кемуль и с. Ольховка. Согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании захоронения на данных кладбищах осуществляются с санкции Администрации Ольховского сельского поселения.
В то же время, согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31 октября 2017 года (л.д. 18-19) в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, представляющих из себя земельные участки, занятые кладбищами (захоронениями) и расположенные в указанных населенных пунктах отсутствуют.
Представитель ответчика подтвердила суду достоверность заявленных истцом доводов, о том, что земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, право муниципальной собственности на них, как на самостоятельные объекты гражданских прав, не зарегистрировано.
Основываясь на приведенных в решении нормативных предписаниях, суд соглашается с доводами Чайковского городского прокурора, что отсутствие принятых в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Ольховского сельского поселения, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на организацию и благоустройство территорий соответствующих кладбищ. В свою очередь, осуществление захоронений умерших на обезличенной территории, объективно создает угрозу нарушения санитарных правил, а равно прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду и защиту жизни и здоровья от негативных факторов среды обитания, поскольку возможность осуществления полноценного санитарного и экологического контроля над местами погребения в отсутствие сведений об их территориальных границах, отсутствует.
Удовлетворяя заявленные требования, суд соглашается с мнением представителя истца о том, что разумным сроком исполнения возлагаемых обязанностей будет являться временной период, равный 1 году со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Установленный факт предположительного нахождения территорий, занятых кладбищами, в границах земель лесного фонда потребует от ответчика совершения дополнительных в сравнении с обычным порядком действий, направленных на формирование соответствующих земельных участков и государственной регистрации на них права муниципальной собственности. В то же время, установление более продолжительного срока исполнения возлагаемой обязанности не будет отвечать тем целям, для которых в порядке принятия настоящего судебного постановления реализуются меры судебной защиты прав неопределенного круга лиц. Суд отмечает, что ответчик не лишен права, при наличии к тому объективных оснований, ходатайствовать перед судом о предоставлении ему отсрочки в исполнении судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Чайковского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Ольховского сельского поселения в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить формирование, постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на занятые кладбищами земельные участки в с. Кемуль и с. Ольховка Ольховского сельского поселения Чайковского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: