Судья Голованова Л.И. Дело № 33-2496/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Бережновой О.Н.,
судей Федоровой Г.А., Местниковой С.А.,
при секретаре Васильевой Л.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2018 года
дело по апелляционной жалобе истца на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года, которым по иску Юрчака Д.Ю. к Нерюнгринской районной администрации, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по включению в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении иска Юрчака Д.Ю. к Нерюнгринской районной администрации, Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по включению в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрчак Д.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском к Нерюнгринской районной администрации, указывая на то, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать Л. _______ была лишена родительских прав, отец Ю. умер _______. Распоряжением администрации г. Нерюнгри от 19.01.2001 № ... его опекуном назначена Ф., которая неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства за разъяснением его прав на получение квартиры и пенсии по потере кормильца. Однако в отделе опеки ей пояснили, что истец прав ни на что не имеет, поскольку родился в ********. Ни опекун, ни специалисты отдела опеки его в известность о том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением, не ставили, в связи с чем каких-либо заявлений об обеспечении его жильем либо включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не подавал.
Определением суда от 28.03.2018 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство труда и социального развития РС(Я).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, истец Юрчак Д.Ю. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска, мотивируя тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что Юрчак Д.Ю., _______ года рождения, остался без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Отец Ю. умер _______ (свидетельство о смерти серия № ...), мать Л. _______ по решению суда лишена родительских прав. Распоряжением главы администрации г. Нерюнгри № ... от 19.10.2001 попечителем над несовершеннолетним Юрчаком Д.Ю. назначена Ф.
Согласно сообщению Нерюнгринской районной администрации от 03.11.2017 Юрчаку Д.Ю. было отказано во включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению отдельными жилыми помещениями ввиду того, что данное право не было им реализовано до достижения 23 лет.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из правового смысла ч. 2 ст. 57, подп. 8 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшего до 1 января 2013 года), абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дополнительная гарантия на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялась на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Из материалов дела усматривается, что истцу на момент обращения в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением исполнился 31 год.
Доказательства того, что истец ранее обращался в соответствующие органы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, так как он соответствует установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании. Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными возражениям, приводимым в судебном заседании, которые являлись предметом исследования и оценки суда. Изучение материалов дела не дает оснований признать обоснованным указание на то, что вывод по делу сделан без учета и оценки обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: Г.А. Федорова
С.А. Местникова