34RS0002-01-2020-006732-60
Дело №2а-3485/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.
При секретаре Куроян М.А.
С участием помощника судьи Лахметкиной Н.С.,
С участием: старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Волгограда Куликовой Н.Н.,
представителя административного ответчика Никифорова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении запретов и ограничений к водительской деятельности, в ходе которой установлено, что ФИО2 состоит на наркологическом учете у врача психиатра-нарколога в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости». Вместе с тем, при наличии указанного заболевания, вызванного употреблением психоактивных веществ, в нарушение Перечня медицинский психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик имеет водительское удостоверение №, категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Обладание административным ответчиком водительским удостоверением нарушает права и законные интересы участников дорожного движения, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В связи с чем, прокурор <адрес> просил прекратить действие водительского удостоверения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия/номер водительского удостоверения №, категории «А, А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО2 сдать водительское удостоверением на право управления транспортными средствами №, категории «А, А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил, согласно справки ГУ МВД России по <адрес> регистрации не имеет.
Защитник административного ответчика ФИО2 - адвокат ФИО7, осуществляющий защиту на основании ордера 007966 в порядке ст. 54 КАС РФ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщили
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно абз. 4, 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу абз. 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
В соответствии с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хронических алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются срок диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» ДПО <адрес> с диагнозом «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано водительское удостоверение №, категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, наличие диагноза «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости», свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Данных, свидетельствующих о снятии ФИО2 с указанного учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) материалы дела не содержат.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющейся у него зависимости от алкоголя являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, указанными выше письменными доказательствами подтверждается наличие у ФИО2 медицинских противопоказаний к осуществлению водительской деятельности, а доказательств того, что административный ответчик на день вынесения решения прошел специальное лечение не представлено, следовательно, он не может быть допущен к управлению транспортными средствами, в связи с чем, считает необходимым прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», приобретённое на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ и обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
При этом, управление транспортным средством-источником повышенной опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни здоровья граждан, их прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах право управления транспортными средствами подлежит прекращению.
Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку прокурор <адрес> при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Вместе с тем, особых обстоятельств того, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, создаст угрозу жизни и здоровья участником дорожного движения, при отсутствии представленных прокурором <адрес> доказательств того, что ФИО2 использует транспортные средства, в настоящем деле не представлено, в связи с чем заявленное ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права управления транспортными средствами, - удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», приобретённого на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение №, выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Серухина