Решение по делу № 2а-3485/2020 от 31.07.2020

34RS0002-01-2020-006732-60

Дело №2а-3485/2020

РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2020 года                                                                          г.Волгоград

Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Серухиной А.В.

При секретаре Куроян М.А.

С участием помощника судьи Лахметкиной Н.С.,

С участием: старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Волгограда Куликовой Н.Н.,

представителя административного ответчика Никифорова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права управления транспортными средствами,

                                                            УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении запретов и ограничений к водительской деятельности, в ходе которой установлено, что ФИО2 состоит на наркологическом учете у врача психиатра-нарколога в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости». Вместе с тем, при наличии указанного заболевания, вызванного употреблением психоактивных веществ, в нарушение Перечня медицинский психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик имеет водительское удостоверение , категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Обладание административным ответчиком водительским удостоверением нарушает права и законные интересы участников дорожного движения, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В связи с чем, прокурор <адрес> просил прекратить действие водительского удостоверения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия/номер водительского удостоверения , категории «А, А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО2 сдать водительское удостоверением на право управления транспортными средствами , категории «А, А1,В,В1,С,С1,М», выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил, согласно справки ГУ МВД России по <адрес> регистрации не имеет.

Защитник административного ответчика ФИО2 - адвокат ФИО7, осуществляющий защиту на основании ордера 007966 в порядке ст. 54 КАС РФ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщили

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно абз. 4, 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу абз. 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Согласно с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

В соответствии с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хронических алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ , в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются срок диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» ДПО <адрес> с диагнозом «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано водительское удостоверение , категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, наличие диагноза «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, отнесенных к наркотикам, активная зависимость, вторая стадия зависимости», свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Данных, свидетельствующих о снятии ФИО2 с указанного учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) материалы дела не содержат.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющейся у него зависимости от алкоголя являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Таким образом, указанными выше письменными доказательствами подтверждается наличие у ФИО2 медицинских противопоказаний к осуществлению водительской деятельности, а доказательств того, что административный ответчик на день вынесения решения прошел специальное лечение не представлено, следовательно, он не может быть допущен к управлению транспортными средствами, в связи с чем, считает необходимым прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», приобретённое на основании водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ и обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

При этом, управление транспортным средством-источником повышенной опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни здоровья граждан, их прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах право управления транспортными средствами подлежит прекращению.

Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку прокурор <адрес> при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Вместе с тем, особых обстоятельств того, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, создаст угрозу жизни и здоровья участником дорожного движения, при отсутствии представленных прокурором <адрес> доказательств того, что ФИО2 использует транспортные средства, в настоящем деле не представлено, в связи с чем заявленное ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права управления транспортными средствами, - удовлетворить.

Прекратить действие права ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами категории «А,А1,В,В1,С,С1,М», приобретённого на основании водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение , выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

         Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

         Судья                                                               А.В. Серухина

2а-3485/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района г.Волгограда
Ответчики
Камнев Андрей Анатольевич
Другие
ГУЗ "Волгоградский психоневрологический диспансер"
ГУ МВД России по Волгоградской
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Серухина Анна Викторовна
Дело на сайте суда
dser.vol.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее