УИД 16RS0049-01-2023-000849-02
дело № 2-1447/23
2.096
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о привлечении сотрудников к ответственности, признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В обоснование иска указывается, что истец является получателем страховой пенсии по старости (с июня 2015 года), после назначения пенсии истец продолжила осуществлять трудовую деятельность, в связи с выходом на пенсию уволилась --.--.---- г.. На дату увольнения стаж работы истца составил 45 лет.
В июне 2015 года истцу была назначена ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) на проезд.
С лета 2016 года по настоящее время ЕДВ на проезд истцу не выплачивается.
--.--.---- г. представитель истца обратился в отдел социальной защиты в ... ... с заявлением о назначении истцу ЕДВ на проезд, однако в нарушение сроков рассмотрения обращения граждан до сего времени ответ на это заявление не получен.
По мнению истца, сотрудники отдела социальной защиты в ... ... скрывают и не предоставляют информацию и документы.
За период работы истец неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарностями, в том числе от имени Государственного Совета Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан. С учётом имеющихся у неё наград и трудового стажа, составляющего более 45 лет, истец полагает, что приобрела право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец просила:
привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством сотрудников отдела социальной защиты в ... ...;
признать незаконным отказ в назначении ЕДВ на проезд;
обязать отдел социальной защиты в ... ... произвести выплату ЕДВ на проезд, начиная с мая 2022 года, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №--;
признать право на присвоение звания «Ветеран труда»;
взыскать компенсацию морального вреда в соответствии с действующим законодательством.
направить в следственные органы запрос о проведении проверки деятельности отдела социальной защиты в ... ....
В ходе судебного разбирательства к участию в деле ответчиком было привлечено ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, указав на то, что компенсацию морального вреда просит взыскать в размере 300 000 рублей.
Ответчик - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан извещен о времени и месте судебного заседания, представитель не явилась, в отзыве на исковое заявление указала на несогласие с исковыми требованиями.
Представитель ответчика - ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
По требованию о признании незаконным отказа в назначении ЕДВ на проезд и возложении обязанности по выплате ЕДВ на проезд, начиная с мая 2022 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №-- утверждено «Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в ... ...», которым, в том числе, регулируется порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд (далее – Положение).
Из данного Положения следует, что возможность назначения ЕДВ на проезд ставится в зависимость от размера среднемесячного дохода пенсионера.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №-- в редакции, действовавшей с --.--.---- г., пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в ... ..., размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2016 году составляет 427 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", проживающим в ... ..., размер среднемесячного дохода которых на дату обращения превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2016 году составляет 280 рублей, в 2017 году - 180 рублей;
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №-- в редакции №-- от --.--.---- г. пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", проживающим в ... ..., размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 году составляет 448 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения составляет от 20 000,01 рубля до 25 000 рублей включительно, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 и 2018 годах составляет 180 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения превышает 25 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 году составляет 180 рублей, в 2018 году - 90 рублей;
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №-- в редакции №-- от --.--.---- г. пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на --.--.---- г., но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), проживающим в ... ..., размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2019 году составляет 486 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами, по состоянию на --.--.---- г., но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения составляет от 20 000,01 рубля до 25 000 рублей включительно, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2019 году составляет 180 рублей.
Согласно пункту 1.3 Положения решения о предоставлении адресной социальной поддержки принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) (далее - отделение Центра).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, сведения из уполномоченных организаций:
о назначении пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимые для принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд;
о наличии недвижимого имущества;
о наличии транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники;
о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания;
об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
сведения из уполномоченных организаций о доходах, перечень видов которых указан в приложении к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 9.5 Положения при наличии у отделения Центра сведений, подтверждающих право пенсионера на ежемесячную денежную выплату на проезд, ежемесячная денежная выплата на проезд назначается ему на новый срок автоматически, без обращения пенсионера.
Установлено, что ФИО1, --.--.---- г. года рождения, обратилась --.--.---- г. в отделение Республиканского центра материальной помощи в ... ... (далее – отделение РЦМП) с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд (далее - ЕДВ) (л.д. 57).
Решением отделения РЦМП от --.--.---- г. истцу назначена ЕДВ на проезд за период с --.--.---- г. по --.--.---- г.. ЕДВ на проезд составила 427 рублей.
В дальнейшем выплата ЕДВ на проезд неоднократно автоматически назначалась на новый срок, вплоть до --.--.---- г..
Решением отделения РЦМП от --.--.---- г. в назначении ЕДВ на проезд с --.--.---- г. ФИО1 отказано, поскольку её среднемесячный доход превысил предельный размер в 25 000 рублей (л.д. 65).
--.--.---- г. представитель ФИО1 по доверенности – ФИО3 обратился в отделение РЦМП с заявлением о назначении истцу ЕДВ на проезд (л.д. 66).
Решением отделения РЦМП от --.--.---- г. в назначении ЕДВ на проезд с --.--.---- г. ФИО1 отказано, поскольку среднемесячный доход превысил предельный размер.
Проверив обоснованность отказа в назначении истцу ЕДВ на проезд по заявлению от --.--.---- г., суд пришёл к выводу о том, что решение об отказе в назначении ЕДВ соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Вывод основан на следующем.
Согласно пункту 9.8 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на проезд», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №--, среднемесячный доход для назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд рассчитывается исходя из суммы доходов за последние 12 календарных месяцев, предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд (далее - расчетный период).
Поскольку обращение с заявлением о назначении ЕДВ на проезд имело место быть --.--.---- г., то по этому заявлению учитываются доходы пенсионера за период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года.
За указанный период доход истца составил 432 026 руб. 12 коп., в том числе пенсия по возрасту – 138 108 руб.; заработная плата – 286 473 руб. 54 коп., пособие по временной нетрудоспособности – 7444 руб. 58 коп. Размер дохода подтверждается предоставленными ответчиком ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» данными. Истцом доказательств по доходам, опровергающих доказательства ответной стороны, предоставлено не было.
За указанный период среднемесячный заработок истца составил 36 002 руб. 18 коп. (расчёт: 432 026 руб. 12 коп. : 12 месяцев).
Поскольку среднемесячный доход истца в отчётный период превысил 25 000 рублей, то орган социальной защиты пришёл к верному выводу о том, что истец по уровню имущественной обеспеченности не относится к числу лиц, имеющих право на назначение ЕДВ на проезд.
Довод истца о том, что орган социальной защиты при определении размера среднемесячного дохода необоснованно учитывал получаемую истцом страховую пенсию по старости суд отклоняет, поскольку в соответствии с Приложением к Положению о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.г. №--, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, в том числе пенсии, а также все предусмотренные системой оплаты труда выплаты учитываются при расчете среднего заработка.
Следовательно, орган социальной защиты обоснованно при расчёте среднего заработка истца учитывал доход, который истец получила по месту работы, а также доход в виде страховой пенсии по старости.
С учётом изложенного требование о признании незаконным отказа в назначении ЕДВ на проезд по заявлению от --.--.---- г. и возложении обязанности по выплате ЕДВ на проезд, начиная с мая 2022 года, не подлежит удовлетворению, поскольку решение об отказе в назначении истцу ЕДВ на проезд соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
По требованию о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Федеральным законом от --.--.---- г. N 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 упомянутого федерального закона предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ... ... порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. N33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в пункте 1 статьи 1 которого закреплено, что звание «Ветеран труда» присваивается: 1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» установлено, что под ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», в настоящем Законе понимаются ведомственные награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учрежденные федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, и награждение которыми осуществлялось в порядке, установленном указанными органами и организациями.
Во исполнение Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №-- «О порядке и условиях отнесения государственных и иных органов к перечню органов, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в ... ...».
Пунктом 2 приведенного Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в ... ..., определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от --.--.---- г. N 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в ... ....
Как следует из материалов дела, истец была награждена почетными грамотами от имени ГУП «Таттехмедфарм», благодарностью Министерства здравоохранения Республики Татарстан, благодарственным письмом Первичной профсоюзной организации Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан, благодарственным письмом от имени ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».
До подачи иска в суд истец не обращалась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Как отметил Конституционный суд Российской Федерации, установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и, соответственно, определение того, какие знаки отличия в труде подлежат учету для присвоения указанного звания, относится к компетенции субъектов Российской Федерации (Определение от --.--.---- г. N 1821-О).
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регламентируется какие знаки отличия в труде относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счет бюджетов субъектов, а не Российской Федерации.
Имеющиеся у истца знаки отличия в труде, перечисленные выше, не предусмотрены приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от --.--.---- г. N 481 в качестве ведомственных знаков отличия в труде, влекущих присвоение звания «Ветеран труда».
Вышеуказанные нормативные акты, регулирующие в ... ... основания для присвоения звания «Ветеран труда», не относят те знаки отличия в труде, которые имеются у истца, к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда».
Довод представителя истца о том, что истец была награждена почетными знаками отличия в труде не влечет удовлетворения рассматриваемого требования, поскольку не любое награждение влечет признание права на присвоение звания «Ветеран труда».
Поэтому требование о признании права истца на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворению не подлежит.
По требованию о взыскании компенсации морального вреда.
Из пояснений представителя истца следует, что требование о взыскании компенсации морального вреда заявлено в связи с нарушением срока ответа на заявление от --.--.---- г. о выплате ЕДВ на проезд.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от --.--.---- г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 1 ст. 12 Закон N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закон N 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из материалов дела, заявление о назначении ЕДВ на проезд от --.--.---- г. было подано представителем истца, действовавшим по доверенности, в отделение ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)». Датой принятия заявления является --.--.---- г..
Ответ на данное заявление было направлен заявителю --.--.---- г. (л.д. 70). Доказательств принятия уполномоченным должностным лицом решения о продлении срока рассмотрения заявления истца от --.--.---- г. по делу предоставлено не было.
Это свидетельствует о том, что ответчиком ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» не был соблюден месячный срок рассмотрения письменных обращений граждан, установленный ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ, что свидетельствует о причинении истцу морального вреда в результате несвоевременного рассмотрения её заявления, поскольку право гражданина на рассмотрение обращения относится к числу нематериальных благ, связанных с личными неимущественными правами гражданина. Соответственно, бездействие, нарушающее требования закона об обязательном рассмотрении обращения в установленный законом срок, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии истца, затрагивает достоинство личности, то есть нарушает личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (нравственные страдания).
Оценив обстоятельства, при которых истцу причинен моральный вред, учитывая индивидуальные особенности истца, требования разумности, справедливости и соразмерности, суд размер компенсации морального вреда, причиненного истцу нарушением срока рассмотрения её письменного обращения, оценил в 2000 рублей.
По требованиям о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством сотрудников отдела социальной защиты в ... ... и направлении в следственные органы запрос о проведении проверки деятельности отдела социальной защиты в ... ....
Суд в рамках рассмотрения гражданского дела не наделен полномочиями по инициированию проверки в отношении органов власти и привлечению лиц к какой либо ответственности (уголовной, дисциплинарной, административной), в связи с чем указанные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.
В удовлетворении иных исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», а также в удовлетворении требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Шамгунов А.И.