№
№
Р Е Ш Е Н И Е
16 декабря 2021 года, г. Подольск Московской области.
Судья Подольского городского суда Московской области Левшина М.Ю., при секретаре Ширковой Я.А., с участием защитника юридического лица по доверенности ФИО2, в соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрев жалобу Публичного Акционерного Общества «Россети Московский регион» на постановление по делу об административном правонарушении № от 20 июля 2021г., вынесенное заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <адрес> ФИО3 в отношении Публичного Акционерного Общества «Россети Московский регион» (далее – ПАО «Россети Московский регион», Общество) по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении 13-178/2021 от 20 июля 2021г., юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 09.05.2021 в 12 часов 30 минут государственным лесным инспектором Московской области ФИО4 в рамках федерального государственного лесного надзора и федерального пожарного надзора в лесах при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда <данные изъяты> установлено, что ПАО «Россети Московский регион» допущено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах. Из материалов дела следует, что ПАО «Россети Московский регион», являясь арендатором лесного участка <данные изъяты> на основании договора аренды лесного участка от 20.09.2013 № должно осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением 6 к договору аренды. ПАО «Россети Московский регион» не установило аншлаг, предусмотренный Проектом освоения лесов <данные изъяты>
Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» допустило нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006, Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица ПАО «Россети Московский регион» ФИО5 подал жалобу, в которой просит установить в отношении Общества административное наказание – предупреждение, ввиду малозначительности административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что отсутствие аншлага в момент проверки явилось следствием несанкционированных и противозаконных действий третьих лиц. При производстве по делу об административном правонарушениигосударственным лесным инспектором Московской области ФИО414.05.2021 ПАО «Россети Московский регион» выдано предписание об устранениинарушений лесного законодательства в срок до 14.06.2021. Указанное предписание было выполнено ПАО «Россети Московский регион» (акт осмотра от 15.06.2021), что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ является смягчающим обстоятельством. Выявленное административным органом нарушение не носит систематический характер, не может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, не содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Совершенное Обществом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Законный представитель юридического лица ПАО «Россети Московский регион» уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы в надлежащем порядке, ходатайств об отложении не подавал, поручил участие в деле защитнику, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник юридического лица ПАО «Россети Московский регион» ФИО2 поддержала доводы жалобы.
Рассмотрев жалобу, изучив имеющиеся материалы административного дела, выслушав доводы защитника, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших его совершению.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении указываются дата, место составления постановления, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая административную ответственность, мотивированное решение по делу.
Эти требования при рассмотрении административного дела, должностным лицом в полной мере были выполнены.
Из положений ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судье представлены материалы дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион», факт совершения административного правонарушения и виновность ПАО «Россети Московский регион» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений у судьи не вызывают.
Судьей исследован представленный материал, а именно протокол об административном правонарушении (л.д.1); протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.05.2021 с фототаблицей к нему (л.д.2); копия договора аренды лесных участков от 20.09.2021 (л.д. 4-23), копия проекта освоения лесов (л.д. 24-30), уведомление о явке от 11.05.2013 (л.д.31), объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении от 14.05.2021 (л.д. 35), копия доверенности от 01.03.2021 на ФИО6 (л.д. 36-43), копия паспорта ФИО6 (л.д.44), копия должностной инструкции главного инженера РЭС (л.д. 45-56), копия приказа о назначении на должность ФИО6 (л.д. 57), выписка из ЕГРЮЛ ПАО «Россети Московский регион» (л.д. 58-62), определение от 20.05.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № (л.д.64); копия списка внутренних почтовых отправлений Ф. 103 (л.д. 65, 68, 84-85); копия отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 66,70, 86); определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 67, 71); копия доверенности №№ от 30.06.2021 на ФИО7 (л.д. 74-77), копия акта осмотра территории лесного участка (л.д. 78), постановление по делу об АП № от 20.07.2021 (л.д.79-81).
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ПАО «Россети Московский регион» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены должностным лицом в основу вынесенного постановления. Постановление мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Доводы жалобы о том, что не установка аншлага не является нарушением, ответственность за которое прямо или косвенно установлена действующим законодательством, а кроме того аншлаг был установлен согласно предписанию, суд находит несостоятельным.
Пунктом 1 части 1 статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года установлены меры пожарной безопасности в лесах включающие в себя предупреждение лесных пожаров.
Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения
и тушения лесных пожаров.
Пунктом 9 части 2 статьи 53.1 меры противопожарного обустройства лесов включают в себя иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» установлено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Частью 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года установлено: указанные в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 года, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 3 «а» Правил пожарной безопасности в лесах установлено: меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 3.4 «ж» договора аренды лесного участка от 02.09.2013 № ПАО «Россети Московский регион» как арендатор обязано осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № к договору аренды лесного участка от (л.д. 4-30).
Исходя из требований проекта освоения лесов ПАО «Россети Московский регион» при использовании лесного участка <данные изъяты> по договору аренды от 02.09.2013 № должно было установить и разместить стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию и меры пожарной безопасности в лесах (аншлаг) в качестве выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесного участка.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.
Лицом, использующим лесной участок, указанный в протоколе об административном правонарушении, является ПАО «Россети Московский регион», что последним не оспаривается, следовательно, ПАО «Россети Московский регион» является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» допущено нарушение пункта пункта 3 «а» Правил пожарной безопасности в лесах, статей 53-53.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Юридическое лицо было своевременно извещено о времени и месте: как составления протокола, так и рассмотрения дела, его защитник на основании доверенности участвовал в проводимых процессуальных действиях. Протокол и постановление соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 28.2 и 29.10 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данный протокол является допустимым доказательством по делу.
Рассматривая довод заявителя о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью, судья не принимает его во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу названных норм и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится в числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Совершенное ПАО «Россети Московский регион» правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах, создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесах в период пожароопасного сезона. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей как арендатора лесного участка.
Других доводов, правовых аргументов и доказательств, опровергающих виновность ПАО «Россети Московский регион» в совершении административного правонарушения и ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба не содержит.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ПАО «Россети Московский регион», не усматривается.
При назначении ПАО «Россети Московский регион» административного наказания административным органом требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, соблюдены, назначенное наказание является обоснованным.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления должностного лица, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № от 20 июля 2021г., вынесенное заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО3, которым Публичное Акционерное Общество «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица ПАО «Россети Московский регион» ФИО5 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья М.Ю. Левшина