№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 21 октября 2024 г.
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Репина А.Я.,
при секретаре судебного заседания Ожогиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» к Халед (Серовой) Ангелине Михайловне о понуждении к заключению договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования,
установил:
истец Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» обратился в суд с настоящим иском к ответчику Халед (Серовой) А.М. В обоснование требований указано, что в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № МФ от ДД.ММ.ГГГГ Халед (Серова) А.М. является нанимателем жилого помещения комнаты №, находящегося в собственности <адрес> на основании свидетельства государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес>.
В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаём, обеспечивать сохранность этого помещения, поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт этого помещения.
Поскольку техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, оно не может возлагаться на наймодателя. Наниматель как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несёт ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Согласно информации, поступившей из инспекции государственного жилищного надзора <адрес> договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: <адрес> не заключён. Данные обстоятельства послужили основанием для подачи иска в суд.
Истец просил суд обязать ответчика - нанимателя комнаты № <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес> соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено <данные изъяты> (л.д. 46-47).
Представитель истца администрации Волгограда в лице Управления «Жилищная инспекция Волгограда», ответчик Халед (Серова) А.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом и своевременно, причины неявки не известны, заявлений и ходатайств суду не представлено. От представителя Управления «Жилищная инспекция Волгограда» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Согласно чч. 3 и 4 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей, несёт иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
На основании ст. 68 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно пункту 21 которых абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, урегулированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410.
Согласно п.3 ч.2 ст. 65, п.2,4 ч.3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ в правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем, а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения согласно, поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт этого помещения.
Поскольку техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, оно не может возлагаться на наймодателя.
Так, в пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь (то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях) обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, именно наниматель как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несёт ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Подпунктами «и», «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549, также определено, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учёта газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; а также надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 (далее - Правила № 410), техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункта 17 Правил № 410 договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме от имени всех собственников помещений или нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме может быть заключен лицом, определённым решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Аналогичные требования включены и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), в силу которых газоснабжение потребителя осуществляется при условии надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключённым в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования (пункт 131 Правил № 354).
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для потребителей газа, является обязательным. Только при наличии данного договора должна осуществляться поставка газа в дом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № МФ от ДД.ММ.ГГГГ Халед (Серова) А.М. является нанимателем жилого помещения комнаты №, находящегося в собственности <адрес> на основании свидетельства государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12-14, 55-57, 62-64, 65).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права правообладателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> является государственное казенное учреждение <адрес> «Управление капитального строительства» (л.д. 58, 59-60, 66).
Наниматель Халед (Серова) А.М. как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ей по договору социального найма, несёт ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Согласно сообщению инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: <адрес> не заключён (л.д. 8, 9-11).
Статьёй 20 ЖК РФ и пунктом 89 Правил № контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложен на органы государственного жилищного надзора.
Законом Волгоградской области от 10 января 2014 г. № 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда (за исключением муниципального жилищного фонда), а именно: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; жилым помещениям, их использованию и содержанию; использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27 июля 2022 г. № 70/1045 «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28 мая 2014 г. № 13/393 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энёргетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 1.1 Положения об Управлении, утверждённого распоряжением Департамента от 1 августа 2022 № 125-р, Управление является функциональным структурным подразделением Департамента, уполномоченным осуществлять функции по муниципальному жилищному контролю, региональному государственному жилищному контролю (надзору) и региональному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушен обязательных требований.
Газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека. Отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о (защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В данном случае материалами дела подтверждено, что ответчиком договор о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутридомового газового оборудования домовладения с какой-либо специализированной организацией не заключён.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о расторжении договора на поставку природного газа в спорное жилое помещение, в порядке, предусмотренном указанными Правилами, не представлено.
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для потребителей газа, является обязательным.
Поскольку заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией является обязанностью ответчика Халед (Серовой) А.М. как нанимателя жилого помещения комнаты <адрес>, а ответчик уклоняется от заключении договора, то исковые требования специализированной организации, осуществляющей транспортировку газа по договору с поставщиком и имеющей допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ООО «Газпром газораспределение Волгоград» о понуждении ответчика к заключению указанного договора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
На основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика Халед (Серовой) А.М., не освобождённой от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
В силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 6 000 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобождён от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика Халед (Серовой) А.М. суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования – Дубовский муниципальный район <адрес> в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда», удовлетворить.
Обязать Халед (Серову) Ангелину Михайловну, (<данные изъяты>), нанимателя комнаты <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес> соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Халед (Серовой) Ангелины Михайловны, (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования – Дубовского муниципального района <адрес> в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) А.Я. Репин