Решение по делу № 2-853/2020 от 01.10.2019

26RS0-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2020г.                                    <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,

при секретаре: Факовой Р.А.,

с участием:

истца Сербина Ю.М.,

представителей ответчика - военного комиссариата <адрес> по доверенностям Панкратова И.Н. и Лукьянчука В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сербина Ю. М. к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Сербин Ю.М. обратился в суд с иском к военному комиссариату <адрес> и <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии, ссылаясь на то, что в 1991г. он вышел на пенсию по выслуге лет. Последняя занимаемая им должность - начальник технической позиции подготовки ракет в/ч 45010 (не типовая должность, типовая должность - заместитель командира батальона). В настоящее время пенсия выплачивается исходя из типового оклада 23 000 рублей. Воинское звание - майор. Начисленная пенсия не вызывала первое время сомнений. Однако в последующем, ознакомившись с публикациями в СМИ и НПА, истцом было установлено, что размер пенсии установлен с 1991 года неправильно, он занижен по причине применения в отношении него тарифного разряда 14, а необходимо было сделать расчет из стоимости тарифного разряда 16. Он обратился в военный комиссариат <адрес> с письмом от декабря 2018 года произвести ему выплату недоплаченной части пенсии с дата по май 2007. Военным комиссариатом <адрес> было отказано на основании письма от дата №ДВ 62575 9/10038. Военный комиссариат <адрес> не применил указ П. РФ от дата пункт 1 «Пересчитать с дата пенсии за выслугу лет, исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих». Указ вступил в силу с дата. Средний уровень должностного оклада с дата должен быть 4185 руб., а оклад по воинскому званию майор на основании постановления Правительства РФ от дата пункт 2 в 1.8 раз и равно 2300 руб. Военный комиссариат <адрес> предоставил письмо об изменении должностного оклада с дата по дата. В данном ответе отсутствует применение к несу Указа П. пункт 1, вступившего в силу с дата. Военный комиссариат <адрес> с дата не применил с дата Постановление Правительства РФ от дата оклады денежного довольствия увеличены в 1,5 раза. За выслугу 23 года 49% размер пенсии на дата должен составлять 57 руб. 50 коп. Недоплату пенсии учитывать с индексом потребительских цен на товары и услуги по <адрес>. Недоплата составляет за 1 месяц 5719 руб. 50 коп. - 3680 руб. 88 коп. = 2039 руб. Военный комиссариат <адрес> не применил постановление Правительства РФ , вступившего в силу дата на основании пункта 11. Пересчитать пенсии за выслугу лет. Пенсия с дата должна составлять: Должностной оклад - 18 000 рублей, воинское звание - 7 000 рублей; процентная надбавка = 30 % - 12250, а всего - 37250 рублей. За выслугу 23 года 49 % - 18252 рублей. Основной размер пенсии 12252 руб., а выплачено согласно пенсионного дела лист 1 – 3689 руб. 88 коп. С дата вступает в силу Закон РФ «О пенсионном обеспечении» от дата . Указание ГУВБФ МОРФ от дата при МОРФ г. Согласно закона военный комиссариат <адрес> произвел перерасчет пенсии с 01.02.1993г. С 02.1993г. военный комиссариат должен был пересчитать пенсию с должностного оклада - 18 000 рублей, а было пересчитано с 17000 рублей. С дата согласно Постановления Правительства РФ от дата увеличение денежного содержания увеличено в 1,62 раза и основной размер пенсии составляет 1089 руб. Согласно ответа ОАО «Сбербанк России», Северо-Кавказкий банк от дата представили справки о состоянии лицевого счета. На основании этих справок установлено, что Военный комиссариат <адрес> недоплачивал пенсию с дата до дата. Общий ущерб в связи с недоплатой части пенсии составляет 252300 руб. 2012 г не рассматривались указанные выше обстоятельства и НПА, поскольку они были известны суду. Вновь открывшиеся обстоятельства повлияют на выводы суда. По решению Георгиевского суда СК от дата выплачена недоплата части пенсии в размере 1623,13 рублей за период с дата по 31.10. 1992г. Истец просит суд признать действия Военного комиссариата <адрес>, отказавшего перерасчете недоплаченной части пенсии за период времени с 2.11.1991г. по май 2007года, незаконными; признать действия федерального органа исполнительной власти - Министерства обороны РФ в отказе в перерасчете недоплаченной части пенсии за период времени с 02.11.1991г. по май 2007 года, незаконными; обязать военный комиссариат <адрес>, отказавший в перерасчете, произвести перерасчет пенсии в соответствии с законодательством и выплатить истцу в виде недоначисленной части пенсии с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги с 1991 г. по 2019 г. в сумме 250676 руб. 82 коп.

    В ходе рассмотрения дела истец Сербин Ю.М. отказался от иска, предъявленного к военному комиссариату <адрес> и <адрес>. Определением от 18.12.2019г. указанный частичный отказ истца от иска принят судом и производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец Сербин Ю.М. исковые требования, предъявленные к Министерству обороны Российской Федерации и военному комиссариату <адрес>, поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд признать незаконными действия военного комиссариата <адрес> и Министерства обороны РФ по отказу в перерасчете пенсии за период с 02.11.1991г. по май 2007г., обязать военный комиссариат <адрес> произвести перерасчет пенсии и выплатить недоначисленную часть пенсии с учетом индексации потребительских цен на товары и услуги с 1991г. по 2019г. в сумме 250676 руб. 82 коп.

    В судебном заседании представитель ответчика - военного комиссариата <адрес> по доверенности Лукьянчук В.А. возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что расчет на пенсию за выслугу лет Сербину Ю.М. произведен дата с дата. дата оформлен установленным порядком пенсионный лист N 673968 на выплату пенсии с дата в размере 3680 руб. 88 коп., который направлен в Георгиевское отделение Сбербанка. Кроме этого, произведен расчет на выплату пенсии со дата по дата в сумме 44047 руб. 86 копеек. На указанную сумму дата оформлено поручение на единовременную выплату пенсии серии Ф , выплата по которому произведена Георгиевским отделением Сбербанка дата. Пенсия Сербину Ю.М. назначена со дата в размере 3680 руб. 88 коп. на основании пунктов «а» статей 12,13,108,130 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, где должностной оклад составляет 3960 руб.; оклад по воинскому званию - 2300 руб. и 20% надбавка за выслугу лет - 1252 руб., что в общей сумме составляет 7512 руб. За выслугу 23 года для исчисления пенсии взято 49% из полученной общей суммы окладов. На момент наступления у Сербина Ю.М. права на пенсию за выслугу лет, т.е. на 01.11.1991г., действовали следующие нормативные правовые акты: Закон С. от 28.04.1990г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; Постановление СМ С. от 24.07.1990г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям»; Положение о порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны С. государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, утвержденное П. М. обороны С. от датаг. . Названные Закон и подзаконные акты дублируют, а подзаконные акты более конкретизируют порядок назначения и исчисления пенсий военнослужащим. Так согласно пункту «а» статьи 13 Закона, подпункту «а» пункта 12 Положения право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Согласно пункту «а» статьи 14 Закона и подпункту «а» пункта 13 Положения пенсии за выслугу лет лицам офицерского состава, имеющим выслугу 20 лет, назначаются в размере 40%, а за каждый год выслуги сверх 20 лет - 3% денежного довольствия, но всего не более 75% денежного довольствия. Согласно статьи 19 Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий в соответствии с настоящим Законом лицам офицерского состава определяется Советом М. С.. Абзац 3 статьи 46 Закона также делегирует Совету М. С. определять порядок для исчисления пенсий - пенсии лицам офицерского состава исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет в порядке и размерах, определяемых Советом М. С.. В пункте 1 Постановления СМ С. и в пункте 108 Положения говорится, что пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, исчисляются из денежного довольствия. Денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы (МРОТ), учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть - в размере 50%. Пункт 2 Постановления и пункт 109 Положения конкретизируют виды денежного довольствия, из которых исчисляется пенсия лицам офицерского состава исходя из оклада по последней штатной должности, включая прибавку взамен продовольственного пайка, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленная из этих окладов. Согласно абзаца 2 пункта 3 Постановления изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службы лиц офицерского состава не является основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий. Согласно пункта «б» статьи 53 Закона и подпункта «а» пункта 130 Положения пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам офицерского состава со дня увольнения со службы. Пенсия за прошлое время при несвоевременном обращении назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией. Действовавшими нормативными документами не был предусмотрен перерасчет назначенных пенсий при изменении размеров денежного довольствия согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления СМ С. от 24.07.1990г. и пункту 112 Положения, но предусмотрена индексация, т.е. повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы согласно ст. 66 Закона С. от 28.04.1990г. и п. 156 Положения от дата, утвержденного П. МО С. . Исходя из данных расчетной книжки серия ЕИ , заполненной войсковой частью 23484, в пункте 8 «Отметки об изменениях служебного положения и данных для производства расчета» указано: оклад по воинскому званию Сербина Ю.М. - 150 руб.; должностной оклад - 590 руб.; надбавка за выслугу лет - 20%. За время со дня увольнения из Вооруженных Сил Сербина Ю.М. до назначения ему пенсии должностные оклады были повышены: с дата в 1,9 раза по Указу П. Р. от 05.12.1991г. , что для истца составило 1121 руб. (590 х 1,9= 1121,0 руб.); с 01.02.1992г. в 1,9 раза по Указу Президента Российской Федерации от 19. 02. 1992 г. , что для истца составляет округленно в большую сторону 2200руб. (1121,0руб. х 1,9 = 2130,0 (округ. 2200,0); с дата в 1,8 раза по Постановлению Правительства РФ от 06. 06. 1992 г. , что для истца составило 3960 руб. (2200,0 х 1,8 = 3960,0 руб.). Оклад по воинскому званию: с дата в 1,9 раза по Указу П. Р. от дата , что для истца составило 285руб. (150,0*1,9=285,0 руб.); с 01.02.1992г. по П. МО РФ от дата для звания майор -300 руб.; с 01.06.1992г. по П. МО РФ от дата для звания майор - 540 руб.; с 01.08.1992г. по П. МО РФ за 1992г. для звания майор - 2300,0руб. Надбавка за выслугу лет в 20% составила 1252,0руб. Итого пенсия составила 7512.0 (3960.0+2300,0+1252.0). За выслугу 23 года берется 49% от общей суммы денежного довольствия, что составляет 3680 руб. 88коп. (7512руб.х49%=3680,88руб.). Это и есть размер пенсии Сербина Ю.М., рассчитанный краевым военным комиссариатом дата. В первой декаде ноября 1992 года военным комиссариатам субъектов Российской Федерации было направлено следующее указание: «В соответствии с пунктом два Указа Президента Российской Федерации от дата и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О повышении денежного довольствия военнослужащим» прошу фактически выплачиваемые с надбавками и повышениями размеры пенсий с первого ноября увеличить на тридцать процентов. При назначении пенсий из денежного довольствия, установленного с дата, их размеры военкоматом с 1 ноября увеличиваются на тридцать процентов, а назначенные из денежного довольствия, повышенного с 1 ноября в полтора раза, увеличению на тридцать процентов не подлежат. В пенсионных листах указанных пенсионеров производится запись «повышению на тридцать процентов не подлежат». В соответствии с данным указанием военным комиссариатом дата в Георгиевское отделение Сбербанка было направлено распоряжение о внесении изменений в пенсионный лист и с дата выплачивать Сербину Ю.М. пенсию в размере 4785 руб. 14 копеек, основание - Указ П. РФ от дата В первой декаде февраля 1993 года военным комиссариатам субъектов Российской Федерации было направлено следующее указание: «В соответствии с пунктом два Указа Президента Российской Федерации от дата и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата в целях обеспечения оперативной выплаты пенсий военным пенсионерам в повышенных размерах и с учетом предстоящего перерасчета пенсий с дата прошу обеспечить повышение в два раза с дата размеров всех видов фактически выплачиваемых пенсий, в том числе надбавок и повышений, установленных на эту дату. При назначении пенсий из денежного довольствия, установленного с дата, их размеры военкоматами повышаются в два раза, а назначенные из денежного довольствия, установленные с дата, повышению в два раза не подлежат. В пенсионных листах указанных пенсионеров производить запись «Повышению в два раза не подлежат». Вопрос повышения пенсий прошу согласовать с соответствующими учреждениями Сбербанка. О принятых мерах и результатах сообщить в финансовую службу округа к дата». В соответствии с такими указаниями военный комиссариат направил соответствующее распоряжение в Георгиевское отделение Сбербанка с указанием производить выплату Сербину Ю.М. пенсии с дата в размере 9570 руб. 29 копеек (4785 руб. 14 копеек х 2). Сумма пенсии 9570,29руб. была проставлена сотрудниками банка на распоряжении от дата. С 01.02.1993г. наступает новый этап в процессе пенсионного обслуживания пенсионеров Министерства обороны РФ, т.к. с этого времени вступает в действие первый российский закон по данному вопросу. Федеральным Законом от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» введены некоторые преимущества против ранее действовавшего законодательства, направленные на увеличение размера пенсии, кроме проводимой индексации. Так, с 01.02.1993г. увеличивается при расчете пенсии процент за выслугу лет - 30%, в состав денежного довольствия вводится сумма продовольственного пайка, за выслугу 20 лет размер пенсии рассчитывается из суммы денежного довольствия за 20 лет службы - 50%, при несвоевременном обращении за пенсией исчисление производится из суммы их денежного довольствия с его повышением (индексацией) по состоянию на день назначения пенсии. Новый закон в статье 49 определяет 2 вида, по которым может быть пересмотрен размер уже назначенной пенсии: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Советом М. РФ. Этот вопрос более конкретизируется в Постановлении СМ-Правительства РФ от 22.09.1993г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации». В абзаце 4 подпункта «б» пункта 14 названного Постановления указано, что при увеличении должностных окладов отдельным категориям военнослужащих в порядке упорядочения денежного довольствия, а не в связи с инфляцией, пенсии пересмотру по настоящему пункту не подлежат. Таким образом, не любое повышение денежного довольствия военнослужащим приводит к перерасчету пенсий, а только то, которое в Постановлении Правительства РФ или П. М. обороны РФ конкретно указывает на его производство, где также указывается порядок его проведения, т.е. проводить тарификацию или осуществить по таблицам, разработанным централизованно. Истцом представлен неверный расчет недоплаты, не учтена выплата разницы пенсии по тарификации с 01.07.2002г. по 28.02.2007г. в сумме 47216,23 руб. Заявленные требования не основаны на законе, в связи с чем представитель ответчика просил суд в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - военного комиссариата <адрес> по доверенности Панкратов И.Н. возражал против исковых требований, поддержал доводы представителя ответчика Лукьянчука В.А. и просил в иске Сербину Ю.М. отказать в полном объеме.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно ст. 46 Закона С. от дата "О пенсионном обеспечении военнослужащих", действующего в спорный период времени выхода истца на пенсию, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом М. С..

В соответствии со ст. 66 данного Закона пенсии, исчисленные из заработка (денежного довольствия) в соответствии со статьями 14, 15, 23-26, 39 и 40 настоящего Закона, ежегодно повышаются с учетом изменения индекса стоимости жизни и роста заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом С., но не менее чем на 2 процента заработка (денежного довольствия), из которого исчислена пенсия.

В силу п. 1 Постановления Совета М. С. от дата N 725 пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, исчисляются из денежного довольствия, выплачиваемого этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава на день увольнения со службы (с учетом подпункта "б" пункта 2 настоящего Постановления), а уволенным со службы до введения в действие Закона С. "О пенсионном обеспечении военнослужащих" - из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на день введения в действие этого Закона. Денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть - в размере 50 процентов.

Положениями п. 2 данного Постановления предусматривалось, что исчисление пенсии лицам офицерского состава (кроме указанных в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта) производилось из оклада по последней штатной должности (включая прибавку взамен продовольственного пайка), оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов.

Предельные размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (пункт 1 настоящего Постановления), повышаются с увеличением минимальной заработной платы. При этом повышение их производится с 1 июля, если увеличение минимальной заработной платы произведено до 1 июля, и с 1 января следующего года, если увеличение минимальной заработной платы произведено с 1 июля или позднее.

Согласно п. 3 Постановления Совета М. С. от дата N 725 изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службы лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, присвоение военнослужащим в период пребывания их в запасе очередных воинских званий не являются основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий.

По делу установлено, что начальник технической авиации (подготовка ракет) 60 истребительного авиационного полка 8 корпуса ПВО майор Сербин Ю.М. П. Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны по личному составу от 30.09.1991г. уволен с военной службы в запас в связи с сокращением ВС С.. Выслуга лет календарная – 20 лет 2 мес., льготная – 23 года 6 мес.

П. командира войсковой части 45010 от 01.11.1991г. майор Сербин Ю.М. исключен из списков личного состава части.

Согласно расчета пенсии за выслугу лет, Сербину Ю.М. дата произведен расчет пенсии за выслугу лет с учетом должностного оклада в размере 3960руб., оклада по воинскому званию в размере 2300руб. и 20% надбавка за выслугу лет, которая составляет 1252 руб., что в общей сумме составляет 7512 руб. За выслугу в 23 года для исчисления пенсии взято 49% из полученной общей суммы окладов, в связи с чем общий размер пенсии установлен в размере 3680 руб. 88 коп. При исчислении пенсии применялись данные о размерах окладов по последней воинской должности, указанных в расчетной книжке.

С учетом пункта «б» статьи 53 Закона С. от дата "О пенсионном обеспечении военнослужащих" пенсия была назначена Сербину Ю.М. с 02.11.1991г., т.е. за предыдущие 12 месяцев. Пенсионный лист N 673968 на выплату пенсии с дата в размере 3680 руб. 88 коп. направлен в Георгиевское отделение Сбербанка. Кроме этого, произведен расчет на выплату пенсии с дата по дата в сумме 44047 руб. 86 копеек.

Действовавшими нормативными документами не был предусмотрен перерасчет назначенных пенсий при изменении размеров денежного довольствия согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления СМ С. от 24.07.1990г. и пункту 112 Положения, но предусмотрена индексация, т.е. повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы согласно ст. 66 Закона С. от 28.04.1990г. и п. 156 Положения от дата, утвержденного П. МО С. .

Исходя из данных расчетной книжки серия ЕИ , заполненной войсковой частью 23484, в пункте 8 «Отметки об изменениях служебного положения и данных для производства расчета» указано: оклад по воинскому званию Сербина Ю.М. - 150 руб.; должностной оклад - 590 руб.; надбавка за выслугу лет - 20%.

За время со дня увольнения из Вооруженных Сил Сербина Ю.М. до назначения ему пенсии должностные оклады были повышены: с дата в 1,9 раза по Указу П. Р. от 05.12.1991г. , что для истца составило 1121 руб. (590 х 1,9= 1121,0 руб.); с 01.02.1992г. в 1,9 раза по Указу Президента Российской Федерации от 19. 02. 1992 г. , что для истца составляет округленно в большую сторону 2200руб. (1121,0руб. х 1,9 = 2130,0 (округ. 2200,0); с дата в 1,8 раза по Постановлению Правительства РФ от 06. 06. 1992 г. , что для истца составило 3960 руб. (2200,0 х 1,8 = 3960,0 руб.). Оклад по воинскому званию: с дата в 1,9 раза по Указу П. Р. от дата , что для истца составило 285руб. (150,0*1,9=285,0 руб.); с 01.02.1992г. по П. МО РФ от дата для звания майор -300 руб.; с 01.06.1992г. по П. МО РФ от дата для звания майор - 540 руб.; с 01.08.1992г. по П. МО РФ за 1992г. для звания майор - 2300,0руб. Надбавка за выслугу лет в 20% составила 1252,0руб.

Указанные повышения должностных окладов были учтены при расчете пенсии истцу, которая составила 3680 руб. 88коп., приведенный ответчиком расчет соответствует нормативным документам и математически является верным.

В соответствии с пунктом 1 Указа П. РФ от дата N 781 было предусмотрено пересчитать с дата пенсии за выслугу лет и по инвалидности лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, назначенные в соответствии с Законом С. "О пенсионном обеспечении военнослужащих", исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава по состоянию на указанную дату.

Пунктом 2 данного указа П. РФ также устанавливалось, что пенсии, выплачиваемые пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, и пенсий по случаю потери кормильца их семьям подлежат периодическому пересмотру исходя из увеличения денежного содержания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе.

Распоряжением Правительства РФ от дата N 2395-р было постановлено во исполнение Указа Президента Российской Федерации от дата N 781 пересчитать с дата размеры пенсий за выслугу лет и по инвалидности лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, назначенные в соответствии с Законом С. "О пенсионном обеспечении военнослужащих", исходя из увеличенного с дата денежного содержания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе.

Судом установлено, что в соответствии с данным распоряжением Правительства РФ перерасчет пенсии Сербину Ю.М. с 01.11.1992г. не производился, вместе с тем, с указанной даты пенсия, ранее установленная истцу с 02.11.1991г. в размере 3680 руб. 88коп. была увеличена пенсионным органом на 30%, о чем дата в Георгиевское отделение Сбербанка было направлено распоряжение о внесении изменений в пенсионный лист и с дата выплачивать Сербину Ю.М. пенсию в размере 4785 руб. 14 копеек на основании Указа П. РФ от дата и распоряжения Правительства РФ от дата N 2395-р.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, действующее в спорный период времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).

Кроме того, норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих (либо их соответствующих категорий) была введена с дата и содержалась в Законе РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статья 49).

До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом, условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих в указанное время регулировались разными нормативно-правовыми актами.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в спорный период (в данном случае с дата по дата) в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам штатных должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе, в связи с чем требования истца о необходимости исчисления пенсии в указанный период исходя из должностного оклада в размере 6230 руб., являются необоснованными.

Приведенные истцом критерии определения размера должностного оклада в пределах от минимума до максимума (от 4230руб. до 4500руб.) для лиц, проходящих военную службу, носят индивидуальный (персональный) характер, в связи с чем не могут быть применены при определении размера должностного оклада, принимаемого для исчисления пенсии Сербину Ю.М., ранее уволенному с военной службы.

При этом в соответствии с распоряжением Правительства РФ от дата N 2395-р, расчет пенсии Сербину Ю.М. в указанный период должен был быть произведен органом пенсионного обеспечения исходя из увеличенных в 1,5 раза с дата должностных окладов и окладов по воинскому званию военнослужащих на основании Постановления Правительства РФ от дата N 783.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда <адрес> от 28.11.12г. установлено, что расчет пенсии Сербину Ю.М. при ее назначении надлежало произвести из проиндексированного в 1,5 раза оклада на дату назначения пенсии. При этом судом установлено, что недоплата пенсии Сербину Ю.М. составила 1623 руб. 13 коп., т.к. при назначении пенсии не была учтена индексация должностных окладов по воинскому званию в 1,5 раза согласно постановлению Правительства РФ от 14.10.1992г. . Указанным судебным решением признаны неправомерными действия военного комиссариата <адрес> и Министерства обороны РФ об отказе в перерасчете пенсии Сербину Ю.М. за период с 02.11.1991г. по 31.10.1992г. и на указанных ответчиков возложена обязанность выплатить Сербину Ю.М. недоначисленную пенсию в размере 1623 руб. 13 коп.

Таким образом, с учетом судебного решения пенсия Сербину Ю.М. за период с 02.11.1991г. по 31.10.1992г. была выплачена с учетом увеличения должностных окладов и окладов по воинскому званию военнослужащих в 1,5 раза на основании Постановления Правительства РФ от дата N 783.

При этом согласно решению Георгиевского городского суда <адрес> от 28.11.12г. был проверен расчет пенсии Сербину Ю.М. за последующий спорный период с 01.11.1992г. по 30.06.2002г., который признан судом правильным и соответствующим условиям, порядку и правилам исчисления пенсии, в связи с чем Сербину Ю.М. было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий об отказе в перерасчете пенсии за период с 01.11.1992г. по 30.06.2002г. и обязании выплатить недоначисленную пенсию.

При рассмотрении настоящего дела суд также находит верным расчет пенсии Сербину Ю.М. за последующий период с 01.11.1992г. по 30.06.2002г., поскольку он производился истцу с учетом действующего в указанный период законодательства.

Так, согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Статья 49 указанного закона (в редакции, действовавшей в спорный период) определяет 2 вида, по которым может быть пересмотрен размер уже назначенной пенсии: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Советом М. РФ.

В абзаце 4 подпункта «б» пункта 14 Постановления СМ-Правительства РФ от 22.09.1993г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) указано, что При увеличении должностных окладов отдельным категориям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке упорядочения денежного довольствия, а не в связи с инфляцией пенсии и ежемесячное социальное пособие, выплачиваемые соответствующим категориям ранее уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и их семьям, пересмотру по настоящему пункту не подлежат.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно - исполнительной системы и усилении их социальной защиты», действовавшего на момент установления пенсии истцу, - предоставить право Министерству обороны Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Главному управлению охраны Российской Федерации, а также другим министерствам и ведомствам, имеющим воинские формирования, устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением. В Министерстве обороны Российской Федерации должностные оклады устанавливаются с учетом особенностей видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск.

С целью совершенствования системы социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы и их семей, Федеральным законом от 07.05.2002г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих.

Указанным Федеральным законом пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был изложен следующим образом - размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются М. обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Во исполнение Федерального закона от 07.05.2002г. № 49-ФЗ и Указа П. РФ от 01.06.2002г. Правительством РФ было принято Постановление от 26.06.2002г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащим». Данным постановлением с 01.07.2002г. введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, и поручено М. обороны РФ применительно к этим окладам установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Указанием М. обороны РФ от 28.12.2002г. начальнику Главного финансово-экономического управления Министерства Обороны РФ было предписано организовать до датаг. тарификацию нетиповых воинских должностей офицеров. В связи с тем, что к установленной дате тарификация окладов по нетиповым воинским должностям произведена не была, с целью недопущения затягивания пересмотра пенсий, военные комиссариаты на основании телеграммы заместителя М. обороны РФ по финансово-экономической работе, при пересмотре пенсий военным пенсионерам из числа офицеров временно увеличили с 01.07.2002г. оклады по воинской должности, из которых исчислена пенсия, в два раза.

По итогам тарификации, проведенной Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, размер выплачиваемой Сербину Ю.М. пенсии был установлен исходя из должностного оклада с 01.07.2002г. в размере 1900руб., который соответствует занимаемой на день увольнения должности начальник технической позиции (подготовки ракет) истребительного авиационного полка. На основании этого был произведен перерасчет пенсии с учетом индексации за период с 01.07.2002г. по 28.02.2007г. с доплатой разницы.

Таким образом, согласно представленных ответчиком расчетов, пенсия Сербину Ю.М. за период с 01.07.2002г. по 28.02.2007г. назначалась с учетом действующего законодательства и в соответствии с условиями, порядком и правилами исчисления пенсии.

Согласно П. М. обороны РФ от дата N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" 16-му тарифному разряду соответствует должность – «заместитель командира мотострелкового (танкового) батальона», что не соответствует должности, которую истец занимал на день увольнения - начальника технической позиции (подготовки ракет) истребительного авиационного полка.

Законодатель однозначно определил тот орган, которому предоставлено право тарифицировать нетиповые должности военнослужащих, уволенных с военной службы. Этим органом является Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ.

Таким образом, Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ было установлено, что оклад по воинской должности, занимаемой Сербиным Ю.М. на день увольнения – начальник технической позиции (подготовки ракет) истребительного авиационного полка – с 01.07.2002г. соответствует 1900 рублям, на основании чего Военным комиссариатом СК был произведен перерасчет пенсии Сербину Ю.М. с 01.07.2002г. с доплатой разницы в пенсии с 01.07.2002г. по 28.02.2007г. в размере 47216,23 руб. Получение данной доплаты не оспаривалось истцом.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Сербина Ю.М. о признании незаконными действий военного комиссариата <адрес> и Министерства обороны РФ по отказу в перерасчете пенсии за период с 02.11.1991г. по май 2007г. и обязании военного комиссариата <адрес> произвести перерасчет пенсии и выплатить недоначисленную часть пенсии с учетом индексации потребительских цен на товары и услуги с 1991г. по 2019г. в сумме 250676 руб. 82 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Сербина Ю. М. к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца се дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.01.2020г.

Судья                                     Н.<адрес>

Копия верна

Судья                                    Н.<адрес>

подлинник подшит в материалы дела

Судья                                    Н.<адрес>

2-853/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сербин Юрий Михайлович
Ответчики
Военный Комиссариат
Военный комиссариат г. Георгиевска и Гергиевского района СК
Военный комиссариат СК
Министерство Обороны РФ
Другие
Калинина Нателла Анатольевна
Рябцева Татьяна Игоревна
Панкратов Игорь Николаевич
Лукьянчук Владимир Аркадьевич
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Старовойтова Нина Геннадьевна
Дело на странице суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2020Предварительное судебное заседание
15.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.11.2019Предварительное судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
25.12.2019Судебное заседание
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.03.2020Передача материалов судье
12.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2020Предварительное судебное заседание
10.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.03.2020Предварительное судебное заседание
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее