ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16931/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 30 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-53/2021 (УИД 80RS0002-01-2021-000018-56) по иску Беляевой Светланы Александровны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о назначении пенсии, возложении обязанности начисления пенсии с 15 февраля 2020 г.,
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беляева Светлана Александровна (далее по тексту – Беляева С.А.) обратилась в Могойтуйский районный суд Забайкальского края с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее по тексту – УМВД России по Забайкальскому краю) о признании незаконным решения о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 10 ноября 2020 г., обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с 15 февраля 2020 г., выплате пенсии за период с 15 февраля 2020 г. по 9 ноября 2020 г.
Решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 9 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2021 г., исковые требования Беляевой С.А. удовлетворены. Решение Отдела пенсионного обслуживания ЦФО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о назначении Беляевой С.А. пенсии по случаю потери кормильца с 21 июля 2020 г. признано незаконным. На Отдел пенсионного обслуживания ЦФО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю возложена обязанность назначить Беляевой С.А. пенсию по случаю потери кормильца с 15 февраля 2020 г. и произвести выплату пенсии за период с 15 февраля 2020 г. по 20 июля 2020 г.
УМВД России по Забайкальскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что обжалуемые судебные акты вынесены при неправильном применении норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих знанием для дела, решение суда об установлении факта нахождения заявителя на иждивении умершего супруга ФИО7 с отметкой о вступлении в законную силу 10 ноября 2020 г. поступило 12 ноября 2020 г., судами неверно применены положения 8 абзаца статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», пенсия по случаю кормильца должна быть назначена Беляевой С.А. с даты обращения в ОПО ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, то есть с 21 июля 2020 г., просит решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Беляева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. состояла в зарегистрированном браке с ФИО8., который являлся пенсионером по линии МВД России.
ФИО9. умер ДД.ММ.ГГГГ г.
21 июля 2020 г. Беляева С.А. обратилась в ОПО ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Ответом ОПО ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю от 10 августа 2020 г. № 11/П 1651 Беляевой С.А. разъяснено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца, заявителю необходимо установить факт нахождения ее на иждивении мужа на день его смерти.
Вступившим в законную силу решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 8 октября 2020 г. установлен факт нахождения Беляевой С.А. на иждивении супруга Беляева В.А., умершего 15 ноября 2010 г.
Из сообщения ОПО ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю от 18 декабря 2020 г. следует, что Беляевой С.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца с 10 ноября 2020 г. в размере 17 041,30 рублей.
По данным представленным ОПО ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю от 5 февраля 2021 г. Беляевой С.А. выплачена пенсия в размере 61 113,08 рублей за период с 21 июля 2020 г. по 9 ноября 2020 г., то есть со дня обращения за назначением пенсии.
Беляева С.А. указав, что после достижения возраста 55 лет, то есть с 15 февраля 2020 г. у нее возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что поскольку срок со времени возникновения права на пенсию (15 февраля 2020 г.) и времени обращения за ней (21 июля 2020 г.) Беляевой С.А. не превышает 12 месяцев, то решение ответчика о назначении пенсии Беляевой С.А. со дня обращения за ней с 21 июля 2020 г. является незаконным, а требования истца о необходимости назначения пенсии по случаю потери кормильца со дня возникновения права на пенсию - со дня достижения 55 летнего возраста, то есть с 15 февраля 2020 г., обоснованными.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что решение суда основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался, применив положения специального закона.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части невозможности применения части 2 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт «б» части 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» указал, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (часть 2 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»). Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте (статья 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»). Полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии по потере кормильца был предоставлен истцом ответчику 12 ноября 2020 г. Даже учитывая то обстоятельство, что недостающий для назначения пенсии документ был предоставлен истцом в адрес ответчика по истечении трехмесячного срока, право на получение пенсии по случаю потери кормильца у Беляевой С.А. возникло 15 февраля 2020 г., так как срок со времени возникновения права на пенсию и времени обращения за ней со всеми предусмотренными законом документами не превышает 12 месяцев.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона.
Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу статьи 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсия по случаю потери кормильца, в частности семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 поименованного закона, состоявшие на их иждивении.
Согласно части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта «б» части 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсии в соответствии с данным законом назначаются семьям лиц, указанных в статье 1 названного закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия.
Согласно части 2 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что факт нахождения Беляевой С.А. на иждивении супруга, умершего 15 ноября 2010 г. установлен решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 8 октября 2020 г., которое не было оспорено ответчиком, Беляевой С.А. 55 лет исполнилось 14 февраля 2020 г., с 15 февраля 2020 г. у нее возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца, срок со времени возникновения права на пенсию и времени обращения Беляевой С.А. за ней не превысил 12 месяцев, выводы судов о необходимости назначения Беляевой С.А. пенсии по случаю потери кормильца со дня возникновения у нее права на пенсию со дня достижения 55 летнего возраста, то есть с 15 февраля 2020 г. фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права не противоречат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на несогласие с выводами судебных инстанций, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не содержат, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 9 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев