Решение по делу № 3а-459/2021 от 21.05.2021

Дело № 3а-459/2021

УИД 76OS0000-01-2021-000279-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                                 25 июня 2021 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Рыбинская городская электросеть» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Рыбинская городская электросеть» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 180 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 882 900 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 995 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 479 530 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 494 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-554, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 200 070 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 14 986 кв.м с кадастровым номером 76:20:100214:10, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 6 878 574 рубля.

Заявление обосновано тем, что ОАО «Рыбинская городская электросеть» является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Согласно Отчету, выполненному ООО Оценочная компания «Легион – Эксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 882 900 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 479 530 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 200 070 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года составляет 6 878 574 рубля.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 1 540238, 47 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 2 116 061, 57 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером 76:20:010304:10 – 456 137, 19 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 12 480 606, 05 рубля.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В судебное заседание ОАО «Рыбинская городская электросеть» своих представителей не направило.

Представитель административного истца на основании доверенности ФИО4 в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителей ОАО «Рыбинская городская электросеть».

Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области и заинтересованное лицо администрация городского округа город Рыбинск в письменных отзывах на административный иск его не признали в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.

Заинтересованные лица ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, Управление Росреестра по Ярославской области в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» своих представителей в судебное заседание не направило, письменного отзыва на административный иск не представило суду.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Рыбинская городская электросеть» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что ОАО «Рыбинская городская электросеть» является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка площадью 2 180 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 2 995 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 494 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-554, расположенного по адресу: <адрес>б;

земельного участка площадью 14 986 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

     В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.10.2010 года N 51 на территории городского округа город Рыбинск установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ОАО «Рыбинкая городская электросеть» в силу статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.

Согласно приложению 2 «Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", расположенных на территории Ярославской области, по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила       1 540 238, 47 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 2 116 061, 57 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 456 137, 19 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 12 480 606, 05 рубля.

Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере      882 900 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на ту же дату - 1 479 530 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером - 200 070 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером - 6 878 574 рубля.

Исследование Отчета с учетом дополнительных письменных пояснений оценщика Губановой Е.В. дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объектов сравнительным подходом методом сравнения продаж, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

Из Отчета следует, что оценщиком производилось сопоставление объектов оценки и аналогов по следующим ценообразующим характеристикам: вид передаваемых прав, дата предложения, условия рынка (торг), вид разрешенного использования, местоположение в пределах области, в пределах населенного пункта, относительно крупных автодорог, наличие свободного подъезда к участку, площадь, рельеф, обеспеченность инженерными коммуникациями.

В качестве аналогов оценщиком отобраны три объекта – объекты, находящиеся в городе Углич (аналог 1), в городе Рыбинск (аналог 2), в Рыбинском районе Ярославской области (аналог 3).

Сопоставляя объекты оценки и аналоги по местоположению в пределах области, оценщик пришла к выводу о том, что данное местоположение объектов оценки и аналогов 1 и 2 сопоставимо, к цене аналога 3 применена повышающая корректировка.

Приведенные выводы оценщика являются вполне обоснованными, соответствующими требованиям пунктов 5, 8, 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 299, пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оснований не согласится с выводами отчета в указанной части у суда не имеется.

В возражениях на Отчет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, администрация городского округа город Рыбинск приводят доводы о том, что расхождение в местоположении объектов оценки и аналогов требовало применения корректировки на численность населения населенных пунктов, где находятся указанные объекты.

Вместе с тем, определение элементов сравнения, исходя из степени их влияния на ценообразование в данном сегменте рынка, в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктом 25 ФСО № 7 относится к компетенции оценщика.

В свою очередь, доказательств влияния численности населения населенного пункта на ценообразование участков под индустриальную застройку административный ответчик и заинтересованное лицо суду не представили.

В связи с этим, оснований согласится с возражениями данных лиц в указанной части у суда не имеется.

Также в рамках компетенции оценщика местоположение аналога 3 определено как населенный пункт в ближайшей окрестности областного центра, исходя из того, что он приближен к городу Рыбинск – городу областного значения с развитой промышленностью.

Доказательств того, что такое определение местоположения аналога 3 исказило результат оценки административный ответчик и заинтересованное лицо не представили суду.

Объекты оценки и аналоги имеют расхождения в площади, в связи с чем в соответствии в требованиями пункта 22 ФСО № 7 оценщиком введены соответствующие корректировки к ценам аналогов.

Вопреки утверждению административного ответчика и заинтересованного лица корректировка к цене аналога 3 на затрудненность проезда оценщиком применена.

В связи с этим, оснований не доверять выводам Отчета на основании вышеприведенных возражений административного ответчика у суда не имеется.

    Иных возражений относительно достоверности выводов Отчета лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Таким образом, обоснованных возражений административного ответчика на Отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца судом не установлено, доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца не представлено.

В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом: земельного участка с кадастровым номером - 882 900 рублей; земельного участка с кадастровым номером - 1 479 530 рублей; земельного участка с кадастровым номером - 200 070 рублей; земельного участка с кадастровым номером - 6 878 574 рубля.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения их кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Рыбинская городская электросеть» подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения ОАО «Рыбинская городская электросеть» с настоящим административным иском в суд – 21 мая 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Рыбинская городская электросеть» удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 180 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 882 900 (восемьсот восемьдесят две тысячи девятьсот) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 995 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 479 530 (один миллион четыреста семьдесят девять тысяч пятьсот тридцать) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 494 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации трансформаторной подстанции ТП-554, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 200 070 (двести тысяч семьдесят) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 14 986 кв.м с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации производственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 6 878 574 (шесть миллионов восемьсот семьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 21 мая 2021 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

     Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 6 июля 2021 года

3а-459/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "Рыбинская городская электросеть"
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
ГБУ ЯО "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов"
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Администрация городского округа город Рыбинск
Шевченко Оксана Николаевна
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
21.05.2021Регистрация административного искового заявления
21.05.2021Передача материалов судье
26.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее