Решение по делу № 2а-309/2019 от 31.07.2019

УИД 62RS0031-01-2019-000519-53

Дело № 2а-309/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 года     р.п. Шилово

Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего - судьи Сорокиной О.В., при секретаре Антоновой В.В., с участием Рязанского межрайонного природоохранного прокурора – старшего помощника прокурора Куприна Д.И., представителя административного ответчика Небольсина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шиловского районного суда Рязанской области административное дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившегося в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования и устранении выявленных нарушений

УСТАНОВИЛ:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названным иском и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в срок до (дата) принять меры по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования: создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; направить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области или его территориального органа заявку на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к созданным местам (площадкам) накопления ТКО. Заявленные требования мотивированы тем, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования - Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области были выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес главы администрации Рязанским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, на территории муниципального образования места накопления ТКО отсутствуют.

В судебном заседании старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Куприн Д.И. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Небольсин А.А. исковые требования признал.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской     области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, возражений против заявленных требований не представлено.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статьи 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) закрепляют право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статей 1, 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу статьи 3 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-03 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения», с 01 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области закреплены отдельные вопросы местного значения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления - поселений с 01 января 2019 года относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила), которые вступили в законную силу с 01 января 2019 года.

Пунктами 6, 7 Правил установлено, что в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает, позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный    санитарно-эпидемиологический    надзор. По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический    надзор,    подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

На территории Рязанской области территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (Роспотребнадзор) и его территориальные отделы.

Судом установлено, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходам, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования - Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области были выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

В связи с выявленными нарушениями законодательства, Рязанским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации муниципального образования - Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области внесено представление от (дата) . Внесенное прокуратурой представление рассмотрено главой муниципального образования. При этом из ответа муниципального образования от (дата) следует, что органом местного самоуправления нарушения законодательства не устранены - на территории муниципального образования места накопления ТКО отсутствуют.

Выявленные прокуратурой нарушения федерального законодательства не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории Рязанской области.

В силу статей 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статей 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (часть 2).

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных требований прокурора, судом не установлено. Срок обращения в суд с настоящим административным иском соблюден.

При таких обстоятельствах, ввиду признания вышеуказанного бездействия незаконным, на административного ответчика следует возложить обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с административным иском с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений.

При этом суд соглашается со способом устранения выше указанных нарушений, указанным прокурором и предлагаемым им сроком для их устранения, находя последний разумным и выполнимым.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования – Санское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в срок до (дата) принять меры по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования:

- создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

- направить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области или его территориального органа заявку на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к созданным местам (площадкам) накопления ТКО.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд Рязанской области путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

2а-309/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО-Санское сельское поселение
Другие
УФС по надзору в сфере защиты прав потребителй и благополучия человека по Рязанской области
Суд
Шиловский районный суд Рязанской области
Дело на сайте суда
shilovsky.riz.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее