Судья Смирнов А.Г. Дело № 33-4170/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Захваткина И.В., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 23 июня 2016 года дело по апелляционным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и Мезака Э.А., Зубкова В.В., действующих в интересах Афанасьева Г.С., на решение Сыктывкарского городского Республики Коми от 09 марта 2016 года, которым постановлено:
признать за Афанасьевым Г.С. право на отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Возложить на ФСИН России обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым Г.С. уголовного наказания в виде лишения свободы с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН России, и положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
В удовлетворении требований Афанасьева Г.С. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании права отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы на территории ближайших к Крыму субъектов РФ (Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край), возложении обязанности обеспечить незамедлительный перевод Афанасьева Г.С. в исправительное учреждение строгого режима на территории одного из трех субъектов РФ (Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край) отказать.
В удовлетворении требований Афанасьева Г.С., Афанасьевой О.Г. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Гичева А.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Афанасьев Г.С., Афанасьева О.Г. обратились в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании за Афанасьевым Г.С. права отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы на территории ближайших к Крыму субъектов РФ (Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край), признании нарушением статей 3, 8 Европейской Конвенции по правам человека в отношении обоих истцов направление Афанасьева Г.С. в Республику Коми для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, возложении обязанности обеспечить незамедлительный перевод Афанасьева Г.С. в колонию на территории одного из трех субъектов РФ – Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край, взыскании за счет средств казны РФ компенсации морального вреда в пользу Афанасьева Г.С. в размере ... руб., в пользу Афанасьевой О.Г. в размере ... руб.
Афанасьев Г.С., Афанасьева О.Г. участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом.
Представители Афанасьева Г.С. иск поддержали.
Представители ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Министерства финансов Российской Федерации с иском не согласны.
Министерство юстиции Российской Федерации, третьи лица ГУФСИН России по Ростовской области, УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционных жалобах заявители не согласны с решением суда, просят его отменить, как незаконное.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалоб, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что впервые осужденный приговором Московского городского суда от <Дата обезличена> по пункту "а" части 2 статьи 205, части 1 статьи 30, пункту "а" части 2 статьи 205, части 3 статьи 30, части 3 статьи 222 Уголовного кодекса РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев Афанасьев Г.С., <Дата обезличена> года рождения, уроженец ..., до осуждения проживал в г. Симферополь с матерью Афанасьевой О.Г.
Решением (персональным нарядом) ФСИН России от 11 февраля 2015 года, принятым на основании заключения ФКУ СИЗО 2 от 26 января 2015 года, Афанасьев Г.С. направлен для отбывания наказания в ИУ строгого режима УФСИН России по Курганской области.
Решением ФСИН России от 13 августа 2015 года Афанасьев Г.С. направлен для отбывания наказания в ИУ строгого режима УФСИН по Республике Коми, по распределению УФСИН России по Республике Коми от 7 октября 2015 года помещен в ФКУ ИК-25 (прибыл 8 октября 2015 года).
В последующем Афанасьев Г.С. переведен в строгие условия отбывания наказания
Разрешая спор и удовлетворяя частично требования Афанасьева Г.С., суд первой инстанции исходил из наличия при направлении ФСИН России Афанасьева Г.С. в ИУ строгого режима УФСИН по Республике Коми нарушения гарантированных статьей 8 Европейской конвенции прав истца на уважение семейной жизни.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Согласно ч. 1 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, в отношении категории осужденных, к которой относится Афанасьев Г.С., закон не предусматривает обязанности ФСИН России определять место отбывания наказания по месту их жительства.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 235, согласно п. 8 которой, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, частью первой статьи 208, статьями 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определенных ФСИН России. Лица, осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены. В случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России, подготовленному оперативным управлением на основании мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН России.
Из вышеизложенного следует, что заявитель обоснованно был направлен ФСИН России в ИУ строгого режима УФСИН по Республике Коми (ФКУ ИК-25), поскольку данное учреждение состоит в перечне территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в распоряжение которых подлежат направлению мужчины, осужденные к отбыванию наказания в колонии строгого режима.
Кроме того, учитывая необходимость применения правовых позиций Европейского Суда по правам человека при обосновании решений связанных с ограничением прав и свобод человека (абзац 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней), судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в Решении МакКоттер против Соединенного Королевства 20479/92 Европейская комиссия по правам человека установила, что при наличии исключительных обстоятельств отбывание наказания осужденным на далеком расстоянии от дома может являться нарушением статьи 8 Конвенции.
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает в данном деле каких-либо обстоятельств, достоверно свидетельствующих об их исключительности, поскольку сведений о наличии непреодолимых препятствий иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры Афанасьевым Г.С. А. не представлено.
Таким образом, решение ФСИН России от 13 августа 2015 года не нарушило прав и свобод Афанасьева Г.С., не создало незаконных препятствий к осуществлению его прав и свобод, не возложило на него незаконно какую-либо обязанность, не изменило вида исправительной колонии и вида наказания, указанного в приговоре суда.
На основании вышеизложенного, решение суда в части признания за Афанасьевым Г.С. права на отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, возложения на ФСИН России обязанности решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым Г.С. уголовного наказания в виде лишения свободы, подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы представителей Афанасьева Г.С. основанием для отмены решения суда в обжалуемой части не являются.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 марта 2016 года в части признания за Афанасьевым Г.С. права на отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, возложения на ФСИН России обязанности решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым Г.С. уголовного наказания в виде лишения свободы с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН России, и положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении указанных требований Афанасьеву Г.С. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: