Дело № 2-1327/2024
(УИД: 26RS0016-01-2024-001765-30)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
12 ноября 2024 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кононова И.О., при секретаре Хаустовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Межрайонного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № к индивидуальному предпринимателю Соколову ФИО5 о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Межрайонного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю № обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Соколову А.С. о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей.
Основанием для предъявления настоящего иска является нарушение ИП Соколовым А.С. законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, связанные с оборотом табачной продукции и допускаемые при обороте такой продукции.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований ДД.ММ.ГГГГ осуществлен сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее – ГИС МТ)у ИП Соколова А.С., за всё время осуществления деятельности (дата регистрации в ГИС МТ – ДД.ММ.ГГГГ) 2233 отклонений, в том числе: нарушения установленных цен (цена отличается от МРЦ, но не ниже ЕМЦ) – 387 случаев; оборот с несоответствующим статусом – 59 случаев; реализация товаров неподлежащих реализации – 1 случай; реализация товаров с незарегистрированными кодами – 16 случаев; повторные продажи – 1475 случаев; разрешительный режим (продажа товара без проверки кода маркировки) – 295 случаев.
В ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований при реализации табачной продукции у ИП Соколова А.С., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено22 случая нарушений разрешительного режима (продажа товара без проверки кода маркировки), что указывает на нарушения в настоящее время.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Иск подается в интересах неопределенного круга потребителей, так как определить круг потребителей невозможно. Предъявление настоящего иска обусловлено нарушением прав большого числа потребителей, ввиду отсутствия более эффективного способа защиты и пресечения нарушения прав потребителей.
На основании изложенного истец просит признать действия ИП Соколова А.С. противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) в части реализации табачной продукции с нарушением разрешительного режима – без проверки кода маркировки, обязать ИП Соколова А.С. прекратить противоправные действия, выражающиеся в реализации табачной продукции с нарушением разрешительного режима – без проверки кода маркировки, обязать ИП Соколова А.С. при удовлетворении требований, довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю – ФИО3 в судебное заседание не явилась, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом, заявленный иск поддержала в полном объеме и просила суд его удовлетворить.
Ответчик Соколов А.С., будучи надлежащим и своевременным образом, уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается информацией почтового отправления, в судебное заседание не явился при этом, не сообщив суду об уважительности причин своей не явки, и не ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что ответчик не желает участвовать в состязательном процессе, не явился в суд без уважительных причин, и данное дело, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, возможно рассмотреть по имеющимся в деле доказательствам с вынесением заочного решения.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее-государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контроль (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (утверждено Приказом Роспотребнадзора от 02.10.2021г. № Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Как следует из представленных материалов ответчик ИП Соколов А.С. зарегистрирован в качестве предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности: ОКВЭД 47.1 – розничная торговля в неспециализированных магазинах. Дополнительный вид деятельности: ОКВЭД 47.2 – розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах.
Дата регистрации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> «Б» было проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществлен сбор и анализ данных по товарной группе «Табачная продукция», размещенных в Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет» (https://gov.crpt.ru) (далее – ГИС МТ).
За все время осуществления деятельности (дата регистрации в ГИС МТ – ДД.ММ.ГГГГ) у ИП Соколова А.С., имеются 2233 отклонения, в том числе: нарушения установленных цен (цена отличается от МРЦ, но не ниже ЕМЦ) - 387 случаев; оборот с несоответствующим статусом – 59 случаев; реализация товаров неподлежащих реализации – 1 случай; реализация товаров с незарегистрированными кодами – 16 случаев; повторные продажи – 1475 случаев; разрешительный режим (продажа товара без проверки кода маркировки) – 295 случаев.
Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП Соколова А.С. установлено22 случая нарушений разрешительного режима (продажа товара без проверки кода маркировки), что указывает на нарушения в настоящее время.
Данные нарушения подтверждаются заключением по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований №-БВ от ДД.ММ.ГГГГ.
По факту выявленных нарушений обязательных требований действующего законодательства, связанных с оборотом табачной продукции допускаемых при обороте такой продукции ИП ФИО1 было объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ и предложено обеспечить соблюдение Правил маркировки табачной и никотин содержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правила получения информации из указанной государственной информационной системы утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1944, Правил Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (вместе с "Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"), "Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Таким образом, ИП Соколовым А.С. допущены нарушения обязательных требований действующего законодательства, связанные с оборотом табачной продукции и допускаемые при обороте такой продукции.
Указанные действия ИП Соколова А.С. приводят к нарушениям обязательных требований, а именно п.13, п.14 Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правила получения информации из указанной государственной информационной системы утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1944. Проверка кода маркировки при розничной продаже товара осуществляется в момент непосредственно перед такой продажей путем направления электронного запроса в информационную систему мониторинга в режиме проверки онлайн.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009год №-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3).
В силу п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Исходя из п. 26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
По п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Таким образом, судом достоверно установлены нарушения ИП Соколова А.С. в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся с оборотом табачной продукции.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований и об их удовлетворении.
При этом, удовлетворяя исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Межрайонного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> №, судом учитываются положения ч. 1 ст. 46 ФЗ "О защите прав потребителей", согласно которой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей вправе требовать прекращение противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, но никак не признания в судебном порядке действий изготовителя противоправными.
Согласно положениям ст. 103 ГПК РФ госпошлина по делу, от уплаты которой истец был освобожден по закону, взыскивается судом на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ИП Соколова А.С. в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в лице Межрайонного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю № к индивидуальному предпринимателю Соколову ФИО6 о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей, удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Соколова ФИО7 противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) в части реализации табачной продукции с нарушением разрешительного режима – без проверки кода маркировки.
Обязать индивидуального предпринимателя Соколова ФИО8 прекратить противоправные действия, выражающиеся в реализации табачной продукции с нарушением разрешительного режима – без проверки кода маркировки.
Обязать индивидуального предпринимателя Соколова ФИО9 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации до сведения потребителей данное решение суда.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Соколова ФИО10 в доход местного бюджета Кировского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере № рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.О. Кононов