Дело № 3А-559/2018
120а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя административных истцов Адашкиной В.А., Чиханчиной Ю.А. – Гарейшина Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-559/2018 по административному иску Адашкиной Валентины Алексеевны, Чиханчиной Юлии Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Адашкина В.А., Чиханчина Ю.А. обратились с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административные истцы являются собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481 и 24:11:№:12482, расположенных в Емельяновском районе Красноярского края.
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года для земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 установлена кадастровая стоимость в размере 180 774 473 рубля, 53 475 527 рублей соответственно.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Альянс-Оценка» и представленной в отчете № 8066 (учетный № 8066зу-2018) от 28 сентября 2018 года, по состоянию на 01 января 2016 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 составляет 47 846 000 рублей, 14 781 000 рублей соответственно.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости нарушает права административных истцов, поскольку они являются плательщиками земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12481 в размере его рыночной стоимости 47 846 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12482 в размере его рыночной стоимости 14 781 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Представитель административных истцов Адашкиной В.А., Чиханчиной Ю.А. – Гарейшин Д.Ю., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель администрации Емельяновского района Красноярского края Павлинская М.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, указав на то, что муниципальное образование Емельяновский район является получателем земельного налога и снижение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых поступлений платы и соответственно, уменьшению денежных средств, поступающих в бюджет муниципального образования. Также указала на то, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью является существенной.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Емельяновского района Красноярского края, администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Емельяновского района Красноярского края, администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Адашкиной В.А., Чиханчиной Ю.А. – Гарейшин Д.Ю. не возражал.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Адашкина В.А., Чиханчина Ю.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12481, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12482, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07 сентября 2018 года и от 10 сентября 2018 года (л.д. 12-14, 15-18).
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 общей площадью 192 929 кв.м, 57 071 кв.м, соответственно отнесены к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; разрешенное использование: для создания рекреационной зоны для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 августа 2018 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 180 774 473 рубля, 53 475 527 рублей соответственно (л.д. 10, 11).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 26 сентября 2017 года № 564-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Красноярского края».
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке № 8066 (учетный № 8066зу-2018) от 28 сентября 2018 года, выполненный ООО «Альянс-Оценка» (оценщик Лапкина Т.А.), в котором по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 составляет 47 846 000 рублей, 14 781 000 рублей соответственно (л.д. 20-154).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № 8066 (учетный № 8066зу-2018) от 28 сентября 2018 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 составляет 47 846 000 рублей, 14 781 000 рублей соответственно.
Таким образом, заявленный административными истцами размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административных истцов, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 должна быть определена равной их рыночной стоимости в размере 47 846 000 рублей, 14 781 000 рублей соответственно, поскольку рыночная стоимость земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Адашкиной В.А., Чиханчиной Ю.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 09 октября 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Адашкиной Валентины Алексеевны, Чиханчиной Юлии Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12481, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 47 846 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:12482, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 14 781 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Датой обращения Адашкиной Валентины Алексеевны, Чиханчиной Юлии Анатольевны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:12481, 24:11:№:12482 считать 09 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 05 декабря 2018 года.