Дело № 2-11553/2021 78RS0002-01-2023-011545-89
12 декабря 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Еремеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В. Г. В. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
В. Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в восстановлении на жилищном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать ответчика принять истца на учет.
В обоснование требований истец указала, что она с 2002 года состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением от 02.06.2023 она была снята с учета, в связи с чем истец была вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель истца В. Г.В. - Хуртаев К.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга – Овчинникова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, требования В. Г.В. не признала, считая их необоснованными.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 № 20-П, определение от 15.02.2005 № 17-О и другие).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, установил критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из материалов дела следует, что В. Г.В. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно справке о регистрации, представленной в материалы дела, в названной выше квартире также были зарегистрированы сыновья истца В. Г.В. и Свидетель №2, а также ее мать ФИО1, которая снята с регистрационного учета с 14.06.2004 (л.д. 12).
Занимаемая семьей истца жилая площадь состоит из двух комнат жилой площадью 38,10 кв.м., общей площадью 54,29 кв.м. (л.д. 57).
С 22 августа 2002 года В. Г.В. совместно с ФИО1, В. Г.В, и Свидетель №2 принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 58).
Уведомлением Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 05.06.2023 В. Г.В. поставлена в известность о том, что распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга № 456-р от 02.06.2023 она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 20).
29 июня 2023 года В. Г.В. обратилась в жилищный отдел администрации Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила приобщить к делу следующие документы: соглашение о разделе имущества супругов от 01.02.2005; свидетельство о праве на наследство по закону от 01.08.1984 (л.д. 21).
Письмом от 18.07.2023 № В. Г.В. уведомлена о том, что ей отказано в восстановлении на жилищном учете, в связи с тем, что ее жилищная обеспеченность, с учетом жилого помещения, находящегося в собственности супруга, составляет 19,87 кв.м (л.д. 23). Аналогичная информация содержится в письме от 11.08.2023 № (л.д. 24).
Заявляя требования об оспаривании решения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец В. Г.В. указывала, что названное решение администрации является незаконным, поскольку при принятии указанного решения учтено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности супругу истца Свидетель №1, в то время как они совместно не проживают, членами одной семьи не являются, истец проживает в комнате 19,30 кв.м совместно с совершеннолетними членами семьи – сыновьями В. Г.В. и Свидетель №2
В силу положений пункта 16.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 № 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м. и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Пунктом 29.1 указанных Правил было установлено, что снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м. на человека (пункт 12 данных Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Методика расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры определена Инструкцией о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.05 № 80-п.
Согласно методике расчета, при расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей всех жилых комнат. Общая площадь квартиры определяется как сумма всех частей квартиры, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры общая площадь коммунальной квартиры делится на жилую площадь коммунальной квартиры и умножается на жилую площадь, занимаемую гражданами.
Из представленных в материалы дела документов следует, что, исходя из доли общей площади квартиры по адресу: <адрес> (54,29 кв.м), приходящейся на истца и членов ее семьи, с учетом количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении (3 человека), уровень обеспеченности В. Г.В. общей площадью жилого помещения (18,9 кв.м) не только более учетной нормы, предусмотренной положениями статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», но и превышает норму предоставления площади жилого помещения, предусмотренную частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». Жилая площадь, приходящаяся на истца в вышеназванном жилом помещении, составляет 12,7 кв.м, что превышает минимальный размер предоставляемой жилой площади, установленный ранее Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 № 712/6.
При этом, суждение истца о том, что она, занимая одну комнату в вышеуказанном жилом помещении (19,3 кв.м), обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, в связи с чем оснований для снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у ответчика не имелось, является ошибочным, поскольку установленные судом фактические обстоятельства дают основания для вывода о том, что расчет жилищной обеспеченности истца следует производить из расчета общей площади жилого помещения (двух комнат в квартире, расположенной по адресу: <адрес>).
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела доказательств, В. Г.В. состоит в зарегистрированном браке с Свидетель №1
В свою очередь, Свидетель №1 является с 27.09.2005 собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 63,3 кв.м, жилой площадью 41,4 кв.м. (л.д. 11).
Поскольку жилищная обеспеченность на одного человека превышает как учетно-постановочную норму по жилой площади, так и действующую на настоящий момент норму общей площади, основания для признания права В. Г.В. состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также возложении обязанности поставить истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, показания, данные свидетелями Свидетель №4, Свидетель №2, Свидетель №1, В. Г.В., Свидетель №5, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, доводы В. Г.В. о том, что ее жилищные условия с момента постановки на учет в 2002 году не изменились, и основания состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не отпали, являются несостоятельными.
В силу установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, истец перестала нуждаться в жилом помещении в связи с утратой оснований, которые давали ей право на получение жилья по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР (статья 29). В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» данное обстоятельство является безусловным основанием для снятия с учета граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Поскольку истец В. Г.В. при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду обеспеченности жилой площадью свыше учетной нормы, не является, в связи с чем ответчиком было принято обоснованное решение о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления В. Г. В. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
/Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2023 года/