№2-197/2024
72RS0026-01-2024-000146-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Ярково 16 июля 2024 года
Ярковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Бабушкиной А.В.,
при секретаре Кушиной С.В.,
с участием: помощника прокурора Ярковского района Тюменской области Перовой Е.С., истца Б.В.С. его законного представителя Бакай С.А., представителя ответчика администрации Ярковского муниципального района – Блем Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-197/2024 по иску прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах малолетнего Б.В.С. в лице законного представителя Бакай С.А. к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, Майоровой С.М. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ярковского района Тюменской области в интересах малолетнего Б.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Бакай С.А., обратился в суд с иском к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области с требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ярковского района поступило обращение Бакай С.А. с просьбой об оказании содействия в защите прав и законных интересов его малолетнего ребенка. В ходе проверки было установлено, что 06.03.2024г. около 13 час. Б.В.С. возвращался со школы домой по ул. Зеленая с. Ярково, недалеко от магазина «Флагман» к нему под бежала бездомная собака с чипом и укусила за левую строну спины. По результатам проведенной проверки ОП № 2 с. Ярково установлено, собака была бесхозяйной – имела бирку на ухе. В результате укуса, Б.В.С. обратился ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ ТО «Областная больница №» (<адрес>), ему была оказана медицинская помощь, поставлен диагноз: укушенная рана <данные изъяты>, назначены антибиотики.
Ссылаясь на ст.ст. 1064, 151 ГК РФ, Федеральные законы от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», на закон № 135 от 08.12.2015 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями", просил взыскать с Администрации Ярковского муниципального района, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу Б.В.С., 2014 года рождения, поскольку в результате нападения бездомной собаки малолетнему причинен моральный вред, в виде нравственных и физических страданий.
Определением суда от 21.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Майорова С.М.
В судебном заседании прокурор, законный представитель несовершеннолетнего истца поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель администрации Ярковского муниципального района с требованиями не согласилась, указала, что собака, укусившая несовершеннолетнего, принадлежит Майоровой С.М., т.к. ДД.ММ.ГГГГ была отловлена возле дома Майоровой С.М., представила фотографию отловленной собаки.
В судебном заседании несовершеннолетний Б.В.С. указал, что на представленной фотографии не та собака, которая его укусила, предположительно была лайка, которая до сих пор бегает, возле школы.
Ответчик Майорова С.М. при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки не известила.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 03.06.2024 года около 13 час. несовершеннолетний Б.В.С. проходил мимо магазина «Флагман» по ул. Зеленая с. Ярково Ярковского района Тюменской области и в это время к нему подбежала бездомная белая собака с биркой в ухе, напрыгнула на него и укусила за левую сторону спины. В связи с причиненными телесными повреждениями отец доставил несовершеннолетнего в ГБУЗ ТО «ОБ №24» с.Ярково, где Б.В.С. оказали медицинскую помощь. Ребенок был осмотрен хирургом, установлен диагноз укушенная рана <данные изъяты>, назначено медикаментозное лечение. Данное обстоятельство подтверждается материалом проверки, зарегистрированным в КУСП за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-19), а именно объяснением Б.В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., указавшего, что ДД.ММ.ГГГГ около 13 час., когда он шел домой, недалеко от магазина «Флагман» к нему подбежала маленькая белая собака, на ухе у нее был чип, и укусила за левую часть спины, после чего его папа доставил в больницу; рапортом оперативного дежурного от 06.03.2024; справкой ГБУЗ ТО «ОБ № 24» (с. Ярково) об оказании медицинской помощи Б.В.С. ДД.ММ.ГГГГ, установлена укушенная рана <данные изъяты>; объяснением Бакай С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной ГБУЗ ТО «Областная больница № 24» (с. Ярково) информации следует, что Б.В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обращался в медицинское учреждение ДД.ММ.ГГГГ в связи с укусом собаки, установлен диагноз: <данные изъяты> (л.д. 13, 78-79).
Суд не соглашается с доводом ответчика администрации Ярковского района, что является ненадлежащим ответчиком, так как собака принадлежит Майоровой С.М., поскольку несовершеннолетний Б.В.С. указал, что его укусила собака, имеющая бирку на ухе, тогда как белая собака, по мнению ответчика укусившая истца, не имела бирку, была отловлена у дома Майоровой С.М. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после указанных событий. Кроме того, на представленную фотографию собаки, отловленной ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний указал, что это не та собака, его укусила другая, породы лайка.
Согласно статье 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. ст. 22., Закона Тюменской области от 08.12.2015 N 135 (ред. от 29.11.2022) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 21 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в части выполнения следующих мероприятий:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных;
2) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ).
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.01.2022 N 5-п (ред. от 02.12.2022) утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Тюменской области"
Указанный порядок разработан целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, направлен на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьями 17 и 18 Федерального закона N 498-ФЗ.
Согласно п. 1.4 порядка в соответствии со статьей 22.2 Закона Тюменской области № 135 государственное полномочие по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передано органам местного самоуправления (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Пунктом 1.5 установлено, что определение исполнителей мероприятий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства, при необходимости привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель мероприятий) с учетом пункта 5 Методических указаний.
Отлов животных без владельцев производится исполнителем мероприятий в соответствии с письменными, устными и электронными обращениями (заявками) физических и юридических лиц, поступившими на соответствующие адреса (почтовые, электронные), контактные телефоны уполномоченного органа местного самоуправления, а также при личном обращении в уполномоченный орган местного самоуправления либо при необходимости в соответствии с плановыми мероприятиями (графиками), утверждаемыми уполномоченным органом местного самоуправления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Выезд для отлова животных без владельцев, нанесших укус или иную травму человеку либо создающих опасность для дорожного движения (в случае нахождения травмированного животного без владельца на проезжей части), осуществляется в первоочередном порядке в день поступления обращения (заявки) об отлове животных без владельцев в уполномоченный орган местного самоуправления (пункт 2.1 Порядка).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что государственные функции по отлову и транспортировке безнадзорных животных, учету на территории Ярковского муниципального района возложены на администрацию района. Администрацией Ярковского муниципального района не были приняты надлежащие меры по отлову безнадзорных животных, владелец собаки не установлен.
05.03.2024 года администрацией Ярковского муниципального района с индивидуальным предпринимателем Паршуковой И.П. заключен муниципальный контракт № 104/2024 на оказание услуг по организации проведения мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ярковского муниципального района, по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев с даты заключения договора по 31.12.2023, по условиям которого ИП Паршукова И.П. обязалось по заданию заказчика оказать услуги по отлову животных без владельцев (л.д. 65-77).
В период действия указанного муниципального контракта произошел укус малолетнего Б.В.С.
Таким образом, имеются правовые основания для возложения на администрацию Ярковского муниципального района ответственности за вред, причиненный несовершеннолетнему. Причинно-следственная связь между действиями администрации Ярковского муниципального района и наступившим вредом установлена.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей и наличии причинно-следственной связи с причинением вреда здоровью несовершеннолетнему Б.В.С.
Согласно частям 1, 2 статьи 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Закон не устанавливает ни минимального, ни максимального размера компенсации морального вреда, стоимость человеческих страданий не высчитывается. Компенсация предназначена для сглаживания нанесенных человеку моральных травм, и ее размер определяется судом с учетом характера причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, требования разумности и справедливости (статья 1100 ГК РФ).
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с пунктом 8 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Право на охрану здоровья, производным от которого является право на компенсацию морального вреда, относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых нематериальных прав человека, подлежащих государственной защите (статьи 2, 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации, статья 150 ГК РФ).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств виновного поведения несовершеннолетнего Б.В.С. судом установлено не было.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд в рамках ст.151 ГК РФ, суд учитывает малолетний возраст потерпевшего, степень причиненных ему физических страданий (учитывая количество и место образования раны), период проведения лечения, приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей подлежат удовлетворению в полном объеме и взысканию с ответчика – администрации Ярковского муниципального района Тюменской области.
Доказательств несоразмерности взысканной суммы компенсации морального вреда администрацией муниципального образования Ярковского района не представлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах малолетнего Б.В.С. в лице законного представителя Бакай Станислава Александровича к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, Майоровой С.М., о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Ярковского муниципального района Тюменской области (ИНН 7229006622) в пользу Б.В.С. в счет компенсации морального вреда 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований к Майоровой С.М. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярковский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>