Дело № 2-966/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2017 г. г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,
при секретаре Тлуповой Т.В.
с участием истца Болтачевой В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болтачевой В. Д. об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения,
установил:
Болтачева В.Д. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного предмета иска, об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Свои требования мотивировала тем, что она, Болтачева В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее родителями были лишены родительских прав по решению Глазовского городского суда Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ. Истец признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Истец данным иском просит обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить ей благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории города Глазова Удмуртской Республики. Администрацию г.Глазова просит обязать заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Болтачева В.Д. на исковых требованиях наставала..
В судебное заседание Министерство образования и науки Удмуртской Республики своего представителя не направили, просили дело рассмотреть в его отсутствие. Направили в суд письменный отзыв, в котором исковые требования Болтачевой В.Д. не признали в связи со следующим.
Указали, что законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа существенно изменились. В целях реализации Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Данным законом установлено, что указанной категории граждан предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В настоящее время органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, на которое возложена обязанность по формированию республиканского списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Болтачева В.Д. включена Министерством в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято последующее решение о предоставлении Болтачевой В.Д. жилого помещения.
Обратили внимание на то, что статьей 7 Закона УР № 8-РЗ, регулирующей предоставление жилого помещения детям-сиротам, а также указанным законом в целом, не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В настоящее время происходит формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот.
В судебное заседание Администрация г.Глазова своего представителя не направили, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Отзыв на исковое заявление не направили. Об уважительности своей неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав истца, изучив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации (в ред. Закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу 01.01.2013 года, внесены измерения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в Законе Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанными нормативными актами предусмотрено, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования.
В подтверждении свого статуса, истцом представлены доказательства, признанные судом относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.
Согласно свидетельства о рождении Болтачева В. Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ее родителями являлись: отец ФИО22, матерью ФИО23.
По решению Глазовского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО22, ФИО23 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Болтачевой В. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По постановлению Администрации МО «Город Глазов» от 04 марта 2011 года № 3/115 Болтачева В. Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включена в отдельный список детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №-Б, от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено о включении Министерством образования и науки Удмуртской Республики Болтачеву В.Д. в республиканский список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Таким образом, судом установлено, что Болтачева В.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которой оба родителя лишены родительских прав.
Факт отнесения истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривался.
Поскольку истица достигла возраста <данные изъяты>, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, установленный законом порядок реализации права на обеспечение жильем истцом был соблюден, суд приходит к выводу о необходимости предоставления ей жилого помещения.
Проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд усматривает необходимым обязанность по обеспечению истицы жильем возложить на Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и считает необходимым обязанность по обеспечению истицы жильем на данного ответчика.
По требованию истца по размеру жилья, подлежащего предоставлению ей, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Таким образом, учетная норма для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения детей-сирот (приравненных лиц) может быть установлена в законе субъекта РФ.
Суд находит обоснованным требования истца о предоставлении ей жилого помещения, определяя размер жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>., согласно установленной в Удмуртской Республике учетной норме предоставления жилья детям-сиротам.
Вместе с тем, отсутствие сформированного специализированного жилищного фонда не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Федеральный законодатель не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. В жилищном законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Учитывая вышеизложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства, суд находит, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики обязано предоставить истцу во внеочередном порядке по договору найма благоустроенное применительно к условиям г.Глазова специализированное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г.Глазова.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда лицам, отнесенным к категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
К компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, отнесен в том числе и вопрос о принятие решения о заключении договора специализированного найма жилого помещения и заключение такого договора.
В свою очередь Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделяются отдельными государственными полномочиями в том числе: 1) по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона;
2) по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом (статья 9 данного закона).
Следовательно, Администрация г.Глазова, на территории которого истец просит предоставить ей жилое помещение, должна будет заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения после принятия решение Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Болтачевой В. Д. об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Болтачевой В. Д. в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям г. Глазова, жилое помещение не менее <данные изъяты> квадратных метров и не более <данные изъяты> квадратных метров на территории <данные изъяты>
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить с Болтачевой В. Д. договор найма специализированного жилого помещения после принятия решения Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд УР.
Судья З.М. Бекмансурова