РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019г. город Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Лысенковой Г.В.,
с участием истца Кириченко И.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кириченко М.П., представителя истца Кириченко П.Ю. – Шарабановой В.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-19/2019 по исковому заявлению Кириченко П. Ю., Кириченко Ю. П., Кириченко И.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска о признании незаконным постановления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кириченко П.Ю., Кириченко Ю.П., Кириченко И.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска, в котором с учетом уточнения требований просят: признать незаконным постановление администрации города Братска от 25.08.2008 № 1712 «Об утверждении списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) жилого помещения по адресу: (адрес), признать за Кириченко П.Ю., ФИО1, Кириченко И.И., Кириченко Ю.П. право пользования жилым помещением по адресу: (адрес) на условиях договора социального найма.
В обоснование уточненных исковых требований указано, что с августа 1997г. по август 2004г. Кириченко П.Ю. работал в МУП-4 ЖКХ, ему и членам его семьи выдали жилье 23.05.1997 на основании служебного ордера №А по адресу: (адрес) где они и проживают. В дальнейшем между МУП-4 и Кириченко П.Ю. был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда от 31 января 2005г. Договор бессрочный. В 2005 году Муниципальное унитарное предприятие № 4 ликвидировали, и вся недвижимость, которая была на балансе МУП-4 ЖКХ перешла в муниципальную собственность города Братска, в том числе и их жилье. Они несколько раз обращались в Администрацию п. Осиновка для того чтоб встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В этом году их дом признали ветхим и аварийным, в связи, с чем они сдали документы в Администрацию г. Братска, где им ответили, что они не имеют права на спорное жилье, т.к. оно относится к специализированному жилищному фонду, рекомендовали обратиться в суд для признания права пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма. Данное жилье является для них единственным, они оплачивают коммунальные услуги и соблюдают все условия договора. Договор от 31.01.2005 между МУП № 4 и Кириченко П.Ю. был заключен после увольнения из данной организации Кириченко (дата увольнения 2004г.), он бессрочный и указания на то, что жилое помещение является служебным, в нем нет.
Постановление Администрации МО г. Братска от 25 августа 2008г. № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения спорного жилого помещения в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилому фонду (служебные жилищные помещения) нельзя признать законным, поскольку оно было принято ранее, чем за муниципальным образованием г. Братска зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение, и не было направлено в орган осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на спорное жилое помещение за муниципальным образованием г. Братска зарегистрировано не было.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на тот период, жилые помещения включаются в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно Пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 предусмотрено, что государственному учету подлежит независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного типа, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное помещение должно быть зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Однако доказательств того, что спорное жилое помещение было зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, нет. Кроме того, данное постановление в части отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду (служебные жилые помещения) противоречит п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и нарушает принадлежащее истцам право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Таким образом, постановление Администрации муниципального образования г. Братска от 25 августа 2008г. № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» постановлено с нарушением положений ЖК РФ, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, следовательно, незаконно.
В судебном заседании истец Кириченко И.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Кириченко П.Ю. – Шарабанова В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истцы Кириченко Ю.П., Кириченко П.Ю., в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежаще о месте и времени судебного заседания, в письменных заявлениях просили дело рассматривать в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчиков Администрации муниципального образования города Братска, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска – Москаленко О.Н., действующая на основании доверенностей, не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени судебного заседания, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчиков.
Определением судьи от 29.10.2018 к участию в деле привлечен несовершеннолетний ФИО1 (дата) года рождения.
Несовершеннолетний ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежаще о месте и времени судебного заседания, в письменном заявлении просил дело рассматривать в его отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца Кириченко И.И., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, представителя истца Кириченко П.Ю. по доверенности Шарабанову В.Ю., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения жилищных правоотношений) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Выпиской из Реестра муниципального имущества г. Братска, реестровый номер объекта жилищного фонда № 12412 от 08.11.2018, подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) внесено в реестр 29.10.1999. Жилое помещение включено в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду, утвержденный постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 № 1712.
Постановлением мэра г. Братска от 02.10.2006 № 2165 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям)» и Приложением № 3 к данному постановлению жилые помещения, расположенные на территории муниципального образования г. Братска, в том числе и жилое помещение по (адрес) отнесены к специализированному жилищному фонду.
Постановлением мэра г. Братска от 23.10.2006 № 2444 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования г. Братска.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» постановление мэра г. Братска от 02.10.2006 № 2165 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям)» утратило силу. Приложением № 3 к данному постановлению жилые помещения, расположенные на территории муниципального образования г. Братска, в том числе и жилое помещение по (адрес) отнесены к специализированному жилищному фонду.
В силу п. п. 1, 2 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Как усматривается из копии служебного ордера №, выданного (дата) Администрацией Правобережного округа г. Братска, спорное жилое помещение предоставлено Кириченко П.Ю. и членам его семьи на период работы в РЭУ-6.
31.01.2005 между МУП Служба Единого Заказчика по ЖКХ (наймодатель) и Кириченко П.Ю. (наниматель) был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда о предоставлении Кириченко П.Ю. и членам его семьи в бессрочное пользование изолированного жилого помещения по адресу: (адрес).
В соответствии с п. п. 6, 9 договора наймодатель не может изменить договор найма жилого помещения без согласия нанимателя и членов его семьи, кроме случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор может быть расторгнут по требованию наймодателя лишь по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.
Согласно копии устава МУП «СЕЗ ЖКХ», утвержденного Распоряжением № 268 от 24.06.2003 председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска, Муниципальное унитарное предприятие «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» создано в соответствии с постановлением Главы администрации г. Братска от 20.08.1997 № 1057 на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию рыночных структур г. Братска № 183 от 22.08.1997, в своей деятельности предприятие подотчетно Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска. Предприятие основано на муниципальной собственности с правом хозяйственного ведения, собственником имущества является муниципальное образование г. Братска.
Из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска от 10.01.2019 следует, что определением Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2011 № А19-4771/09-68-7 МП «СЕЗ ЖКХ» было ликвидировано, в связи с чем, не представляется возможности представить документацию и полномочия МП «СЕЗ ЖКХ» на заключение в 2005г. договоров найма жилых помещений в домах муниципального фонда. При этом комитет не отрицает того, что МП «СЕЗ ЖКХ» заключало договоры найма, социального найма жилых помещений до объявления его несостоятельным (банкротом).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.12.2018 установлено, что 22.11.2011 МП «СЕЗ ЖКХ» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.
Из поквартирной карточки СРН-8 ООО «БКС» от (дата) следует, что в жилом помещении по адресу: (адрес) нанимателем являлся Кириченко П.Ю., с которым на регистрационном учете состоят: жена - Кириченко И.И. с (дата), сын - ФИО1 с (дата), сын - Кириченко Ю.П. с (дата).
По сведениям ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 20.12.2018 отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные за Кириченко П.Ю., Кириченко Ю.П., Кириченко И.И., ФИО1
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска от 10.01.2019, следует, что Кириченко П.Ю., Кириченко Ю.П., Кириченко И.И., ФИО1 в приватизации муниципального жилищного фонда, расположенного на территории г. Братска, не участвовали.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 07.11.2018, 12.11.2018 следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные за Кириченко П.Ю., Кириченко Ю.П., Кириченко И.И., ФИО1
Постановлением администрации (адрес) «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» № от (дата), Кириченко Ю.П., (дата) года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд установил, что спорное жилое помещение ранее являлось служебным помещением, истец Кириченко П.Ю. и члены его семьи вселены в данное жилое помещение в 1997г. в связи с трудовыми отношениями на основании служебного ордера № от (дата). С (дата) спорное жилое помещение перешло в муниципальную собственность, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Учитывая требования п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006г. № 42, постановление администрации муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 № 1712, в части включения в пункт 50 Приложения № 3 данного постановления жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), является незаконным.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что задолго до передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, истцы, были вселены в него в установленном законом порядке, впоследствии, до отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, с истцами был заключен бессрочный договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Указания на то, что жилое помещение является служебным, данный договор не содержит. Истцы проживают в спорном жилом помещении, т.е. фактически используют его по назначению и несут все обязанности нанимателя, членов семьи нанимателя жилого помещения по настоящее время. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
На основании изложенного, суд считает требования истцов Кириченко П.Ю., Кириченко Ю.П., Кириченко И.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о признании незаконным постановления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кириченко П. Ю., Кириченко Ю. П., Кириченко И.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, Администрации муниципального образования города Братска о признании незаконным постановления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008г. № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения в п. 50 Приложения № 3 к постановлению жилого помещения, расположенного по адресу: Российская (адрес).
Признать за Кириченко П. Ю., Кириченко И.И., ФИО1, Кириченко Ю. П. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Российская (адрес), на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Литвинцева