РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Тюльган 19 ноября 2018года
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Н.Н.,
при секретаре Рыбчук Е.В.,
с участием: истца Филиппова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Сергея Анатольевича к Филипповой Любови Родионовне о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
установил:
Филиппов С.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в 1995 г. его мать Филиппова Л.Р. подарила ему жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. С 1995 г. по настоящее время он как собственник пользуется и распоряжается данным домом на протяжении 23 лет и считает дом своей собственностью. В установленном порядке он недвижимость не регистрировал, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется как собственным, несет бремя содержания недвижимости, производит ремонт, облагораживает. В настоящее время он решил зарегистрировать свое право собственности на недвижимость, подать документы на государственную регистрацию права в Управление Федеральной регистрационной службы, но ему было предложено обратиться в суд с исковым заявлением, поскольку не установлено право собственности матери на недвижимое имущество. Ранее, 25.07.1994 г., его мать купила данный жилой дом у ФИО1, местонахождение которой в настоящее время неизвестно. Свидетельство о праве собственности на земельный участок ей не выдавалось. Полагает, что жилой дом принадлежит ему, иных лиц, оспаривающих право собственности на дом, не имеется.
Просит суд признать за ним право собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Филиппов С.А. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить. Показал,что ответчик его мать, она подарила ему дом в 1995 году, какого-либо договора не составляли, только расписку. С данного времени он зарегистрирован в доме. Других зарегистрированных лиц нет. В 1999 году о произвел реконструкцию дома.
Ответчик Филиппова Л.Р. направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, учитывая ее престарелый возраст,исковые требования признает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По договору купли-продажи от 25.07.1994 г. Филиппова Л.Р., проживающая в с<адрес>, купила, а ФИО1 продала дом с земельным участком и надворными постройками по <адрес>. Сумма сделки – 2000000 рублей, деньги переданы при свидетеле ФИО5
Согласно постановлению администрации Троицкого сельсовета № 34-п от 24.06.2015 г., жилому дому, принадлежащему по похозяйственному учету Филипповой Л.Р., присвоен почтовый адрес: <адрес>.
По расписке Филипповой Л.Р., в 1995 г. она подарила дом, купленный в 1994 г., своему сыну Филиппову С.А.
Согласно справкам администрации Троицкого сельсовета №№ 14, 15, 16 от 10.10.2018г., свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, никому, в том числе ФИО1, администрацией сельсовета не выдавалось, сведения о месте нахождения ФИО1 отсутствуют.
По справке администрации Троицкого сельсовета № 13 от 10.10.2018 г., в доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: Филиппов С.А., его жена ФИО6, ФИО7 ФИО6 зарегистрирована в <адрес>, ФИО7 зарегистрирована в <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту, здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, является жилым домом, состоящим из 2 этажей, год ввода в эксплуатацию – 1999 г.
По сведениям паспортных данных истца он зарегистрирован в <адрес> 12.02.1990 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Приобретение права собственности в порядке статьи 234 ГК РФ направлено на устранение неопределенности в правовом статусе имущества, владение которым как своим собственным длительное время осуществляется не собственником, а иным добросовестным владельцем в отсутствие для этого оснований, предусмотренных законом или договором.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как указано в абзаце первом п. 16 приведенного выше постановления Пленума, по смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому п. 19 этого же постановления Пленума возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 данного Кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его, отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Суд считает давностное владение Филипповым С.А. домом добросовестным, поскольку получая указанное недвижимое имущество, он не знал и не должен был знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Филиппов С.А. оплачивает коммунальные услуги, проживает в доме и содержит его.
Филиппов С.А. не скрывал факта нахождения имущества в его владении, непрерывно владел домом в течение всего срока приобретательной давности. Между истцом и Филипповой Л.Р. договор дарения в письменной форме не заключался и сторонами не подписывался, то есть Филиппов С.А. владел недвижимым имуществом как своим собственным, не на основании договорных обязательств.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исходя из характера правоотношений, исчисление срока приобретательной давности (15 лет) на имущество, принадлежащее Филипповой, начинается после истечения срока исковой давности, в течение которого оно могло быть истребовано в соответствии со ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, то есть по истечении трех лет с даты регистрации по указанному адресу Филиппова С.А. - с 12.02.1990 года. Поскольку срок непрерывного давностного владения истцом спорным имуществом составляет на момент подачи иска более 15 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Филиппова С.А.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Филиппова Сергея Анатольевича к Филипповой Любови Родионовне о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности – удовлетворить.
Признать за Филипповым Сергеем Анатольевичем право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,площадью <данные изъяты> кв.м., в силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Филиппова Сергея Анатольевича в Тюльганском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Власова
Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2018 года
Судья Н.Н. Власова